ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Вводится обязательная маркировка спиртосодержащей непищевой продукции средствами идентификации (01.03.2025)

Установлено, что лица, которые вправе осуществлять оборот спиртосодержащей непищевой продукции, осуществляют оборот такой продукции только после регистрации этих лиц в соответствии с правилами маркировки спиртосодержащей непищевой продукции, утвержденными Правительством РФ.

Не допускается производство спиртосодержащей непищевой продукции обособленным подразделением организации, производящей алкогольную продукцию.

Организации, осуществляющие производство или оборот спиртосодержащей непищевой продукции, обязаны представлять сведения об объеме производства или оборота такой продукции в соответствующую ГИС согласно правилам, утвержденным Правительством РФ. ИП, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, обязаны представлять сведения об объеме закупки и розничной продажи такой продукции в соответствующую ГИС согласно правилам, утвержденным Правительством РФ.

Основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке будет являться оборот спиртосодержащей непищевой продукции без маркировки либо с поддельными средствами идентификации.

Изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов и должностных лиц подлежит спиртосодержащая продукция в случае, если ее производство или оборот осуществляются с нарушением требований к маркировке спиртосодержащей непищевой продукции, либо с маркировкой поддельными средствами идентификации, либо без передачи сведений о маркировке и об обороте указанной продукции согласно требованиям, установленным правилами маркировки указанной продукции средствами идентификации, либо с нарушением порядка передачи таких сведений.

В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вводится запрет на оборот спиртосодержащей непищевой продукции без указания в сопровождающих документах сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, либо без маркировки, либо с маркировкой поддельными средствами идентификации, либо без передачи сведений о маркировке такой продукции и об обороте указанной продукции согласно требованиям, установленным правилами маркировки указанной продукции средствами идентификации, либо с нарушением порядка передачи таких сведений.

Также установлено, что основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок будет являться отсутствие у заявителя временного разрешения, удостоверяющего право завершения полного цикла производства дистиллятов или право на завершение выдержки винодельческой продукции, а также право на хранение и поставку дистиллятов или винодельческой продукции.

В отношении организаций, владеющих основным технологическим оборудованием для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 100 тысяч декалитров в год, Росалкогольтабакконтроль в случае подтверждения им информации об устранении выявленных нарушений при необходимости внесения изменений в реестр производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи принимает решение о внесении изменений в реестр.

Уточняются особенности применения отдельных положений Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в рамках пресечения незаконных производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

(Федеральный закон от 30.11.2024 N 433-ФЗ)

Уточнен порядок лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (01.03.2025)

Уточняется, что декларацию о соответствии или сертификат соответствия на основное технологическое оборудование должны иметь:

- организации, КФХ без образования юридического лица, ИП, производящие этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование;

- организации, осуществляющие оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции (за исключением перевозок такой продукции) и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование.

Организации, перевозящие автомобильным транспортом этиловый спирт и нефасованную спиртосодержащую продукцию с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны иметь сертификат соответствия или декларацию о соответствии на оборудование для учета объема перевозок такой продукции.

С 45 до 30 дней после предоставления документов для регистрации основного технологического оборудования сокращен срок, в течение которого не допускается использование основного технологического оборудования.

Сведения о допустимости использования основного технологического оборудования вносятся в единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования в течение 5 календарных дней после дня принятия соответствующего решения.

Уточняются основания для возврата заявления о выдаче федеральных специальных марок и основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок.

Документы для государственной регистрации основного технологического оборудования могут быть представлены в Росалкогольтабакконтроль через единый портал госуслуг.

Установлены специальные требования к розничной продаже алкогольной продукции федеральными бюджетными учреждениями.

Уточнен порядок выдачи лицензий, в том числе в части представляемых документов для получения соответствующей лицензии.

Установлено, что документы для получения лицензии по общему правилу представляются заявителем в лицензирующий орган через единый портал госуслуг или через ЕГАИС. Документы для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, также могут быть представлены в лицензирующий орган на бумажном носителе.

Решение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче соответствующей лицензии по заявлению, поданному в форме электронного документа через единый портал госуслуг или через ЕГАИС, принимается в течение 20 рабочих дней со дня регистрации представленных заявителем документов. Решение о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, либо об отказе в выдаче соответствующей лицензии принимается в течение 30 календарных дней со дня регистрации представленных заявителем документов.

В отдельных случаях для проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен.

Уточняются основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Решение о переоформлении лицензии (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) принимается лицензирующим органом в течение 10 рабочих дней, если для ее переоформления лицензирующим органом выездная оценка соответствия заявителя обязательным требованиям не проводится.

Уточняются особенности применения отдельных положений Закона на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 316-ФЗ; Приказы Росалкогольтабакконтроля от 08.11.2024 N 448 и N 449, от 15.11.2024 N 453)

Уточнен перечень информации, содержащейся в уведомлениях о начале оборота алкогольной продукции (01.03.2025)

Установлено, что наименование алкогольной продукции должно указываться с учетом соблюдения запрета на использование наименования алкогольной продукции, вводящего потребителей в заблуждение относительно вида алкогольной продукции и ее состава.

Также установлено, что информация об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, зафиксированная в ЕГАИС, предоставляется федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов РФ, уполномоченным контролировать розничную продажу алкогольной продукции, Счетной палате РФ, Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России в агрегированном состоянии. Персонифицированные сведения об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, зафиксированные в ЕГАИС, предоставляются по мотивированным запросам указанных лиц, если иное не предусмотрено соглашениями об информационном взаимодействии, заключенными указанными лицами с Росалкогольтабакконтролем.

(Постановление Правительства РФ от 06.11.2024 N 1490)

Определены правила представления деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, ввозимых в качестве припасов, а также помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли (01.03.2025)

Установлено, что организации, с/х товаропроизводители (организации, ИП, КФХ), признаваемые таковыми, и ИП, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, ввозимых в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов, а также помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, представляют декларацию по установленной форме.

Декларации представляются в органы исполнительной власти субъектов РФ по месту регистрации организации (ИП).

Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов РФ, организации и ИП направляют в Росалкогольтабакконтроль в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов РФ.

В новой редакции приводится форма декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции.

(Приказ Росалкогольтабакконтроля от 26.11.2024 N 461)

Внесены изменения в отдельные формы заявок о фиксации информации в ЕГАИС и порядок их заполнения (01.03.2025)

В частности, форма заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о ввозе или перемещении на территорию РФ этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции дополнена полем "Год сбора урожая винограда, использованного для производства дистиллята".

Кроме того, формы заявок о фиксации в ЕГАИС сведений о ввозе или перемещении на территорию РФ этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о фиксации в ЕГАИС сведений о планируемом ввозе или перемещении продукции дополнены блоком "Территория маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками", который заполняется участниками эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада.

В новой редакции приводится форма заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о спиртосодержащей продукции и вине наливом, крепленом вине наливом (виноматериале).

(Приказ Росалкогольтабакконтроля от 26.11.2024 N 468)

Определен порядок инвентаризации виноградных насаждений (01.03.2025)

Инвентаризация виноградных насаждений, в том числе работа по оценке соответствия данных федерального реестра виноградных насаждений фактическому состоянию виноградных насаждений, осуществляется Россельхознадзором, территориальными органами Россельхознадзора.

Инвентаризация виноградных насаждений осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах виноградных насаждений, федеральном реестре виноградных насаждений, а также сведений в ФГИС "Аргус-Фито", ФГИС "Семеноводство".

При инвентаризации виноградных насаждений оценивается соответствие данных федерального реестра виноградных насаждений фактическому состоянию виноградных насаждений в отношении следующих определенных сведений.

Инвентаризация виноградных насаждений осуществляется не реже 1 раза в 2 года в отношении каждого виноградного насаждения.

Инвентаризация виноградных насаждений осуществляется территориальными органами Россельхознадзора на основании плана инвентаризации виноградных насаждений, который формируется Россельхознадзором. При формировании плана инвентаризации виноградных насаждений сроки инвентаризации виноградных насаждений устанавливаются согласно климатическим условиям выращивания виноградных насаждений и не включают сроки сбора урожая винограда.

План инвентаризации виноградных насаждений должен быть утвержден и размещен на сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов не позднее чем за 20 рабочих дней до указанной в таком плане даты начала первой инвентаризации виноградных насаждений.

Лица, в пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены виноградные насаждения, а также лица, в пользовании которых находятся виноградные насаждения, могут обратиться в Россельхознадзор для инвентаризации виноградных насаждений в случае изменения фактического состояния виноградных насаждений.

В целях инвентаризации виноградных насаждений не позднее чем за 10 рабочих дней до дня начала первой инвентаризации виноградных насаждений приказом руководителя (или уполномоченного заместителя руководителя) территориального органа Россельхознадзора создается инвентаризационная комиссия из числа должностных лиц территориального органа Россельхознадзора.

Срок инвентаризации виноградных насаждений одного субъекта виноградарства и виноделия не может превышать 20 рабочих дней.

Лица, в пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены виноградные насаждения, а также лица, в пользовании которых находятся виноградные насаждения, либо их уполномоченные представители вправе присутствовать при инвентаризации виноградного насаждения.

По итогам инвентаризации виноградного насаждения в течение 10 рабочих дней со дня ее окончания инвентаризационной комиссией составляется акт инвентаризации виноградных насаждений в 2 экземплярах на бумажном носителе с приложением фото- или видеоматериалов.

(Приказ Минсельхоза России от 26.07.2024 N 432)