IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
7. В рамках профилактической деятельности Рострудом и его территориальными органами в 2025 году планируется проведение следующих профилактических мероприятий:
- обобщение правоприменительной практики;
8. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
В рамках профилактики рисков причинения вреда Роструд и его территориальные органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством размещения соответствующих сведений:
- на официальном сайте Роструда;
- через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии);
- в средствах массовой информации.
Профилактическое мероприятие в виде информирования предполагает размещение большого количества информационных материалов, что позволяет достичь такого эффекта, как повышение правовой грамотности контролируемых лиц, формирование одинакового понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как у контрольного (надзорного) органа, так и у контролируемого лица.
В связи с тем, что размещаемая на официальном сайте Роструда информация является общедоступной, у всех контролируемых лиц появляется единый источник достоверной и полной информации, использование которого позволит выявлять риски, предотвратить возможные нарушения обязательных требований.
9. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии с положениями статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении данного профилактического мероприятия Рострудом и его территориальными органами проводится анализ и обобщение следующей информации:
- результатов контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых как со взаимодействием с контролируемыми лицами, так и без такого взаимодействия, включая случаи объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований,
- данных Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, других учетных регистров и систем;
- результатов рассмотрения поступивших в Роструд и его территориальные органы обращений граждан, организаций, информации от иных органов власти, содержащих сведения о нарушении обязательных требований;
- результатов обжалования в административном и судебном порядке решений, действий (бездействия) Роструда и его должностных лиц, связанных с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- результатов рассмотрения внесенных актов прокурорского реагирования по вопросам деятельности Роструда и его территориальных органов;
- результатов аналитической работы, осуществляемой в рамках актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- иных источников, содержащих информацию о нарушении обязательных требований и (или) проведении мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Полученная информация проверяется на логичность и непротиворечивость, группируется соответственно структурным единицам будущего доклада о правоприменительной практике, обрабатывается статистическими методами в сравнении с плановыми показателями и аналогичными показателями прошлого года.
По итогам обобщения правоприменительной практики подготавливается доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом практики территориальных органов.
Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, за предыдущий год.
Утвержденный доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Роструда.
Профилактическое мероприятие в виде обобщения правоприменительной практики является эффективным, так как позволяет контролируемым лицам получить доступную сводную информацию о сложившейся практике применения обязательных требований и выявляемых нарушениях.
10. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, должностными лицами Роструда и его территориальных органов, выявившим данные основания, формируется мотивированное представление (служебная записка) с описанием обстоятельств и предложением об объявлении предостережения, на основании которого контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявление предостережения как профилактическое мероприятие является достаточно эффективным, так как контролируемое лицо может получить информацию (не в рамках контрольного (надзорного) мероприятия) об имеющихся и возможных у него нарушениях, а самое главное, устранить нарушения или причины, которые могут привести к таким нарушениям.
Проведение данного профилактического мероприятия позволяет контролируемым лицам предупредить или прекратить совершение нарушений обязательных требований, получить информацию о наличии признаков возможных нарушений, которые ими могут быть совершены, и исключить их. При этом контрольный (надзорный) орган при проведении данного вида профилактических мероприятий может достичь эффекта в виде снижения количества выявляемых нарушений по причине их предотвращения контролируемыми лицами на основании полученной информации, а также снижения нагрузки на контрольные (надзорные) органы и расходов на контрольную (надзорную) деятельность.
11. Должностные лица Роструда и его территориальных органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии с положениями статьи 50 Закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляться должностными лицами Роструда и его территориальных органов по обращениям контролируемых лиц, их представителей:
- посредством видео-конференц-связи;
- в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия;
Должностные лица Роструда и его территориальных органов осуществляют консультирование по следующим вопросам:
а) организация и осуществление государственного контроля (надзора);
б) порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) гарантии и защита прав контролируемых лиц;
г) эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
д) исполнение решений контрольных (надзорных) органов.
Использование консультирования, как вида профилактического мероприятия, имеет ряд преимуществ, среди которых удобство получения информации в связи с возможностью использования различных способов: телефон, видео-конференц-связь, личный прием, возможность получения информации в любое время, а также экономия времени.
12. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориальных органов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проводятся следующие виды профилактических визитов:
а) Обязательные профилактические визиты в отношении:
- объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска,
- контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.
б) Профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), объекты контроля которых отнесены к категории высокого риска;
в) Профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, в отношении резидентов территорий опережающего развития и резидентов свободного порта Владивосток, объекты контроля которых отнесены к категории высокого риска;
г) Профилактические визиты по инициативе контролируемого лица.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется по следующим вопросам:
- об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска;
- об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;
- о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Профилактический визит является эффективным способом выявления факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определения способов устранения или снижения рисков и их реализации.
13. Информация об основаниях для проведения каждого вида профилактического мероприятия, а также эффективность проведения каждого вида профилактического мероприятия, ожидаемый результат от его проведения представлены в Таблице N 1.
План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2025 год представлен в приложении N 1 к Программе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей