1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по расчету субъектом Российской Федерации потребности в оптимальном количестве реабилитационных организаций, осуществляющих деятельность по одному или нескольким основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и детей от 0 до 3 лет и их семей, нуждающихся в ранней помощи, в соответствии со стандартами их оказания.
2. Настоящие методические рекомендации основаны на нормативных положениях организации комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, изучении и анализе лучших практик в регионах, данных статистического наблюдения за реализацией реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также результатов пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 2339 "О реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов".
3. Настоящие методические рекомендации могут применяться в отношении реабилитационных организаций, осуществляющих деятельность по следующим отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и детей целевой группы от 0 до 3 лет и их семей, нуждающихся в ранней помощи, в соответствии со стандартами их оказания:
социальная реабилитация и абилитация инвалидов (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая реабилитация и абилитация);
профессиональная реабилитация и абилитация инвалидов (в части профессиональной ориентации);
физическая реабилитация и абилитация инвалидов с использованием средств физической культуры и спорта (в части физкультурно-оздоровительных мероприятий, спорта);
ранняя помощь детям и их семьям.
4. Реабилитационные организации, осуществляющие деятельность по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами их оказания (далее соответственно - реабилитационные организации, реабилитационные услуги, стандарты) оказывают реабилитационные услуги в полустационарной, стационарной форме, а также в форме оказания реабилитационных услуг на дому, в том числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий (далее - на дому) в соответствии с пунктами 3 и 6 примерных требований к организации деятельности реабилитационных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. N 885.
В переходный период оказание услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов осуществляется реабилитационными организациями с учетом методических рекомендаций по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, утверждаемых в соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее соответственно - методические рекомендации по оказанию услуг, Федеральный закон N 181-ФЗ).
5. Для определения потребности оптимального количества реабилитационных организаций на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется учитывать существующее количество реабилитационных организаций государственной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации, численность инвалидов и детей-инвалидов, проживающих в субъекте Российской Федерации, а также структуру инвалидности, сложившуюся в регионе, в том числе в разрезе различных возрастных групп и целевых реабилитационных групп инвалидов и детей-инвалидов, их потребность в получении реабилитационных услуг, природно-климатические и географические условия, транспортную инфраструктуру, социально-экономические особенности развития региона.
При определении потребности оптимального количества реабилитационных организаций исполнительные органы субъектов Российской Федерации могут включать реабилитационные организации негосударственной системы комплексной реабилитации, осуществляющие деятельность по одному или нескольким отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов с учетом положений статьи 9 Федерального закона N 181-ФЗ.
6. Для оптимального размещения и развития реабилитационных организаций рекомендуется учитывать доступность получения инвалидами реабилитационных услуг с учетом следующих факторов:
приближенность реабилитационных организаций к месту жительства инвалидов;
доступность пешеходно-транспортной инфраструктуры, включая наличие маршрутов общественного транспорта;
размещение реабилитационных организаций, исходя из численности инвалидов, нуждающихся в оказании реабилитационных услуг, а также численности детей и их семей, нуждающихся в ранней помощи.
На территории субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть реабилитационные организации, оказывающие реабилитационные услуги, как инвалидам, так и детям-инвалидам, с учетом определенных им целевых реабилитационных групп (далее - ЦРГ), сведения о которых внесены в индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида (далее - ИПРА), детям от 0 до 3 лет и их семьям, нуждающимся в ранней помощи, а также оказывающие реабилитационные услуги в различных формах - стационарной, полустационарной, на дому.
7. Оптимальное размещение и развитие сети реабилитационных организаций характеризуется достижением значения целевых показателей федерального проекта "Повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" <2>:
--------------------------------
<2> Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363.
доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих соответствующие рекомендации в ИПРА (взрослые);
доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих соответствующие рекомендации в ИПРА (дети);
доля инвалидов, в отношении которых осуществлены мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, из общей численности инвалидов, в Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Оптимальное размещение и развитие сети реабилитационных организаций для оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям характеризуется поэтапным достижением значений целевых показателей, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р "Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года", с пролонгацией значения показателей до 2030 года:
доля детей в возрасте от рождения до трех лет, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей, нуждающихся в получении услуг ранней помощи в субъекте Российской Федерации - не менее 98%;
доля семей, получивших услуги по ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг, в субъекте Российской Федерации - не менее 99%.
8. В целях достижения показателей, указанных в пункте 7 настоящих методических рекомендаций, субъекту Российской Федерации рекомендуется обеспечить на его территории достаточное количество реабилитационных организаций и их спектр, мощность и структура которых будет достаточна для оказания реабилитационных услуг ежегодно нуждающимся в этом инвалидам и детям-инвалидам, имеющим соответствующие рекомендации в ИПРА, а также детям от 0 до 3 лет целевой группы и их семьям, нуждающимся в ранней помощи (далее соответственно - ежегодно нуждающиеся в оказании реабилитационных услуг инвалиды, дети-инвалиды, дети, нуждающиеся в ранней помощи).
Потребность в реабилитационных организациях в стационарной форме рекомендуется рассчитывать исходя из оптимальной потребности в коечной сети.
9. Мероприятия по определению потребности субъекта Российской Федерации в развитии сети реабилитационных организаций рассчитывается на плановый период, но не менее чем на 3 года. В 2025 году расчет на очередной год и плановый период рекомендуется провести не позднее 1 сентября 2025 г.
Корректировку потребности в развитии сети реабилитационных организаций рекомендуется проводить регулярно с учетом динамики численности проживающих в регионе инвалидов, детей-инвалидов, нуждающихся в оказании реабилитационных услуг, и детей, нуждающихся в ранней помощи, а также реально достигнутых результатов в субъекте Российской Федерации по охвату реабилитационными услугами ежегодно нуждающихся в них категорий, с периодичностью и в сроки, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей