Документ применяется с 1 января 2025 года. До этого срока действует в предыдущей редакции.

2.5 Иные диагностические исследования

- Рекомендуется всем пациентам с умственной отсталостью проведение психологического исследования с использованием общепринятого психологического инструментария (тест Векслера, тест Равена, тест Стэнфорд-Бине не чаще 1 раза в год с оценкой уровня интеллектуального развития при направлении на медико-психолого - педагогическую комиссию, на медико-социальную экспертизу, на военно-врачебную комиссию (подростки) и в процессе динамического наблюдения с целью уточнения динамики интеллектуального развития в процессе лечения и обучения [5, 12, 15, 20].

Уровень убедительности рекомендации - C, уровень достоверности доказательств - 5

Комментарий: клинической практике показатели теста Векслера наиболее часто используются для определения инвалидности. Общие баллы из тестов интеллекта должны регулярно использоваться при диагностике умственной отсталости, за исключением случаев, когда достоверность общего балла IQ вызывает сомнения, и в этом случае вместо него может использоваться соответствующий частичный балл. Результат теста интеллекта, указывающий на умственную отсталость, на два или более стандартных отклонения (SD) ниже среднего (например, балл 70 или ниже, если среднее значение = 100 и стандартное отклонение = 15). Существенные и значимые различия между оценками соответствующих шкал теста Векслера могут поставить под угрозу достоверность общего балла IQ. В таких ситуациях соответствующие частичные баллы могут лучше отражать истинный общий уровень когнитивного функционирования человека. Ошибкой является установление диагноза умственной отсталости (в том числе при проведении различных экспертиз) лишь на основании цифровых показателей коэффициента интеллектуального развития (обычно получаемого при обследовании по методике Векслера). Во всех случаях диагноз должен быть установлен детским психиатром на основании клинических данных, а любые психологические методики являются дополнительными, а не определяющими диагностику.