Документ применяется с 1 января 2025 года. До этого срока действует в предыдущей редакции.

7. Дополнительная информация (в том числе факторы, влияющие на исход заболевания или состояния)

Подростки с умственной отсталостью представляют собой крайне неоднородную группу с совершенно различным реабилитационным потенциалом.

Воспитанники учреждений социального обеспечения. Примерно 2/3 таких пациентов передаются на участок психоневрологического диспансера из детских интернатов по достижению 18 лет. Такие дети воспитываются в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, предназначенных

для предоставления в стационарных условиях социальных услуг умственно

отсталым детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, а также для организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Это дети-отказники, или же изъятые из неблагополучных семей в самом раннем возрасте с отягощенной наследственностью по алкоголизму и наркомании, представляющие собой наиболее уязвимую группу. Как правило, эти дети заканчивают 9 классов вспомогательной школы (ФГОС 1 вида), им на выбор предлагается дальнейшее обучение (лозоплетение, переплетное дело, обувное дело, швейное дело). Эти профессии они осваивают редко в связи с отсутствием мотивации. Как сироты, они получают от государства социальное жилье и исчезают из поля зрения психиатров и перестают посещать ПНД. Для многих из них связь с ПНД утрачивается и восстанавливается тогда, когда на некоторых из них приходят запросы из следственных органов, либо, как на совершивших правонарушения, либо, как на жертв обмана и махинаций с жильем. На судебно-психиатрической экспертизе совершившие правонарушения лица с легкой умственной отсталостью признаются вменяемыми и попадают в места лишения свободы. Существуют различия в диагностических подходах к этой категории больных в системе министерства здравоохранения и министерства труда и социальной защиты. При проведении экспертиз у некоторых больных показатели теста Векслера оказываются на пограничном уровне или на уровне низкой возрастной нормы. При этом в диагностической практике не учитывается уровень адаптивного функционирования.

Пациенты, получившие воспитание в домашних условиях. Группа больных с F70 легкой умственной отсталостью более благополучная. В детском возрасте этих пациентов любящие и социально ответственные родители занимаются с ними дополнительно, их водят на дополнительные кружки, нанимают педагогов, поэтому, по достижении 18 лет родители проявляют заинтересованность в дальнейшей социализации. Заинтересованность проявляется как в установлении инвалидности, так и в освоении какого-либо ремесла. К сожалению, заканчивают обучение и приобретают специальность единицы. Зачастую они уходят из поля зрения: выходят замуж, женятся, меняют место жительства и т.д. Другие больные, которые социализироваться не смогли, активно посещают медико-реабилитационные отделения: занимаются в мастерских и арт-терапией. В периоды возрастных кризов, или же в рамках реакции на психотравму, они могут обнаруживать рудиментарную психотическую симптоматику, а в отдельных случаях дать развернутый острый психоз. Несмотря на указание, данное в МКБ-10 о том, что у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, показания к применению лекарственных средств при психозах у детей с умственной отсталостью не отражены в инструкциях по применению лекарственных средств. Любой препарат, будь то антипсихотическое средство, назначенное в качестве корректора поведения, или же АЭП в качестве нормотимической терапии, нуждается в многостраничном обосновании через ВКК, что существенно осложняет лечебный процесс.

Группы F72-73, тяжелая и глубокая умственная отсталость. Все пациенты этой категории имеют сопутствующую патологию. Осматриваются на дому 1 - 2 раза в год. У всех 1 группа инвалидности. Ряд получает психотропные средства, которые необходимо всякий раз обосновывать через ВКК.