1. Доходы федерального бюджета

Расчет доходов федерального бюджета в рамках разработки Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года (далее - Бюджетный прогноз) осуществлен с учетом 2 вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (базового и консервативного).

При разработке прогноза доходов федерального бюджета использовались положения законодательства Российской Федерации, применяемые при разработке Федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".

При прогнозировании доходов федерального бюджета учитывались изменения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе:

изменение порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых в виде газа горючего природного и отдельных полезных ископаемых, за исключением углеводородов;

изменение расчета демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;

корректировка режима упрощенной системы налогообложения и признание части налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками налога на добавленную стоимость, переход части налогоплательщиков с налога на прибыль организаций на режим упрощенной системы налогообложения;

внедрение системы ожидания подтверждения статуса товаров, проходящих транзитом через территорию Российской Федерации;

увеличение с 1 января 2025 г. размера налоговой ставки налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в федеральный бюджет, и предоставление организациям федерального инвестиционного налогового вычета;

расширение прогрессивной шкалы налогообложения налогом на доходы физических лиц, а также изменение размеров налоговых вычетов;

признание подакцизной продукцией отдельных товаров и изменение ставок акцизов на подакцизные товары с 1 января 2025 г.;

продление действия повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные товары из иностранных государств и территорий, указанных в перечне иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р;

ежегодная пошаговая индексация коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора.

Прогноз доходов по основным налоговым доходам федерального бюджета построен исходя из прогнозной динамики экономических показателей, а также с учетом сложившейся исторической структуры налоговых баз и среднесрочной динамики ряда объемных показателей (в том числе в части объема и структуры импорта).

Для ряда прочих доходов федерального бюджета учитывалась индексация на величину инфляции или исходя из ожидаемого роста валового внутреннего продукта, в частности, при расчете поступлений государственной пошлины, ряда платежей за пользование природными ресурсами, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, административных платежей, штрафов и санкций, а также прочих неналоговых доходов.

В рамках базового варианта Бюджетного прогноза ожидается поступательный рост доходов федерального бюджета в реальном выражении начиная с 2026 года в среднем на 1,4 процента в год, в том числе ненефтегазовых доходов на 2,5 процента в год.

При этом по отношению к валовому внутреннему продукту доходы федерального бюджета несколько снизятся, что объясняется снижением нефтегазовых доходов по отношению к валовому внутреннему продукту в силу следующих факторов:

к 2028 году ожидается стабилизация цен на нефть на уровне 65 долларов США за баррель с последующим увеличением цены в среднем на 2 процента в год в номинальном выражении. При этом в связи с растущим курсом доллара США цена нефти в рублях сохранит тенденцию к росту (в 1,66 раза с 2023 года), в то время как дефлятор валового внутреннего продукта к 2036 году вырастет в 2 раза;

в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре валового внутреннего продукта продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (сокращения по отдельным позициям) добычи и экспорта соответствующей продукции. В частности, экспорт нефтегазовой продукции снизится с 11,1 процента валового внутреннего продукта в 2023 году до 7,6 процента валового внутреннего продукта в 2036 году;

по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения в структуре добычи продолжит расти доля месторождений с пониженной эффективной ставкой налогообложения (налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, режим налогообложения на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья).

В структуре ненефтегазовых доходов федерального бюджета ожидаются следующие изменения:

поступления налога на добавленную стоимость увеличатся в 2025 году (в том числе за счет изменения законодательства Российской Федерации в части признания плательщиками налога на добавленную стоимость участников режима упрощенной системы налогообложения и внедрения системы ожидания подтверждения статуса товаров, проходящих транзитом через территорию Российской Федерации) и в дальнейшем будут стабильными на уровне более 7 процентов валового внутреннего продукта, а их распределение между внутренним и ввозным налогом на добавленную стоимость будет постепенно смещаться в пользу внутреннего налога на добавленную стоимость на фоне процессов импортозамещения;

доля поступлений налога на доходы физических лиц по отношению к валовому внутреннему продукту значительно увеличится в 2025 году в связи с расширением прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц, суммы которого зачисляются в федеральный бюджет, и на прогнозном горизонте будет оставаться стабильной;

значительный рост поступлений в 2025 году налога на прибыль организаций в связи с ростом налоговых ставок по нему с дальнейшим сохранением стабильного значения на всем протяжении долгосрочного периода, что соответствует динамике показателей налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

снижение доли акцизов, поступающих в федеральный бюджет, с 0,7 процента валового внутреннего продукта в 2026 году до 0,5 процента валового внутреннего продукта в 2036 году, что соответствует динамике объемных показателей налоговой базы по акцизам.

Прочие доходы федерального бюджета будут постепенно снижаться по отношению к валовому внутреннему продукту в силу более высоких номинальных темпов роста валового внутреннего продукта по сравнению с темпами индексации.