МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 17 декабря 2024 г. N БС-4-21/14257@

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДПУНКТА 4 ПУНКТА 1

СТАТЬИ 378.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРОЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ,

ПРИНАДЛЕЖАЩИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ-ОРГАНИЗАЦИЯМ

В Федеральную налоговую службу поступают обращения налоговых органов (в т.ч. письмо) об определении для целей применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) хозяйственных строений и сооружений, принадлежащих налогоплательщикам - организациям и расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества.

Учитывая полномочия Минфина России, предусмотренные пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса, по разъяснению вопросов применения законодательства о налогах, а также обязанность налоговых органов руководствоваться указанными разъяснениями (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса), ФНС России направила запрос в Департамент налоговой политики Минфина России, в котором изложила следующую позицию.

Согласно пункту 2 статьи 372, подпункту 4 пункта 1, пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса, законами субъектов Российской Федерации о налоге на имущество организаций (далее - налог) могут устанавливаться особенности определения налоговой базы в качестве кадастровой стоимости в отношении хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства или огородничества.

В связи с отсутствием в Налоговом кодексе определения вышеуказанных видов недвижимого имущества полагаем обоснованным использовать следующие позиции в правоприменительной практике налоговых органов, в т.ч. при формировании сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога в отношении таких объектов налогообложения.

1) Для определения хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства

Исходя из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон N 112-ФЗ) для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов (пункт 2 статьи 4 Закона N 112-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (далее - Классификатор).

Классификатор, утвержденный приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2020, регистрационный N 61482), предусматривает следующее описание видов разрешенного использования земельных участков:

- для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок): размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 Классификатора; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных;

- для индивидуального жилищного строительства: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.

Критерии отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 N 703 и в частности допускают отнесение строения и сооружения к строениям и сооружениям вспомогательного использования, если они располагаются на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), для индивидуального жилищного строительства либо для блокированной жилой застройки, либо для ведения гражданами садоводства для собственных нужд, в том числе являются сараем, баней, теплицей, навесом, погребом, колодцем или другой хозяйственной постройкой (в том числе временной), сооружением, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, на котором постройка, сооружение созданы (создаются), при этом количество надземных этажей строения или сооружения не превышает 3 этажей и его высота не превышает 20 метров.

С учетом изложенного в целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса к хозяйственным строениям и сооружениям, расположенным на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, полагаем возможным относить строения и сооружения вспомогательного использования, размещенные на указанных земельных участках, исключая жилые дома и гаражи.

2) Для определения хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или огородничества

Полагаем возможным применять пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), согласно которому под хозяйственными постройками понимаются сооружения и (или) строения, возводимые на садовых земельных участках и огородных земельных участках, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, в том числе сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы.

При этом в пунктах 1, 4 статьи 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок определяется как земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами капитального строительства, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением "нежилое", сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами (часть 11 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).

С учетом изложенного в целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса к хозяйственным строениям и сооружениям, расположенным на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и огородничества, полагаем возможным относить любые хозяйственные постройки, расположенные на указанных земельных участках, исключая садовые дома, жилые дома и гаражи.

Изложенная позиция ФНС России поддержана Департаментом налоговой политики Минфина России (письмо от 16.12.2024 N 03-05-04-01/126774, копия прилагается).

Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Доведите информацию сотрудникам налоговых органов, обеспечивающим исчисление и контроль за полнотой уплаты налога, включая формирование сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, правовое сопровождение деятельности по рассмотрению жалоб и судебному представительству налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК