III. Анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

III. Анализ текущего состояния федерального

государственного контроля (надзора) за соблюдением

трудового законодательства и иных нормативных правовых

актов, содержащих нормы трудового права, описание текущего

развития профилактической деятельности, характеристика

проблем, на решение которых направлена Программа

5. В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 (далее - Положение о контроле), предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами (далее - территориальные органы Роструда) в рамках возложенных на них полномочий.

Согласно пункту 8 Положения о контроле объектом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются:

а) деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

б) деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.

В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в 2023 году территориальными органами Роструда проведено 4 647 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основаниями для проведения проверок являлись:

- в соответствии с ежегодным планом проведения проверок - 1 020, что оставляет 21,9% от общего количества проведенных проверок;

- контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, - 144, что составляет 3,2% от общего количества проведенных проверок;

- заявления (обращения) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) - 1 569, что составляет 33,7% от общего количества проведенных проверок;

- приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 350, что составляет 7,6% от общего количества проведенных проверок;

- приказы (распоряжения) руководителя территориального органа Роструда, изданные в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 1 564, что составляет 33,6% от общего количества проведенных проверок.

В 2023 году наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходился на организации, осуществляющие деятельность в сфере:

- оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 6,5%;

- строительства - 14,3%;

- здравоохранения и предоставления социальных услуг - 4,2%;

- обрабатывающего производства - 14,7%;

- образования - 5,4%;

- транспорта - 5,9%;

- предоставления прочих коммунальных, социальных услуг - 7,3%;

- сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 5,6%;

- добычи полезных ископаемых - 9,6%;

- других видов экономической деятельности - 26,5%.

Из общего количества проведенных проверок в плановом порядке в 2023 году проведено 1 020 (21,9%). Все остальные проверки проведены во внеплановом порядке.

В ходе проведенных в 2023 году в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, надзорных мероприятий, в том числе расследования несчастных случаев на производстве, выявлено свыше 36,1 тысяч нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В среднем в ходе одной проверки в 2023 году выявлено 7,7 нарушений.

Анализ результатов надзорной деятельности территориальных органов Роструда свидетельствует, о том, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних лет являются:

- износ и старение на ряде предприятий основных производственных фондов;

- финансирование работодателями не в полном объеме мероприятий по охране труда (в т.ч. проведения необходимых обучений и проверок знаний в учебных центрах руководителей и работников по обучению безопасным методам и приемам работ на высоте);

- нестабильное финансовое состояние организаций (отсутствие заказов и прекращение работы предприятий, применение процедур банкротства);

- непринятие работодателями действенных мер воздействия к нарушителям требований трудового законодательства.

В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных территориальными органами Роструда в ходе проведенных в 2023 году проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проводимых в установленном порядке расследований обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, работодателям выдано более 6,3 тысяч обязательных для исполнения предписаний.

В 2023 году сохранялась тенденция приоритетности привлечения лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства, к административной ответственности в виде предупреждения.

Так в 2023 году территориальными органами Роструда по результатам проведенных проверок приняты решения о наложении административных наказаний в виде предупреждений на 72 348 виновных лиц.

За 2023 год территориальными органами Роструда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 452,4 тыс. виновных лиц.

6. В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2023 году Рострудом осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой:

- информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований при обращении представителей контролируемых лиц в Роструд и его территориальные органы;

- объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

- проведение профилактических визитов в отношении контролируемых лиц.