ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Урегулирован порядок оплаты неиспользованных дней отдыха при увольнении работника (01.03.2025)

Изменения направлены на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 06.12.2023 N 56-П.

Дополнительный день отдыха, предоставленный работнику за работу в выходной или нерабочий праздничный день, по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня работы в выходной или нерабочий праздничный день либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.

В случае, если на день увольнения работника имеется день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день, не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя, с которым прекращается трудовой договор, в день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день и фактически произведенной оплатой работы в этот день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя.

(Федеральный закон от 30.09.2024 N 339-ФЗ)

Урегулирован порядок трудоустройства граждан за пределами территории РФ (01.03.2025)

Закреплено, что граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ.

Деятельность по трудоустройству граждан за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, осуществляется российскими юридическими лицами.

Такие российские юридические лица уведомляют о начале деятельности по трудоустройству за границей моряков Роструд.

Российские юридические лица, осуществляющие деятельность по трудоустройству за границей моряков, должны соблюдать следующие требования:

- отказаться от принятия мер, направленных на воспрепятствование получению моряком рабочего места, на которое он имеет право в соответствии со своей квалификацией;

- не возлагать на моряка прямо или косвенно оплату комиссионных или иных издержек, связанных с трудоустройством либо предоставлением рабочего места, кроме расходов, которые моряк несет в связи с прохождением медицинского осмотра, получением удостоверения личности моряка и мореходной книжки;

- вести и поддерживать в актуальном состоянии список трудоустроенных моряков, обеспечить доступ к указанному списку Роструда или его уполномоченного территориального органа;

- информировать моряка о его правах и обязанностях, указанных в трудовом договоре, ознакомить моряка с содержанием трудового договора перед приемом на работу и подписанием трудового договора, а также удостовериться в том, что моряку передан экземпляр трудового договора, подписанного моряком и уполномоченным представителем работодателя;

- организовывать трудоустройство моряка с учетом квалификации, необходимой для занятия соответствующей должности на судне и подтвержденной квалификационными документами, выданными в соответствии с законодательством;

- обеспечивать соответствие трудового договора законодательству государства флага судна, а также положениям коллективного договора между судовладельцем и представителями моряков (при его наличии);

- удостоверяться в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту;

- рассматривать жалобы в отношении своей деятельности и принимать меры по указанным жалобам, а также информировать Роструд или его уполномоченный территориальный орган обо всех неурегулированных спорах по жалобам;

- обеспечить компенсацию морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения юридическим лицом, осуществляющим деятельность по трудоустройству за границей моряков, своих обязательств перед моряками либо в результате неисполнения судовладельцем своих обязательств перед моряками в соответствии с трудовым договором, посредством заключения юридическим лицом, осуществляющим деятельность по трудоустройству за границей моряков, договора страхования либо обеспечения исполнения обязательств иным способом, а также до заключения трудового договора обеспечить информирование моряков о праве на соответствующую компенсацию.

Соблюдение российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству за границей моряков, указанных требований оценивается в рамках проводимого Рострудом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Исключается лицензирование деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан за пределами территории РФ.

Российские юридические лица, у которых на 1 марта 2025 года имелись действующие лицензии на оказание услуг по трудоустройству граждан за пределами территории РФ, дающие право на оказание услуг по трудоустройству за границей граждан для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, считаются направившими уведомление о начале предпринимательской деятельности. Сведения о таких российских юридических лицах включаются Рострудом в единый реестр уведомлений до 6 марта 2025 года.

Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 324-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 21.11.2024 N 1590)

Расширяется перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (01.03.2025)

К таким индикаторам отнесено получение российским юридическим лицом, осуществляющим деятельность по трудоустройству граждан за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, убытка по итогам прошлого календарного года по данным отчета о финансовых результатах, размещенного контролируемым лицом на ГИР БО.

(Приказ Минтруда России от 02.11.2024 N 601н)

Вводится административная ответственность за нарушение требований законодательства в рамках деятельности по трудоустройству граждан за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (01.03.2025)

Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц - от 35 тыс. до 40 тыс. рублей; на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тысяч рублей.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривает Роструд или судьи (в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье).

Одновременно признана утратившей силу статья 18.13 "Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей" КоАП РФ.

(Федеральный закон от 09.11.2024 N 378-ФЗ)

Определены особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда (01.03.2025)

Наставничество в сфере труда - выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве или рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).

В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с работником, которому работодатель поручает работу по наставничеству, указываются содержание, сроки и форма выполнения такой работы.

Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе законами и актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться размеры и условия выплат за наставничество работникам соответственно федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений.

Размеры и условия выплат за наставничество работникам иных организаций могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Размеры и условия выплат за наставничество работнику устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда с учетом содержания или объема работы по наставничеству. Указанные размеры и условия выплат за наставничество должны быть не хуже, чем размеры и условия выплат за наставничество, установленные нормативными правовыми актами, соглашениями в соответствующей сфере.

Работник имеет право досрочно отказаться от осуществления им наставничества, а работодатель - досрочно отменить поручение о наставничестве, предупредив об этом работника не менее чем за 3 рабочих дня.

(Федеральный закон от 09.11.2024 N 381-ФЗ)

Определены основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате (01.03.2025)

Такое противодействие осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с участием государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по следующим направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на недопущение формирования просроченной задолженности по заработной плате, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее формированию, мониторинг просроченной задолженности по заработной плате;

- привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном законодательством;

- содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате;

- проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления участвуют в противодействии формированию просроченной задолженности по заработной плате в пределах своей компетенции.

В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате в субъектах РФ высшими исполнительными органами субъектов РФ формируются межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате.

Указанные межведомственные комиссии не наделяются полномочиями по государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Также установлено, что стороны контролируют выполнение коллективного договора, соглашения в порядке, установленном сторонами. Такой порядок может быть также установлен коллективным договором, соглашением.

Соблюдение работодателем обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных в соответствии с частями первой, третьей и четвертой ТК РФ, контролируется также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 268-ФЗ)