Юридические лица и ИП, не являющиеся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющие деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, должны соблюдать требования транспортной безопасности (01.03.2025)
Напоминаем, что Постановлением Правительства РФ от 22.09.2023 N 1550 утверждены новые требования по соблюдению транспортной безопасности.
(Федеральный закон от 03.04.2023 N 107-ФЗ)
Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности продлевается, аннулируется, приостанавливается и возобновляется федеральными органами исполнительной власти, оказывающими госуслуги в области транспортной безопасности (01.03.2025)
(Федеральный закон от 24.07.2023 N 387-ФЗ)
Изменено правовое регулирование отношений, возникающих в связи с регистрацией транспортных средств (01.03.2025)
Установлено, что прежний владелец транспортного средства (ТС) имеет право обратиться с заявлением о прекращении государственного учета данного ТС после отчуждения ТС в случае:
- заключения договора с использованием единого портала госуслуг или при его нотариальном удостоверении, вступления в законную силу судебного акта - непосредственно в регистрационное подразделение либо с использованием единого портала госуслуг;
- заключения договора в простой письменной форме на бумажном носителе - непосредственно в регистрационное подразделение с представлением оригинала договора по истечении 10 дней со дня отчуждения ТС.
Техническая ошибка (некорректная запись) в государственном реестре ТС исправляются регистрационным подразделением в трехдневный срок после их обнаружения или получения от владельца ТС в письменной или электронной форме заявления о допущенной ошибке.
Исключается обязанность владельца ТС при возникновении права владения ТС страховать свою гражданскую ответственность до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца.
Осмотр ТС проводится при:
- возобновлении государственного учета ТС;
- оформлении в отношении не состоящего на государственном учете ТС ПТС;
- оформлении в отношении состоящего на государственном учете ТС документов, идентифицирующих ТС, взамен регистрационных документов, выданных до 1993 года.
Государственный учет ТС прекращается в том числе:
- по заявлению владельца ТС, являющегося специализированной организацией, в отношении ТС, являющегося товаром и предназначенного для реализации;
- по заявлению владельца ТС в отношении находящегося в розыске похищенного или угнанного транспортного средства.
Снятию с государственного учета по заявлению владельца ТС или уполномоченной организации подлежит транспортное средство после его гибели или уничтожения.
К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий отнесено обращение в регистрационное подразделение владельца ТС, не уплатившего утилизационный сбор, для постановки ввезенного физическим лицом ТС (в отношении которого ФТС России представлены сведения в отношении уплаты утилизационного сбора) на государственный учет или внесения изменений в регистрационные данные такого ТС в связи со сменой его владельца.
Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты.
(Федеральный закон от 08.07.2024 N 174-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 14.11.2024 N 1540)
Внесены изменения в Закон об организации дорожного движения (01.03.2025)
Вводится понятие "уровень обслуживания дорожного движения" - параметр эффективности организации дорожного движения, выражающий отношение средней скорости движения транспортных средств к скорости транспортных средств в условиях свободного движения.
Уточняются полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения.
Установлено, что мониторинг дорожного движения, эффективность организации дорожного движения обеспечиваются Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении этой компании.
Закреплено, что эффективность организации дорожного движения обеспечивается в том числе посредством создания условий для использования электромобилей и гибридных автомобилей.
На территориях городских округов, городских поселений, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на федеральной территории "Сириус" могут выделяться парковки (парковочные места) для электромобилей и гибридных автомобилей, в том числе оборудованные зарядными устройствами для них в количестве, соответствующем потребности, определенной в документации по организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения должны быть разработаны для одного или нескольких муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения 50 тыс. человек и более, расположенных в границах одного субъекта РФ, а также для территорий городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Комплексные схемы организации дорожного движения для одного или нескольких муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения менее 50 тыс. человек, расположенных в границах одного субъекта РФ, разрабатываются в случае принятия решений об их разработке органами местного самоуправления указанных муниципальных образований.
Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков должны разрабатываться в отношении дорог, в отношении которых производятся капитальный ремонт и ремонт.
Органы и организации обязаны разместить утвержденные ими проекты организации дорожного движения, в том числе с учетом внесенных в них изменений, в своих информационных системах и направить их в МВД в срок, не превышающий 30 дней со дня их утверждения.
Внесены изменения в отдельные законодательные акты.
(Федеральный закон от 08.07.2024 N 171-ФЗ)
Урегулированы вопросы, касающиеся каботажных автомобильных перевозок (01.03.2025)
Под каботажной автомобильной перевозкой понимается перевозка грузов или пассажиров иностранными перевозчиками с использованием принадлежащих им транспортных средств, в том числе временно ввезенных ими, между пунктами, расположенными на территории РФ.
Разрешения, международные товарно-транспортные накладные и другие документы, которые требуются для каботажных автомобильных перевозок грузов иностранным перевозчиком, зарегистрированным на территории одного из государств - членов ЕАЭС, должны быть заполнены иностранным перевозчиком до въезда транспортного средства, находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.
Вводится запрет на каботажные автомобильные перевозки, за исключением каботажных автомобильных перевозок грузов, осуществляемых иностранными перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов ЕАЭС. Также запрещаются каботажные автомобильные перевозки опасных грузов иностранными перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов ЕАЭС.
Допускается осуществление на одном и том же транспортном средстве до трех последовательных каботажных автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории РФ. При каботажных автомобильных перевозках грузов последняя разгрузка должна быть произведена в течение 7 календарных дней со дня разгрузки в ходе завершения международной перевозки на территории РФ.
Каботажная автомобильная перевозка грузов с использованием транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, зарегистрированному на территории одного из государств - членов ЕАЭС, допускается только после завершения этим транспортным средством международной автомобильной перевозки грузов на территории РФ при условии, что это транспортное средство прибыло груженым.
Каботажные автомобильные перевозки грузов осуществляются только после предварительного информирования о каботажной автомобильной перевозке грузов и получения от Ространснадзора подтверждения выполнения такой перевозки. Решение о подтверждении выполнения каботажной автомобильной перевозки грузов или об отказе в выполнении такой перевозки принимается Ространснадзором в течение 24 часов с момента получения заявки на выполнение перевозки.
Каботажная автомобильная перевозка грузов возможна только при условии представления иностранным перевозчиком, зарегистрированным на территории одного из государств - членов ЕАЭС, документов, подтверждающих выполнение международной автомобильной перевозки (международной товарно-транспортной накладной) и логическую последовательность перевозки.
Транспортные средства, используемые при каботажных автомобильных перевозках грузов, должны быть оборудованы тахографами.
В случае нарушения условий каботажных автомобильных перевозок грузов иностранный перевозчик, зарегистрированный на территории одного из государств - членов ЕАЭС, несет ответственность, предусмотренную законодательством, а также такой перевозчик не допускается к каботажным автомобильным перевозкам грузов в течение одного года с даты выявления нарушения.
Иностранные перевозчики, зарегистрированные на территории одного из государств - членов ЕАЭС, осуществляющие каботажные автомобильные перевозки грузов, должны использовать только транспортные средства, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства.
Соблюдение обязательных требований в области каботажных автомобильных перевозок оценивается путем проведения проверок транспортных средств, в том числе проверок имеющихся у водителей транспортных средств подтверждения выполнения перевозки, полученного от Ространснадзора, международных товарно-транспортных накладных, документов, подтверждающих логическую последовательность перевозки, учетных талонов и других документов.
Корреспондирующие изменения внесены в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
(Федеральный закон от 29.12.2022 N 627-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 08.11.2024 N 1515 и от 30.11.2024 N 1694)
Внесены изменения в Правила ведения государственного реестра транспортных средств (01.03.2025)
Установлено, что реестра ведет МВД России (далее - оператор реестра) посредством федеральной информационной системы Госавтоинспекции.
Реестровые записи, связанные с прекращением государственного учета ТС и снятием с государственного учета ТС в автоматическом режиме, подписываются УКЭП оператора реестра.
Уточнен состав сведений, содержащихся в реестре.
Запрос о выдаче выписки может быть представлен в отношении ТС либо владельца ТС. Помимо сокращенной и расширенной выписки предусмотрена возможность выдачи выписки обо всех ТС, принадлежащих одному владельцу (далее - выписка по владельцу).
Посредством официального сайта оператора реестра предоставляется исключительно сокращенная выписка.
В расширенную выписку или выписку по владельцу не включаются сведения о новом владельце ТС в случае прекращения государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации транспортных средств.
Сведения, включаемые в расширенную выписку, приводятся на дату, указанную в запросе, а в случае ее отсутствия - на дату формирования расширенной выписки.
В случае представления запроса о выдаче расширенной выписки либо запроса о выдаче выписки по владельцу в электронной форме такие запросы юридических лиц и ИП подписываются УКЭП, а физических лиц (в том числе при представлении интересов юридического лица или ИП) - УКЭП либо УНЭП.
Подписание сокращенной выписки не требуется.
В случаях если в реестре запрашиваемые сведения отсутствуют или предоставление запрашиваемых сведений не предусмотрено, расширенная выписка либо выписка по владельцу не предоставляется, а оператор реестра в срок не более 7 рабочих дней со дня получения им соответствующего запроса направляет заявителю уведомление об отсутствии в реестре запрашиваемых сведений либо решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из реестра.
В новой редакции приводятся формы расширенной и сокращенной выписок. Установлена форма выписки по владельцу.
(Постановление Правительства РФ от 29.11.2024 N 1669)
Уточнен перечень обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов или грузов повышенной опасности, являющихся объектами транспортной инфраструктуры (01.03.2025)
Уточняется, что к таким объектам отнесены в том числе здания, помещения и сооружения, в том числе плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов, предназначенные для погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, перевозимых судами внутреннего водного транспорта, обслуживания пассажиров и судов морского или внутреннего водного транспорта.
(Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 N 1686)
Расширяется перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта (01.03.2025)
- здания, помещения и сооружения, в том числе плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов, предназначенные для обслуживания пассажиров и судов морского транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в пределах одного субъекта РФ;
- здания, помещения и сооружения, в том числе плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов, предназначенные для обслуживания пассажиров и судов внутреннего водного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки по местным, пригородным и внутригородским маршрутам.
(Приказ Минтранса России от 09.10.2024 N 356)
Определены значения минимальной разницы в расписаниях между прибытием транспортных средств в пункт пропуска через госграницу по устанавливаемому или изменяемому международному маршруту и временем такого прибытия по каждому из ранее установленных международных маршрутов (01.03.2025)
Речь идет о международных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
(Приказ Минтранса России от 04.07.2024 N 230)
В отдельных случаях заявление, представляемое российским перевозчиком для получения допуска к международным автомобильным перевозкам, направляемое в Ространснадзор через единый портал госуслуг, может быть подписано УНЭП (01.03.2025)
Заявление может быть подписано УНЭП в случае подачи заявления на предоставление услуги физическим лицом, действующим от имени юридического лица или ИП (являющегося руководителем такого юридического лица), либо лицом, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием единого портала госуслуг, либо лицом, являющимся ИП.
(Постановление Правительства РФ от 02.02.2024 N 104)
Возобновляет действие положение, в соответствии с которым транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, должны быть оснащены тахографами (01.03.2025)
(Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 539)
Нарушение порядка размещения информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов владельцами автомобильной дороги общего пользования местного значения или частной автомобильной дороги общего пользования повлечет административную ответственность (01.03.2025)
Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей; на юридических лиц - от 5 тыс. до 15 тыс. рублей.
Предусмотрена повышенная административная ответственность за повторное совершение указанного административного правонарушения.
(Федеральный закон от 21.11.2022 N 464-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081)
Определены существенные условия договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог (01.03.2025)
К таким существенным условиям отнесены:
- условия о предмете договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог;
- сроки прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций;
- обязанности сторон;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
- требования к размещению инженерных коммуникаций с учетом параметров автомобильной дороги, предусмотренных документацией по планировке территории, утвержденной на дату заключения договора, в соответствии с которой планируется строительство, реконструкция автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется прокладывать, переносить или переустраивать инженерные коммуникации.
(Приказ Минтранса России от 02.05.2024 N 156)
Внесены отдельные изменения в Воздушный кодекс (01.03.2025)
Вводятся понятия "безопасность полетов в гражданской авиации", "программа безопасности полетов", "фактор опасности" и "риск для безопасности полетов".
Программа безопасности полетов определяет государственную политику и цели в области безопасности полетов гражданских воздушных судов, мероприятия по управлению рисками для безопасности полетов, мероприятия по повышению уровня безопасности полетов для достижения указанных целей и реализации данных мероприятий, задач, популяризации безопасности полетов на государственном уровне.
Юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность в сфере гражданской авиации, предоставляют в Росавиацию данные о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов.
Члены летного экипажа пилотируемого гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 кг и менее, и диспетчеры управления воздушным движением при приеме на работу проходят профессиональный отбор.
Регламентирован порядок допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты. В частности, установлено, что решения о выдаче допуска, о внесении изменений в условия ранее выданного допуска, об отзыве допуска, о введении ограничений в условия ранее выданного допуска принимаются межведомственной комиссией, создаваемой Росавиацией.
Закреплен перечень сведений, которые должны содержать отдельные федеральные авиационные правила.
(Федеральный закон от 08.08.2024 N 289-ФЗ)
Вступают в силу законодательные изменения в сфере защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (01.03.2025)
Установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры аэропорта, аэродрома или вертодрома гражданской авиации признается лицо, владеющее аэродромом или вертодромом на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя комплекс мер по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, который предусмотрен стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении воздушных судов гражданской авиации, используемых для воздушных коммерческих перевозок, разрабатывают соответствующие программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств).
Программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) утверждаются Росавиацией.
Защита от актов незаконного вмешательства аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, обеспечивается подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии, охраняющими границы территорий таких аэропортов на основании возмездных договоров с субъектами транспортной инфраструктуры, и подразделениями транспортной безопасности, защищающими такие аэропорты.
Защита от актов незаконного вмешательства находящихся в аэропорту (на аэродроме) транспортных средств воздушного транспорта, в том числе проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, обеспечивается субъектами транспортной инфраструктуры путем привлечения подразделения транспортной безопасности, защищающего такой аэропорт (аэродром), при наличии указанного подразделения.
Также уточняется, что в целях ведения реестров лиц, воздушная перевозка которых ограничена, перевозчики смогут обрабатывать персональные данные пассажиров в соответствии с законодательством в области персональных данных.
(Федеральный закон от 03.04.2023 N 107-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 25.10.2023 N 1779, от 25.04.2024 N 534 и от 23.05.2024 N 664; Приказы Минтранса России от 07.09.2023 N 310 и N 311, от 11.09.2024 N 308)
Определены права членов экипажа воздушного судна в случае совершения противоправных действий на борту воздушного судна (01.03.2025)
Члены экипажа воздушного судна на основании распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.
При пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, члены экипажа воздушного судна имеют право применять специальные средства сдерживания.
(Федеральный закон от 03.04.2023 N 107-ФЗ)
Установлены требования к оснащению, а также правила оснащения специализированным оборудованием пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем (01.03.2025)
- пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений;
- беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, сертифицированными средствами криптографической защиты информации.
Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием допускается при:
- изготовлении пилотируемых и беспилотных воздушных судов;
- модификации пилотируемых и беспилотных воздушных судов (для воздушных судов типовой конструкции);
- изменении конструкции пилотируемых и беспилотных воздушных судов (для воздушных судов нетиповой конструкции).
(Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 N 1701)
Вступают в силу новые федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к юридическим лицам и ИП, осуществляющим техобслуживание беспилотных авиационных систем или их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов (01.03.2025)
В частности, установлено, что заявление о выдаче сертификата, заявление о внесении изменений в сертификат, о внесении изменений в приложение к сертификату подаются по выбору заявителя:
- в форме электронного документа или электронного образа документа через единый портал госуслуг или по адресу электронной почты, размещенному на сайте Росавиации;
- в форме документа на бумажном носителе при личном обращении, посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
Заявление о внесении изменений в приложение к сертификату подается в случае необходимости внесения изменений в сферу деятельности в части изменения перечня выполняемых категорий, подкатегорий, видов работ или ограничений.
В случае подачи заявления о выдаче (заявления о внесении изменений) и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе заявление о выдаче (заявление о внесении изменений) и прилагаемые к нему документы принимаются Росавиацией по описи прилагаемых документов, копия которой с отметкой о дате приема заявления и прилагаемых к нему документов в день приема должна быть вручена заявителю лично либо направлена ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по адресу электронной почты (при наличии).
Проверка с выездом должна проводиться в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня принятия Росавиацией решения о ее проведении.
Срок оформления сертфиката сокращен с 3 до 1 рабочего дня со дня подписания акта проверки с выездом комиссией из числа работников Росавиации.
- требования к юридическим лицам, ИП осуществляющим такое техническое обслуживание, и правила технического обслуживания;
- форма документа, подтверждающего соответствие юридического лица, ИП осуществляющих техническое обслуживание, требованиям федеральных авиационных правил.
Ранее выданные документы, подтверждающие соответствие юридических лиц, ИП, осуществляющих техническое обслуживание, продолжают действовать до 1 сентября 2026 года, за исключением случаев внесения в них изменений или их аннулирования.
(Приказ Минтранса России от 18.10.2024 N 367)
Вводится новый Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве (01.03.2025)
Новый Порядок применяется в том числе при установлении и взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах с осуществляющих деятельность в области гражданской авиации организаций иностранных государств, с которыми РФ заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц.
Сбор за обеспечение авиационной безопасности заменен на сбор за обеспечение транспортной безопасности.
Сбор за обеспечение транспортной безопасности устанавливается за обеспечение защиты находящихся в аэропорту воздушных судов от актов незаконного вмешательства силами обеспечения транспортной безопасности, в том числе подразделениями транспортной безопасности, осуществляющими защиту такого аэропорта, при технологическом взаимодействии воздушного судна с аэропортом (аэродромом) в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, и требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта.
(Приказ Минтранса России от 27.04.2024 N 149)
Вводится Порядок проведения обязательной сертификации светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов (01.03.2025)
Обязательная сертификация проводится Росавиацией.
Для проведения сертификационных работ привлекаются сертификационные центры и испытательные лаборатории. Не допускается привлечение к сертификационным работам сертификационных центров и испытательных лабораторий, являющихся подразделениями заявителя.
Сертификат типа на типовую конструкцию нового светосигнального оборудования и модернизированного светосигнального оборудования, планируемых к серийному изготовлению, не подлежит аннулированию, действие сертификата типа не подлежит приостановлению.
Для получения сертификата типа или сертификата единичного экземпляра светосигнального оборудования, серийное изготовление которого не планируется или прекращено, юридическим лицом или его уполномоченным представителем подаются заявление о проведении сертификации светосигнального оборудования и документы в Росавиацию по выбору заявителя:
- в форме электронных документов или электронных образов документов через единый портал госуслуг или по адресу электронной почты Росавиации;
- в форме документов на бумажном носителе при личном обращении или посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
Определен порядок внесения изменений в сертификат типа и сертификат единичного экземпляра, а также порядок приостановления, возобновления действия и аннулирования сертификата единичного экземпляра светосигнального оборудования.
Приводятся формы сертификата типа и сертификата единичного экземпляра.
(Приказ Минтранса России от 14.11.2024 N 403)
Определен Порядок проведения для гражданской авиации наземных и летных проверок отдельного оборудования (01.03.2025)
Речь идет о светосигнальном оборудовании, устанавливаемом на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехническом оборудовании и оборудовании авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземном оборудовании, необходимом для предоставления поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем.
Предусмотрено проведение следующих летных проверок:
- летные проверки при вводе в эксплуатацию оборудования;
- периодические летные проверки;
- специальные летные проверки.
Определена периодичность проведения вводных летных проверок и периодических летных проверок светосигнального оборудования, радиотехнического оборудования, оборудования электросвязи, наземного оборудования беспилотных авиационных систем.
Предусмотрено проведение следующих наземных проверок:
- наземные проверки перед проведением вводных летных проверок;
- наземные проверки перед проведением периодических летных проверок;
- наземные проверки перед проведением специальных летных проверок.
Периодичность проведения наземных проверок светосигнального оборудования, радиотехнического оборудования, оборудования электросвязи, наземного оборудования беспилотных авиационных систем должна соответствовать периодичности проведения летных проверок указанного оборудования.
Приводятся требования к документам, оформляемым по результатам проведения наземных и летных проверок, а также критерии принятия решений о соответствии оборудования сертификационным базисам оборудования и эксплуатационной документации.
Приводятся формы необходимых документов.
(Приказ Минтранса России от 07.10.2024 N 354)
Вводится новый Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве и взимания рассчитанной на их основе платы с иностранных эксплуатантов (01.03.2025)
Новый Порядок применяется при установлении и взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов с осуществляющих деятельность в области гражданской авиации организаций иностранных государств, с которыми у РФ отсутствуют заключенные международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов, которые установлены для российских лиц.
В рамках расчета платы за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и на маршрутах полетов установлено, что общее ортодромическое расстояние полета в случае, если полет завершился на аэродроме вылета или в районе аэродрома вылета, определяется умножением расстояния между контрольной точкой аэродрома и наиболее удаленной от аэродрома точкой полета на два.
Сбор за обеспечение авиационной безопасности заменен на сбор за обеспечение транспортной безопасности.
Сбор за обеспечение транспортной безопасности устанавливается за обеспечение защиты находящихся в аэропорту воздушных судов от актов незаконного вмешательства силами обеспечения транспортной безопасности, в том числе подразделениями транспортной безопасности, осуществляющими защиту такого аэропорта, при технологическом взаимодействии воздушного судна с аэропортом (аэродромом) в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, и требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта.
(Приказ Минтранса России от 02.05.2024 N 157)
Внесены изменения в Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (01.03.2025)
Расходы на обеспечение авиационной безопасности заменены на расходы на обеспечение транспортной безопасности.
Уточняется, что доходы по регулируемым услугам учитываются раздельно по видам услуг раздельно для юридических лиц, ИП и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации, а также осуществляющих деятельность в области гражданской авиации организаций иностранных государств, с которыми РФ заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц, и для иностранных эксплуатантов.
Расходы на обеспечение транспортной безопасности включают затраты на оплату услуг привлеченных на основании возмездных договоров подразделений транспортной безопасности, а также на оплату услуг подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии, осуществляющих охрану границ территорий аэропортов на основании возмездных договоров с субъектами транспортной инфраструктуры, и подразделений транспортной безопасности, осуществляющих защиту таких аэропортов.
В новой редакции приводится формы детализации отдельных расходов.
(Приказ Минтранса России от 02.05.2024 N 158)
Определены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, предназначенных для обслуживания пассажиров и судов морского или внутреннего водного транспорта (01.03.2025)
Требования применяются в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры:
- здания, помещения и сооружения, в том числе плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов, предназначенные для обслуживания пассажиров и судов морского транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в пределах одного субъекта РФ;
- здания, помещения и сооружения, в том числе плавучие, гидротехнические, а также в составе стоечных судов, предназначенные для обслуживания пассажиров и судов внутреннего водного транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров по местным, пригородным и внутригородским маршрутам перевозок пассажиров.
Приводятся обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Приводится типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры.
Уточнена сфера действия Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию.
(Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 N 1687)
Обновлены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (01.03.2025)
В частности, уточнен перечень информации, которую перевозчик (лицо, уполномоченное перевозчиком) должен предоставить пассажиру или грузоотправителю при оказании услуг по перевозке.
Закреплено, что услуги комнаты матери и ребенка оказываются безвозмездно. Скорректирован перечень услуг, которые оказываются владельцем пассажирской инфраструктуры в комнате матери и ребенка.
(Постановление Правительства РФ от 11.10.2024 N 1364; Приказ Минтранса России от 29.07.2024 N 256)
Обновлены Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте (01.03.2025)
В частности, предусмотрено, что пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, выдаются:
- при перевозке пассажира по транспортным маршрутам - билет и багажная квитанция (в случае провоза багажа) либо электронный билет и электронная багажная квитанция;
- при перевозке пассажира по экскурсионно-прогулочным маршрутам - билет (путевка) или электронный билет, а в случае перевозки организованной группы пассажиров - билет на перевозку группы пассажиров (билет действителен при наличии списка пассажиров с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого пассажира и его паспортных данных или данных иного документа, удостоверяющего личность);
- при перевозке пассажира по туристскому маршруту - билет или путевка, сформированная туроператором на основе сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта, или электронная путевка, сформированная туроператором в электронной форме в ГИС "Электронная путевка" на основе сведений, содержащихся в договоре о реализации туристского продукта и представленных туроператором.
Стоимость проезда оплачивается пассажиром через билетные кассы, или на судне наличными средствами, или с применением электронных сервисов оплаты услуг, используемых перевозчиком или владельцем пассажирской инфраструктуры, или с применением электронных сервисов оплаты услуг в случае оформления электронного билета (электронной багажной квитанции) с использованием мобильного приложения или сайта перевозчика, владельца пассажирской инфраструктуры или лица, оказывающего от имени перевозчика или владельца пассажирской инфраструктуры гражданам услуги по оформлению электронного билета или электронной багажной квитанции.
Допускается оплата пассажиром стоимости проезда на судне, перевозящем пассажиров по транспортным или экскурсионно-прогулочным маршрутам, с использованием ЕБС.
Билет и багажная квитанция (в случае провоза багажа) оформляются в билетной кассе ручным или автоматизированным способом, а также путем валидации бесконтактных смарт-карт (в том числе социальных карт), транспортных карт, платежных карт (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) или электронных устройств с использованием автоматизированных систем управления пассажирскими перевозками на внутреннем водном транспорте, используемых перевозчиком или владельцем пассажирской инфраструктуры.
Допускается оформление электронного билета и электронной багажной квитанции, в случае провоза багажа, с использованием мобильного приложения или сайта перевозчика или владельца пассажирской инфраструктуры.
(Приказ Минтранса России от 23.08.2024 N 292)
Заявление о выдаче свидетельства (дубликата свидетельства) о минимальном составе внешнего экипажа автономного судна может быть направлено капитану морского порта, в котором зарегистрировано судно, через единый портал госуслуг (01.03.2025)
В этом случае заявитель информируется об оформлении свидетельства, решении об отказе в выдаче свидетельства, о готовности дубликата свидетельства путем направления уведомления через единый портал госуслуг.
(Приказ Минтранса России от 02.05.2024 N 159)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей