Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 17 декабря 2024 г. N 1805

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РАЗДЕЛ I ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"

1. Подраздел "Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" изложить в следующей редакции:

"Оценка текущего состояния соответствующей сферы

социально-экономического развития Российской Федерации

или обеспечения национальной безопасности

Российской Федерации

Информационно-коммуникационные технологии являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных прежде всего с усилением внешнеполитического давления и введением экономических санкций, оказало непосредственное влияние и на российский сектор информационно-коммуникационных технологий и медиаотрасль.

Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации меры, в том числе меры поддержки бизнеса, ускоренная адаптация российской экономики и общества к новым условиям и накопленный ранее запас прочности позволяют превратить негативные факторы в точки роста. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделяется повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора информационно-коммуникационных технологий и медиаотрасли. Продолжается работа по дальнейшему динамичному развитию инфраструктуры связи, обеспечению информационной безопасности, поддержке импортозамещения, развитию сфер искусственного интеллекта, цифрового государственного управления, медиаотрасли, а также по кадровому обеспечению ключевых отраслей, в особенности отрасли информационных технологий.

По результатам анализа, проведенного федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" на основе официальной статистической информации, с 2019 по 2023 год ИТ-отрасль находится на первом месте по темпам роста среди крупных отраслей экономики. Произошло увеличение всех основных показателей - вклада в валовый внутренний продукт, объема реализации продукции и услуг собственной разработки, численности сотрудников и инвестиций в основной капитал. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" провело масштабное исследование ИТ-отрасли.

Объем реализации продуктов собственной разработки и ИТ-услуг увеличился с 2019 по 2023 год в 2,5 раза и составил 3,1 трлн. рублей. Среднегодовой темп роста показателя за этот период составил 26 процентов (в текущих ценах). Для сравнения, в целом по экономике объем реализованной продукции вырос в 1,6 раза за 4 года.

Средняя зарплата в ИТ-отрасли в 2 раза выше средней по экономике. В 2023 году она составляла 155,9 тыс. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2019 году.

Численность работников ИТ-отрасли стабильно растет и за 4 года увеличилась в 1,5 раза, а к концу 2023 года составила 857 тыс. человек. Для сравнения, в целом по экономике количество сотрудников за этот же период почти не изменилось.

Инвестиции в основной капитал ИТ-компаний составили почти 500 млрд. рублей. Это в 4,4 раза больше, чем в 2019 году, и почти на 50 процентов выше, чем в 2022 году (в текущих ценах). Экономика в целом выросла по этому показателю в 1,8 раза.

С 2019 года по динамике валовой добавленной стоимости ИТ-отрасль опережала другие крупные секторы экономики. Среднегодовой темп ее прироста в реальном выражении за 2019 - 2023 годы превысил 10 процентов. В результате вклад в валовый внутренний продукт вырос в 1,5 раза за 4 года и составил почти 2 процента.

По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в соответствии с официальной статистической информацией в сфере связи по итогам 2023 года объем рынка телекоммуникаций в Российской Федерации составил 1,96 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 5,2 процента в сопоставимых ценах (по оценке Федеральной службы государственной статистики). В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 46 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.

Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2023 году оценивается в 652,1 млрд. рублей, из них 77,1 процента (502,6 млрд. рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.

По итогам 2023 года значение показателя "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 86,4 процента.

В 2025 - 2027 годах операторы связи планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, сохранение качества предоставляемых услуг связи для потребителей, в том числе обеспечение надежного высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", а также развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг" и возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий связи.

Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В условиях санкционной политики актуальны угрозы деактивации недружественными государствами зарубежных средств защиты информации, включая штатные (встроенные) механизмы безопасности зарубежных информационных технологий, а также прекращение предоставления по инициативе недружественных государств сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) зарубежными организациями, что может привести к ограничению доступности информационных ресурсов государства, нарушению конфиденциальности и целостности информации, передаваемой при электронном взаимодействии государства, граждан и бизнеса.

Для парирования указанных угроз необходимо обеспечить массовое применение отечественных средств защиты информации, включая сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации средства криптографической защиты информации, а также использование сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) российскими организациями.

Большинство технологий, в которых необходимо достичь технологического суверенитета, относятся к умным технологиям, которые построены на вычислительных алгоритмах и на обмене данными через сеть "Интернет". Как следствие, повышается уязвимость всех ключевых отраслей экономики и социальных сфер от киберугроз. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, сегодня от киберпреступлений экономика теряет около 156 млрд. рублей ежегодно.

С каждым годом уровень ущерба и количество атак растут - по данным исследования общества с ограниченной ответственностью "СОЛАР СЕКЬЮРИТИ", в I квартале 2024 г. количество атак достигло 119 тысяч - это вдвое больше значения I квартала 2023 г., а самыми атакуемыми отраслями стали государственный сектор, финансовая отрасль и сфера ИТ. Атаки нового поколения уже выполняются злоумышленниками с применением технологий искусственного интеллекта, которые постоянно совершенствуются, в том числе в части быстрого поиска уязвимостей в отечественных цифровых платформах.

Устойчивость критической информационной инфраструктуры во многом определяется ее защищенностью от DDoS-атак, количество и мощность которых растут с каждым годом, - федеральным государственным унитарным предприятием "Главный радиочастотный центр" в 2023 году отражено 185 крупных DDoS-атак, а в I квартале 2024 г. - уже 512. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций создана национальная система противодействия DDoS-атакам, которая обеспечивает дополнительную защиту ключевых и социально значимых ресурсов российского сегмента сети "Интернет" с использованием возможностей технических средств противодействия угрозам.

В последние несколько лет наблюдается значительное увеличение действий злоумышленников, направленных на получение конфиденциальных сведений за счет введения пользователя в заблуждение (фишинг), в то время как количество сайтов в сети "Интернет", направленных на распространение вредоносных программ, уменьшается. Злоумышленники, занимающиеся фишингом, имитируют службы известных организаций, их сайты в сети "Интернет" и учетные записи людей и организаций, которые пользуются доверием среди их потенциальных жертв. В результате фишинговых атак обманутые пользователи сами предоставляют злоумышленникам свои персональные данные и другую информацию ограниченного доступа. Поиск эффективных методов борьбы с фишингом представляется особенно актуальным в настоящее время. Сложность противодействия фишингу обусловлена многообразием типов фишинга и используемых злоумышленниками методов и программных средств, в том числе самых современных информационных технологий. Поэтому государству, обществу и специалистам в области защиты данных необходимо постоянно совершенствовать средства и способы выявления, защиты и устранения последствий фишинговых атак. Так, противодействие атакам с использованием фишинговых сайтов может быть осуществлено посредством различных техник - применения черных и белых списков, машинного обучения и нейронных сетей и т.д.

За 2023 год в рамках функционирования информационной системы мониторинга фишинговых сайтов и утечки персональных данных обнаружено для последующей блокировки около 335 тыс. интернет-ресурсов, среди которых:

ресурсы, применяемые для фишинга;

материалы, направленные на распространение недостоверной общественно значимой информации в сети "Интернет" (деструктивный контент);

ресурсы, в материалах которых могут содержаться признаки других нарушений законодательства Российской Федерации, - изготовления и оборота поддельных документов, незаконного сбыта наркотических веществ и др. (запрещенный контент);

ресурсы, на которых размещены материалы, которые могут нарушать законодательство Российской Федерации в области персональных данных (продажа персональных или конфиденциальных данных, в том числе получение их при помощи взлома ресурсов).

Интенсивное развитие перспективных технологий, в том числе генеративного искусственного интеллекта и больших языковых моделей, является не только революционным прорывом для повышения эффективности деятельности организаций, улучшения качества жизни граждан, но и несет следующие скрытые угрозы и риски:

позволяет быстро и практически бесплатно создавать дипфейки и контент, пропагандирующий нетрадиционные ценности (если ранее для подготовки медиаматериалов требовались несколько дней и десятки человек в команде, то сейчас такие материалы генерируются искусственным интеллектом за считанные минуты);

при помощи простых алгоритмов и генеративного искусственного интеллекта можно автоматизировать создание информационных атак, транслирующих деструктивную идеологию и направленных против российского общества.

Активное проникновение цифровых сервисов в жизнь граждан привело к тому, что большие объемы данных о гражданах накапливаются у владельцев сервисов и ресурсов, через которые передается информация о гражданах, что влечет возникновение рисков неконтролируемого накопления и оборота персональных данных. Так, развитие рекомендательных сервисов привело к тому, что информация в сети "Интернет" перестала быть одинаково общедоступной, каждому человеку предлагается персонализированный контент, включая рекламный, и на данный момент нет объективных автоматизированных способов проверить этот контент на отсутствие запрещенной, деструктивной или иной вредной информации. Кроме того, взрывное развитие технологий эмоционального хакинга и цифрового мошенничества и создание эффективного манипулятивного контента с применением искусственного интеллекта влекут то, что рекомендательный, в том числе рекламный, сервис в ближайшем будущем при помощи технологий искусственного интеллекта сможет определять уязвимости каждого конкретного человека и выдавать целевую информацию в определенной последовательности для изменения убеждений человека.

В целях обеспечения устойчивости и безопасности информационной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности отечественных разработок и технологий информационной безопасности требуется создание доверенной среды разработки информационно-коммуникационных технологий, которая объединит отечественных разработчиков и производителей программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в том числе в области информационной безопасности, и позволит использовать уникальную инфраструктуру (доверенную среду) для совместного проектирования, тестирования и внедрения гарантированно защищенных информационно-коммуникационных технологий на основе инновационных методов, обеспечивающих высокую динамику разработки, а также развития российской элементной и аппаратной базы с учетом вопросов обеспечения информационной безопасности. Продолжится работа по созданию эффективной системы защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности, созданию системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и снижения ущерба от их совершения, обеспечения сетевого суверенитета и информационной безопасности в сети "Интернет".

Одними из ключевых факторов развития информационного общества в Российской Федерации являются доступность и качество контента в современном информационном пространстве.

В 2023 году значение показателя "Уровень доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства", характеризующего достижение цели государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (далее - Программа) "Обеспечена возможность получения доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства на уровне 100 процентов до 2030 года", достигло 138,8 процента, при плановом значении 100 процентов.

Актуальными трендами и проблемами медиаотрасли на сегодняшний день являются:

смещение интереса аудитории в сторону социальных сетей, что является одним из серьезных вызовов для профессиональных средств массовой информации;

повышенное внимание медийной аудитории к новостному контенту, учитывая реалии мировой геополитики;

введение рядом стран санкционных мер в отношении новостных источников, представляющих официальную позицию Российской Федерации по ключевым вопросам политической и общественной жизни в стране.

Вместе с тем российскими вещателями и информационными агентствами обеспечивается предоставление информации, способствующей формированию объективного образа Российской Федерации за рубежом и развитию свободы массовой информации. В целях минимизации последствий внешнего санкционного давления предприняты дополнительные меры по поддержке средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом.

Потенциал развития сферы медиа обширен в силу постоянно растущего объема информационного контента. Одним из драйверов развития медиаотрасли является применение технологий искусственного интеллекта, которые уже сегодня позволяют упростить многие рутинные процессы. Однако, несмотря на высокую прикладную значимость таких инноваций, творческий индивидуальный подход к освещению актуальных тем и авторское видение по-прежнему остаются широко востребованными медийной аудиторией.".

2. В подразделе "Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере":

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", а также положениями иных документов стратегического планирования определены следующие приоритеты Программы:";

б) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"развитие искусственного интеллекта.";

в) абзацы двенадцатый - четырнадцатый изложить в следующей редакции:

"Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, установленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", определяющими приоритеты государственной политики, вклад в реализацию которых вносят мероприятия Программы, являются:

цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы;

реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;";

г) абзац пятнадцатый признать утратившим силу;

д) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

"устойчивая и динамичная экономика.";

е) абзацы восемнадцатый - двадцатый изложить в следующей редакции:

"к 2030 году достигнута "цифровая зрелость" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики. Достижение указанной цели обеспечивается путем разработки и внедрения цифровой инфраструктуры и облачных платформ в ключевые отрасли экономики и социальной сферы для хранения и обработки данных, а также автоматизации административных процессов и услуг с помощью применения машинного обучения и искусственного интеллекта, формирования цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы, а также в сфере государственного управления;

к 2030 году обеспечено увеличение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, до 99 процентов. Достижение этой цели обеспечивается путем внедрения системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, а также за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единых цифровых платформ, поддержания доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах, формирования цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы, а также в сфере государственного управления;

к 2030 году обеспечено увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к сети "Интернет". Достижение указанной цели обеспечивается путем создания необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе с использованием сетей (инфраструктуры) спутниковой связи (за счет создания низкоорбитальной спутниковой группировки), а также мобильной связи и волоконно-оптических каналов связи, которая обеспечит возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к сети "Интернет", в том числе в малочисленных, отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, для эффективного и безопасного использования современных сервисов;";

ж) абзацы двадцать первый - двадцать восьмой признать утратившими силу;

з) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:

"обеспечена возможность получения доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства. Достижение указанной цели обеспечивается путем формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений и сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развития системы культурного и гуманитарного просвещения. Доступность контента достигается посредством широкого охвата мировой аудитории вещанием и информационными сообщениями российских средств массовой информации и информационных агентств, максимального обеспечения населения Российской Федерации вещанием каналов в составе первого и второго мультиплексов теле- и радиовещания, максимально возможного наполнения российских информационных ресурсов социально значимым контентом в области электронных и печатных средств массовой информации. Для соответствия критериям качества контент должен обладать набором таких обязательных признаков, как актуальность, грамотность, оптимальность, достоверность, информативность и уникальность. Таким образом, предоставление возможностей для получения доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства будет способствовать созданию условий для формирования в стране общества знаний, предусмотренного Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".";

и) после абзаца двадцать девятого дополнить абзацами следующего содержания:

"рост объема рынка программного обеспечения по обработке, анализу и предоставлению данных с использованием искусственного интеллекта, а также продуктов и сервисов на их основе. Для достижения этой цели планируются осуществление поддержки компаний, разрабатывающих решения в сфере искусственного интеллекта, обеспечение создания единой цифровой платформы обработки больших данных, формирование наборов данных и искусственного интеллекта для внедрения и использования в отраслях экономики, социальной сфере и государственном управлении на федеральном и региональном уровнях, а также формирование новых видов государственных данных, доступных коммерческим организациям за счет внедрения технологии контроля и обеспечения качества данных на основе стандарта качества, в том числе с применением искусственного интеллекта, типового программного обеспечения управления данными и витрин данных;

обеспечен в 2025 - 2030 годах темп роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий, вдвое превышающий темп роста валового внутреннего продукта. Для достижения указанной цели планируется работать по следующим направлениям:

развитие перспективных высокотехнологичных направлений в сфере телекоммуникационных и квантовых технологий;

поддержка отечественных компаний - лидеров рынка информационных технологий, а также стимулирование спроса на их решения;

удовлетворение потребности рынка труда в специалистах в сфере информационных технологий;

реализация программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в сфере информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, с целью обеспечения рынка труда высококвалифицированными кадрами;

реализация программ дополнительного образования в сфере информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, в соответствии с потребностями ключевых отраслей экономики;

к 2030 году увеличена доля российских организаций ключевых отраслей экономики, использующих базовое и прикладное российское программное обеспечение в основных производственных и управленческих процессах, не менее чем на 80 процентов. Достижение указанной цели обеспечивается путем стимулирования разработки прототипов российских ИТ-решений, аналогов которым нет на рынке, доработки функциональности ИТ-решений с учетом требований отраслевых заказчиков и их пилотного внедрения;

к 2030 году увеличена доля использования российского программного обеспечения до 95 процентов в деятельности государственных органов, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, а также их аффилированных юридических лиц. Достижение этой цели планируется обеспечить за счет государственных мер поддержки компаний, разрабатывающих востребованные отечественные ИТ-решения;

к 2030 году доля государственных услуг и сервисов, в отношении которых средняя оценка удовлетворенности качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы по оказанию их в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных услуг) составит выше 4,5 балла из 5 баллов. Достижение этой цели планируется обеспечить за счет развития сервисов и инфраструктуры электронного правительства и повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, оказываемых с использованием единого портала государственных услуг;

создана система эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Достижение этой цели обеспечивается путем создания платформ противодействия подменным номерам и борьбе с фишингом;

к 2030 году обеспечены сетевой суверенитет и информационная безопасность в сети "Интернет". Достижение указанной цели обеспечивается путем реализации комплекса мер:

направленных на массовое применение отечественных средств защиты информации, включая сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации средства криптографической защиты информации, а также использование сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) российскими организациями;

предусматривающих развитие автоматизированной системы обеспечения безопасности российского сегмента сети "Интернет", ее модернизацию и расширение возможностей с учетом роста объема фильтруемого трафика, а также проведение анализа защищенности государственных информационных систем в целях выявления существующих недостатков (уязвимостей) в инфраструктурных, архитектурных и организационных решениях государственных информационных систем;";

к) абзац тридцатый изложить в следующей редакции:

"Для эффективного достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" в состав Программы включены мероприятия, направленные на достижение целей в соответствии с перечнем инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р. Такими инициативами являются:";

л) абзацы тридцать четвертый и тридцать шестой - сорок первый признать утратившими силу;

м) абзацы сорок седьмой и сорок восьмой изложить в следующей редакции:

"развитие сервисов электронного правительства, переход к оказанию государственных (муниципальных) услуг (функций), иных услуг (сервисов) и сведений в электронном виде (в том числе проактивно или в момент обращения заявителя), расширение использования информационно-телекоммуникационных технологий для предоставления государственных и муниципальных услуг бюджетными учреждениями, а также социально значимых услуг государственными и муниципальными предприятиями, в том числе за счет перехода на использование типовых региональных платформенных решений;

создание условий для развития отрасли информационных технологий, включая поддержку ускоренной цифровой трансформации и перехода компаний с государственным участием в важнейших отраслях экономики на использование российского программного обеспечения;

развитие высшего и дополнительного образования в сфере информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта.";

н) абзац сорок девятый признать утратившим силу.

3. Подразделы "Задачи, определенные в соответствии с национальными целями" и "Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Российской Федерации" изложить в следующей редакции:

"Задачи, определенные в соответствии с национальными целями

В рамках Программы для достижения национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" поставлены следующие задачи:

достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики;

увеличение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме;

увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к сети "Интернет";

рост объема рынка программного обеспечения по обработке, анализу и предоставлению данных с использованием искусственного интеллекта, а также продуктов и сервисов на их основе;

обеспечение темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий, вдвое превышающего темп роста валового внутреннего продукта;

увеличение доли российских организаций ключевых отраслей экономики, использующих базовое и прикладное российское программное обеспечение в основных производственных и управленческих процессах;

увеличение доли использования российского программного обеспечения в деятельности государственных органов, государственных корпораций, компаний с государственным участием;

обеспечение доли государственных услуг и сервисов, в отношении которых средняя оценка удовлетворенности качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы по оказанию их в электронном виде с использованием единого портала государственных услуг составляет выше 4,5 балла из 5 баллов;

создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

обеспечение сетевого суверенитета и информационной безопасности в сети "Интернет".

Наиболее значимый вклад в цифровую трансформацию экономики страны внесет реализация национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства".

Для достижения иных национальных целей Программой поставлены следующие задачи:

"Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" - развитие социально значимых проектов в медиасреде, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации;

"Устойчивая и динамичная экономика" - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения, субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Задачи государственного управления и обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации, способы

их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики

и сфере государственного управления Российской Федерации

Для достижения цели "К 2030 году достигнута "цифровая зрелость" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики" предусмотрены следующие задачи государственного управления:

обеспечение массового внедрения цифровых сервисов взаимодействия с гражданами на базе созданных цифровых платформ в отраслях экономики и социальной сферы для исключения административных барьеров и повышения удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

обеспечение развития инфраструктуры предоставления государственных и муниципальных услуг и сервисов в цифровом виде, в том числе в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, а также реализации для государственных органов типовых решений, имеющих системы поддержки принятия решений на основе данных на базе единой цифровой платформы;

реализация проектов, направленных на становление информационного общества, в том числе на территориях субъектов Российской Федерации;

обеспечение доступности информации, содержащейся в информационных системах в сфере государственного управления.

Для достижения цели "К 2030 обеспечено увеличение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме до 99 процентов" предусмотрены следующие задачи государственного управления:

обеспечение развития инфраструктуры предоставления услуг и сервисов в цифровом виде, в том числе в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, а также реализации для государственных органов типовых решений, имеющих системы поддержки принятия решений на основе данных на базе единой цифровой платформы;

развитие и функционирование государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность;

обеспечение текущей деятельности участников Программы.

Для достижения цели "К 2030 году обеспечено увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотрены следующие задачи государственного управления:

создание низкоорбитальной спутниковой группировки для обеспечения высокоскоростного доступа к сети "Интернет" на всей территории Российской Федерации, в том числе на подвижных объектах;

обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной инфраструктуре;

осуществление контрольно-надзорной, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для достижения цели "Рост объема рынка программного обеспечения по обработке, анализу и предоставлению данных с использованием искусственного интеллекта, а также продуктов и сервисов на их основе" предусмотрены следующие задачи государственного управления:

обеспечение вовлечения больших данных и наборов данных в оборот для использования в государственном управлении, ключевых отраслях экономики и социальной сферы, в том числе на базе созданной платформы;

обеспечение перехода к новой технологической основе для производства официальной статистической информации и ее бесперебойной работы;

обеспечение повышения удовлетворенности респондентов и пользователей официальной статистической информации.

Для достижения цели "Обеспечен в 2025 - 2030 годах темп роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий, вдвое превышающий темп роста валового внутреннего продукта" предусмотрены следующие задачи государственного управления:

удовлетворение российской ИТ-отраслью спроса организаций на ИТ-решения;

обеспечение доступности новых квантовых и телекоммуникационных технологий;

сокращение дефицита высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий за счет подготовки кадров на практико-ориентированных образовательных программах;

обеспечение потребности рынка труда в специалистах в сфере информационных технологий, прошедших обучение по актуализированным программам, соответствующим требованиям отрасли.

Для достижения цели "К 2030 году увеличена доля российских организаций ключевых отраслей экономики, использующих базовое и прикладное российское программное обеспечение в основных производственных и управленческих процессах, не менее чем на 80 процентов" предусмотрена следующая задача государственного управления - удовлетворение российской ИТ-отраслью спроса организаций на ИТ-решения.

Для достижения цели "К 2030 году увеличение доли использования российского программного обеспечения до 95 процентов в деятельности государственных органов, государственных корпораций, компаний с государственным участием" предусмотрена следующая задача государственного управления - удовлетворение российской ИТ-отраслью спроса организаций на ИТ-решения.

Для достижения цели "К 2030 году доля государственных услуг и сервисов, в отношении которых средняя оценка удовлетворенности качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы по оказанию их в электронном виде с использованием единого портала государственных услуг составляет выше 4,5 балла" предусмотрена следующая задача государственного управления - обеспечение развития инфраструктуры предоставления услуг и сервисов в цифровом виде, в том числе в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, а также реализации для государственных органов типовых решений, имеющих системы поддержки принятия решений на основе данных на базе единой цифровой платформы.

Для достижения цели "Создана система эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий" предусмотрена следующая задача государственного управления - создание единой платформы онлайн обмена данными по противодействию мошенническим действиям в отношении граждан.

Для достижения цели "К 2030 году обеспечены сетевой суверенитет и информационная безопасность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотрена следующая задача государственного управления - обеспечение защищенности ключевых государственных информационных систем.

Для достижения цели "Обеспечена возможность получения доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства" предусмотрены следующие задачи государственного управления:

обеспечение международного сотрудничества;

обеспечение развития, поддержки и мониторинга средств массовой информации и массовых коммуникаций;

содействие развитию медиасреды и сферы периодической печати и книжной индустрии;

обеспечение участия Российской Федерации в международном информационном пространстве;

обеспечение доступности для населения Российской Федерации актуальной информации о событиях в стране и мире;

развитие социально значимых проектов в медиасреде, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации.".

4. В подразделе "Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации":

а) в абзаце первом предложение третье исключить;

б) после абзаца пятого дополнить абзацами следующего содержания:

"обеспечение развития региональных информационных систем в целях интеграции с витриной данных органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами;

обеспечение образовательных организаций планшетными компьютерами для работы учителей с электронными журналами и электронным образовательным контентом.";

в) абзац шестой признать утратившим силу.