Унифицирован национальный режим в закупках для государственных нужд и закупках юридических лиц (01.01.2025)
При осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих:
- запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Если иное не предусмотрено указанными мерами, то положения, касающиеся российских товара, работы, услуги, применяются также в отношении иностранных товара, работы, услуги. Принятие Правительством РФ указанных мер допускается в случаях, при которых международным договором предусматривается возможность непредоставления национального режима иностранным товару, работе, услуге.
При этом установлен ряд особенностей в отношении закупок для госнужд и закупок юридических лиц. Например, в Законе о закупках юридических лиц закреплен запрет на перемену подрядчика (исполнителя) (в случае, если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен договор, на иностранное лицо, которое зарегистрировано на территории иностранного государства, в отношении которого установлен запрет закупок работ, услуг.
Установлены, в частности, следующие требования:
- при введении запрета закупки иностранного товара не допускается заключение договора (контракта) на поставку такого товара, а также замена в ходе исполнения договора (контракта) товара на иностранный товар;
- при введении ограничения закупки иностранного товара не допускается заключение договора (контракта) на поставку такого товара, если на участие в закупке подана и признана соответствующей установленным требованиям заявка с предложением о поставке российского товара;
- при установлении преимущества в отношении российского товара предусматривается снижение на 15% ценового предложения, поданного участником закупки, предлагающим к поставке только российский товар, либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора (в случае заключения договора с указанным участником закупки договор заключается без учета снижения либо увеличения ценового предложения).
По итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, в ЕИС размещается отчет об объеме закупок российских товаров, работ, услуг, который формируется путем обработки содержащейся в ЕИС информации, включенной в реестр договоров (контрактов), заключенных заказчиками по результатам закупки, а также путем формирования заказчиком информации об объеме закупок, информация о которых не подлежит размещению в ЕИС. В случаях, при которых отчет об объеме закупок российских товаров, работ, услуг не подлежит размещению в ЕИС, заказчик до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, составляет и направляет такой отчет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Национальный режим не применяется при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд органами внешней разведки и органами федеральной службы безопасности для обеспечения безопасности государства, при закупках органами государственной охраны для реализации мер по государственной охране, при закупках войсками нацгвардии для выполнения задач по участию их в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента РФ задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов субъектов РФ) и иных лиц.
Ряд положений Закона о контрактной системе и Закона о закупках юридических лиц в новой редакции применяются к отношениям, связанным с закупками, извещения о которых размещены в ЕИС и приглашения принять участие в которых направлены либо договоры (контракты) с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при которых заключены с 1 января 2025 года.
Положения о закупках, не соответствующие новым требованиям, касающимся национального режима при закупках отдельными видами юридических лиц, по состоянию на 1 января 2025 года, считаются не размещенными в ЕИС.
(Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ; Приказ Минфина России от 08.10.2024 N 149н)
В отдельных случаях контракт с единственным поставщиком может заключаться без использования ЕИС, электронной площадки, специализированной электронной площадки (01.01.2025)
В ряде случаев при закупке у единственного поставщика допускается заключение контракта с использованием ЕИС в порядке, установленном пунктом 3 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Также в отдельных случаях контракт заключается в порядке, установленном пунктом 3 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе.
При заключении контракта в указанном порядке заказчик вправе формировать содержащиеся в проекте контракта информацию и документы без использования ЕИС, за исключением формирования цены контракта и идентификационного кода закупки. При включении информации и документов о контракте, заключенном в указанном порядке, в реестр контрактов и при исполнении такого контракта применяются положения Закона о контрактной системе, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры.
С 1 января до 31 марта 2025 года включительно заказчики вправе применять указанные положения, за исключением закупок за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность.
(Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Определен порядок составления, подписания и направления соглашений об изменении условий контракта и о расторжении контракта для иностранного лица, у которого отсутствует квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (01.01.2025)
До признания в соответствии с Законом об электронной подписи электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи в случае отсутствия у участника закупки, являющегося иностранным лицом, зарегистрированным на территории такого иностранного государства, квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре, составление, подписание и направление указанных соглашений производится без использования усиленных электронных подписей и ЕИС.
(Федеральный закон от 25.12.2023 N 624-ФЗ)
Расширяется перечень заказчиков, которые могут применять закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (01.01.2025)
Закрытые конкурентные способы применяются в случаях закупок товаров, работ, услуг:
- Госкорпорацией "Роскосмос", подведомственными ей учреждениями и предприятиями. Перечень подведомственных Госкорпорации "Роскосмос" учреждений и предприятий, утверждается Правительством РФ.
- заказчиками за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в рамках договоров (соглашений) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций, заключенных в соответствии с бюджетным законодательством и содержащих условие о применении закрытых конкурентных способов при закупках за счет указанных средств;
- заказчиками за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы в рамках договоров (соглашений) о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций, заключенных в соответствии с бюджетным законодательством с заказчиками, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе;
- государственными, муниципальными бюджетными учреждениями, государственными, муниципальными автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами от лица заказчиков, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе, в пределах переданных полномочий.
Указанные положения применяются к отношениям, связанным с закупками, приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2025 года.
Предусмотрено, что указанные заказчики не размещают на официальном сайте ЕИС информацию и документы о таких контрактах, содержащиеся в реестре контрактов. При этом информация и документы, включенные или подлежащие включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, при указанных закупках, извещения о которых размещены в ЕИС до 1 января 2025 года, закупках, в отношении которых контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключены до 1 января 2025 года, не размещаются на официальном сайте ЕИС после внесения в такой реестр изменений.
Уточняются особенности закупок юридическими лицами за счет бюджетных средств, а также акционерными обществами, 100% акций которых принадлежит субъекту РФ.
Также установлено, что закрытые конкурентные способы будут применяться в случаях закупок МВД России и Росрезервом.
Уточняется порядок передачи Казначейству России полномочий по контролю в сфере закупок, осуществляемых финансовыми органами на региональном и муниципальном уровнях власти, а также органами управления государственными внебюджетными фондами. В частности, исключается необходимость заключения специальных соглашений с Казначейством России, в случае если оно уже осуществляет отдельные функции указанных органов (по их обращениям).
(Федеральные законы от 29.05.2024 N 124-ФЗ и от 08.08.2024 N 318-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740)
Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (01.01.2025)
Отдельные изменения направлены на реализацию Федерального закона от 29.05.2024 N 124-ФЗ.
Также, в частности, закреплена обязанность применения заказчиками кода позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предусмотрена возможность доступа отдельным органам к информации, сформированной на основе содержащихся в реестре независимых гарантий информации и документов о независимых гарантиях. Представление к такой аналитической информации допускается в части закупок, в отношении которых по состоянию на момент такого представления наступила дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Предусмотрено информационное взаимодействие ЕИС с информационной системой Банка России и информационными системами гарантов.
Установлена возможность обжалования с помощью ГИС "Независимый регистратор":
- действий (бездействия) заказчика, комиссии по закупке при рассмотрении запросов о предоставлении документации о закупке (при проведении закрытых электронных процедур);
- действий (бездействия) банков, госкорпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, совершенных при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Действия (бездействие) участников контрактной системы в ЕИС, на электронных площадках фиксируется путем автоматического сбора, протоколирования, хранения, обобщения, систематизации и обработки информации в том числе о действиях (бездействии), совершаемых в ЕИС при формировании в ЕИС информации, в соответствии с которой перечисляются денежные средства в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
До 1 января 2026 года приостановлено действие подпункта "б" пункта 15 Единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, в части формирования метки доверенного времени.
(Постановление Правительства РФ от 09.12.2024 N 1740)
В отношении проектов соглашений об изменении условий контрактов будут проводиться проверки соответствия источника финансирования и непревышения предельных размеров аванса (01.01.2025)
Речь идет о проектах соглашений об изменении условий контрактов, заключенных по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, извещения о которых размещены в ЕИС, приглашения принять участие в которых направлены с 1 января 2025 года, и контрактов, заключенных с 1 января 2025 года с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определенными федеральными и региональными заказчиками и лицами, при условии наличия соглашений о передаче полномочий по контролю Казначейству России.
(Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60)
Возобновляют действие отдельные положения Правил ведения реестра контрактов (01.01.2025)
- в реестр включается контракт, заключаемый с единственным поставщиком с использованием ЕИС в соответствии с частью 14 статьи 93 Закона о контрактной системе;
- в реестр включаются соглашения об изменении и расторжении контракта не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания таких соглашений;
- проводится проверка источника финансирования в отношении заключения ряда контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включая случаи внесения изменений в них.
До 1 января 2025 года не проверяется в отношении проекта контракта с единственным поставщиком, направляемого через ЕИС.
Также возобновляются проверки соответствия источника финансирования и непревышения предельных размеров аванса в отношении проекта контракта, направляемого участнику закупки с использованием ЕИС.
(Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)
Изменены Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (01.01.2025)
Уточняется информация, включаемая в такой реестр контрактов.
В частности, в реестр контрактов включается в том числе следующая информация о заказчике:
- полное и сокращенное (при наличии) наименования;
- идентификационный код заказчика;
- реквизиты открытого в Казначействе России лицевого счета получателя бюджетных средств в случае, если контракт заключен для обеспечения федеральных нужд.
Также в реестр контрактов должен включаться график платежей по контракту в разрезе каждого календарного года исполнения контракта, график платежей текущего финансового года в разрезе каждого календарного месяца исполнения контракта, учетный номер бюджетного обязательства, присвоенный в соответствии с бюджетным законодательством.
Скорректирована информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), включаемая в реестр.
Предусмотрено, что в отношении государственного контракта по гособоронзаказу в реестр контрактов включаются дополнительные сведения.
Одновременно уточняются сведения, которые заказчик формирует и направляет в уполномоченный на ведение реестра орган в целях ведения реестра контрактов.
Предусмотрено проведение проверок уполномоченным органом на предмет непревышения указанной в представленных заказчиком сведениях цены контракта над объемом финансового обеспечения (в разрезе планируемых платежей на текущий финансовый год, плановый период и последующие годы) для осуществления закупки, если иное не предусмотрено актом Президента РФ.
(Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 888; Письмо Казначейства России от 19.07.2024 N 07-04-05/03-20282)
Возобновляют действие отдельные положения, касающиеся авансовых платежей в размере 90% и 30% при заключении госконтрактов (01.01.2025)
Речь идет об абзаце 4 подпункта "а" и подпункте "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496.
(Постановление Правительства РФ от 06.03.2023 N 348)
Определены типовые условия контрактов на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (01.01.2025)
Указанные положения применяются к отношениям, связанным с закупками авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2025 года, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после 1 января 2025 года.
(Постановление Правительства РФ от 14.11.2024 N 1550)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей