Документ применяется с 1 января 2025 года. До этого срока действует в предыдущей редакции.

4. Реабилитация

Целью реабилитации является улучшение качества жизни и социального функционирования больных с умственной отсталостью посредством преодоления их социальной отчужденности, повышения уровня социального функционирования и устойчивой адаптации в сообществе, а также выбор оптимальных путей для развития наиболее сохранных функций. К основным задачам реабилитации относится повышение социальной компетентности больных путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности; уменьшение дискриминации и стигмы; поддержка семей, создание и сохранение долгосрочной социальной поддержки, удовлетворение, по меньшей мере, базовых потребностей, к каковым относятся обеспечение жильем, трудоустройство, организация досуга, создание социальной сети (круга общения), повышение автономии (независимости) пациентов.

В целом речь идет, скорее, не о реабилитационных, а об абилитационных мероприятиях. Так, в частности, Д.Н. Исаев [5] рекомендовал именно этот термин, говоря о том, что при умственной отсталости мы изначально проводим не восстановление (реабилитацию), а лишь абилитационные мероприятия, то есть работаем с уже имеющимся дефектом. Успех абилитационных мероприятий зависит, конечно, от степени выраженности умственной отсталости, а также сопутствующих психопатологических или неврологических расстройств, которые могут осложнять абилитацию.

- Рекомендуется проведение психологической абилитации в условиях лечебных и педагогических учреждений с целью включения и интегрирования умственно отсталого подростка (ребенка) в социальную среду в соответствии с требованиями жизни [2, 4, 13].

Уровень убедительности рекомендации - C, уровень достоверности доказательств - 5

Комментарий: мероприятия по социально-психологической реабилитации и абилитации позволяют создать условия для развития у людей с умственной отсталостью понимания собственной идентичности, способствуют развитию когнитивных, коммуникативных и творческих способностей, моторной координации, преодолению поведенческих и эмоциональных нарушений.

- Рекомендуется проведение групповой психообразовательной работы с родителями (законными представителями) детей и подростков с умственной отсталостью с целью обеспечения психологической поддержки родителей и лиц, их заменяющих [13].

Уровень убедительности рекомендации - C, уровень достоверности доказательств - 2.

Комментарий: дети и подростки с умственной отсталостью являются одной из самых социально уязвимых категорий. Родители подростков-инвалидов, в своем большинстве, смогли "проработать" свое горе, приняли ребенка таким, каким он есть, но их беспокоит, как он будет жить после их кончины. Формами работы с родителями могут быть: семинары, работа которых строится по определенной программе и включает как теоретические аспекты, так и практическую часть, тренинги для по ддержки психологического здоровья и благоприятного климата в семье с целью конструктивного влияния на человека с инвалидностью; родительский клуб для налаживания дружеских контактов, приобретения дополнительных межсемейных связей [13]