IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения

IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки

(периодичность) их проведения

7. В рамках профилактической деятельности Рострудом и его территориальными органами в 2025 году планируется проведение следующих профилактических мероприятий:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- профилактический визит.

8. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

В рамках профилактики рисков причинения вреда Роструд и его территориальные органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством размещения соответствующих сведений:

- на официальном сайте Роструда;

- через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии);

- в средствах массовой информации.

Профилактическое мероприятие в виде информирования предполагает размещение большого количества информационных материалов, что позволяет достичь такого эффекта, как повышение правовой грамотности контролируемых лиц, формирование одинакового понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как у контрольного (надзорного) органа, так и у контролируемого лица.

В связи с тем, что размещаемая на официальном сайте Роструда информация является общедоступной, у всех контролируемых лиц появляется единый источник достоверной и полной информации, использование которого позволит выявлять риски, предотвратить возможные нарушения обязательных требований.

9. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии с положениями статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.

При осуществлении данного профилактического мероприятия Рострудом и его территориальными органами проводится анализ и обобщение следующей информации:

- результатов контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых как со взаимодействием с контролируемыми лицами, так и без такого взаимодействия, включая случаи объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований,

- данных Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, других учетных регистров и систем;

- результатов рассмотрения поступивших в Роструд и его территориальные органы обращений граждан, организаций, информации от иных органов власти, содержащих сведения о нарушении обязательных требований;

- результатов обжалования в административном и судебном порядке решений, действий (бездействия) Роструда и его должностных лиц, связанных с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- результатов рассмотрения внесенных актов прокурорского реагирования по вопросам деятельности Роструда и его территориальных органов;

- результатов аналитической работы, осуществляемой в рамках актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- иных источников, содержащих информацию о нарушении обязательных требований и (или) проведении мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Полученная информация проверяется на логичность и непротиворечивость, группируется соответственно структурным единицам будущего доклада о правоприменительной практике, обрабатывается статистическими методами в сравнении с плановыми показателями и аналогичными показателями прошлого года.

По итогам обобщения правоприменительной практики подготавливается доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом практики территориальных органов.

Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, за предыдущий год.

Утвержденный доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Роструда.

Профилактическое мероприятие в виде обобщения правоприменительной практики является эффективным, так как позволяет контролируемым лицам получить доступную сводную информацию о сложившейся практике применения обязательных требований и выявляемых нарушениях.

10. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.

При наличии оснований, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, должностными лицами Роструда и его территориальных органов, выявившим данные основания, формируется мотивированное представление (служебная записка) с описанием обстоятельств и предложением об объявлении предостережения, на основании которого контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Объявление предостережения как профилактическое мероприятие является достаточно эффективным, так как контролируемое лицо может получить информацию (не в рамках контрольного (надзорного) мероприятия) об имеющихся и возможных у него нарушениях, а самое главное, устранить нарушения или причины, которые могут привести к таким нарушениям.

Проведение данного профилактического мероприятия позволяет контролируемым лицам предупредить или прекратить совершение нарушений обязательных требований, получить информацию о наличии признаков возможных нарушений, которые ими могут быть совершены, и исключить их. При этом контрольный (надзорный) орган при проведении данного вида профилактических мероприятий может достичь эффекта в виде снижения количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации, а также снижения нагрузки на контрольные (надзорные) органы и расходов на контрольную (надзорную) деятельность.

11. Должностные лица Роструда и его территориальных органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии с положениями статьи 50 Закона N 248-ФЗ.

Консультирование осуществляться должностными лицами Роструда и его территориальных органов по обращениям контролируемых лиц, их представителей:

1) в устной форме:

- по телефону;

- посредством видео-конференц-связи;

- на личном приеме;

- в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия;

2) в письменной форме.

Должностные лица Роструда и его территориальных органов осуществляют консультирование по следующим вопросам:

а) организация и осуществление государственного контроля (надзора);

б) порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) гарантии и защита прав контролируемых лиц;

г) эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;

д) исполнение решений контрольных (надзорных) органов.

Использование консультирования, как вида профилактического мероприятия, имеет ряд преимуществ, среди которых удобство получения информации в связи с возможностью использования различных способов: телефон, видео-конференц-связь, личный прием, возможность получения информации в любое время, а также экономия времени.

12. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориальных органов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.

Проводятся следующие виды профилактических визитов:

а) Обязательные профилактические визиты в отношении:

- объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска,

- контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.

б) Профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), объекты контроля которых отнесены к категории высокого риска;

в) Профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, в отношении резидентов территорий опережающего развития и резидентов свободного порта Владивосток, объекты контроля которых отнесены к категории высокого риска;

г) Профилактические визиты по инициативе контролируемого лица.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется по следующим вопросам:

- об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска;

- об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;

- о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Профилактический визит является эффективным способом выявления факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определения способов устранения или снижения рисков и их реализации.

13. Информация об основаниях для проведения каждого вида профилактического мероприятия, а также эффективность проведения каждого вида профилактического мероприятия, ожидаемый результат от его проведения представлены в Таблице N 1.

План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2025 год представлен в приложении N 1 к Программе.

Таблица N 1

Вид профилактического мероприятия (далее - ПМ)

Основания для проведения ПМ (примеры проблем, которые позволит решить проведение ПМ)

Эффективность проведения ПМ, ожидаемый результат проведения ПМ

Информирование

1) правовая неграмотность контролируемых лиц;

2) отсутствие единообразной и актуальной информации у контролируемых лиц, приводящей к нарушению обязательных требований (далее - ОТ);

3) недостаточная информированность контролируемых лиц

1) формирование одинакового понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как у контрольного (надзорного) органа, так и у контролируемого лица;

2) у контролируемого лица появляется единый источник достоверной и полной информации, использование которого позволит выявлять риски, предотвращать возможные нарушения обязательных требований;

3) повышение правовой грамотности контролируемого лица

Обобщение правоприменительной практики

1) правовая неграмотность контролируемых лиц;

2) отсутствие единообразной и актуальной информации у контролируемых лиц, приводящее к нарушению обязательных требований (далее - ОТ);

3) недостаточная информированность контролируемых лиц;

4) отсутствие единообразных подходов к применению контрольными (надзорными) органами обязательных требований;

5) наличие пробелов в законодательстве о федеральном государственном контроле (надзоре);

6) обязательные требования теряют актуальность в связи с изменением законодательства

1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом обязательных требований законодательства о федеральном государственном контроле (надзоре);

2) выявление типовых нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

3) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;

4) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре)

Объявление предостережения

1) наличие сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований;

2) наличие сведений о признаках нарушений обязательных требований;

3) наличие сведений об отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

1) предупреждение совершения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований;

2) информирование контролируемых лиц о возможных нарушениях, которые ими могут быть совершены;

3) снижение количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации;

4) снижение нагрузки на контрольные (надзорные) органы, а также расходов на контрольную (надзорную) деятельность;

5) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований

Консультирование

Наличие у контролируемых лиц вопросов, связанных с:

1) организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);

б) порядком организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) гарантий и защиты прав контролируемых лиц;

г) эффективными средствами и методами соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;

д) исполнением решений контрольных (надзорных) органов

1) оперативное получение контролируемыми лицами информации об осуществлении государственного контроля (надзора);

2) экономия времени на поиск информации;

3) исключение нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) со стороны контролируемых лиц;

4) повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности

Профилактический визит

1) Обязательные профилактические визиты в отношении:

- объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска,

- контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.

2) Профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), объекты контроля которых отнесены к категории высокого риска;

3) Профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, в отношении резидентов территорий опережающего развития и резидентов свободного порта Владивосток, объекты контроля которых отнесены к категории высокого риска;

4) Профилактические визиты по инициативе контролируемого лица.

1) информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;

2) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований;

3) снижение количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации;

4) снижение нагрузки на контрольные (надзорные) органы, а также расходов на контрольную (надзорную) деятельность;

5) контрольный (надзорный) орган может получать информацию о явной непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или о причинении такого вреда (ущерба), а также оперативно принимать решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия