VIII. Общие рекомендации к погрузке, выгрузке и транспортированию взрывчатых веществ и изделий на их основе по дорогам необщего пользования

VIII. Общие рекомендации к погрузке, выгрузке

и транспортированию взрывчатых веществ и изделий

на их основе по дорогам необщего пользования

109. Прием ВВ и изделий на их основе, их погрузку (выгрузку) рекомендуется выполнять на складе ВВ или в специально отведенном охраняемом месте (на погрузочно-разгрузочной площадке) и под контролем назначенного лица, имеющего право руководства взрывными работами, или заведующего складом ВВ. К операциям по погрузке (выгрузке) ВВ рекомендуется привлекать работников, ознакомленных с мерами безопасности при обращении с ВВ. Об ознакомлении работников с мерами безопасности рекомендуется делать запись в соответствующем журнале.

110. К местам погрузки (выгрузки) ВВ рекомендуется допускать минимальное число лиц, имеющих отношение к осуществлению указанных технологических операций.

111. Место погрузки (выгрузки), меры безопасности, а также порядок погрузки (выгрузки) ВВ рекомендуется определять в проектной и технологической документации.

112. Погрузочно-разгрузочную площадку за исключением площадок, расположенных на территории складов ВВ, рекомендуется:

- ограждать колючей проволокой на расстоянии не менее 15 м от места погрузки (выгрузки) транспортных средств. Рекомендуемая высота ограды не менее 2 м;

- освещать в темное время суток электрическим освещением. Рубильники в невзрывобезопасном исполнении рекомендуется располагать на расстоянии не ближе 50 м от места погрузки (выгрузки) ВВ;

- оснащать телефонной связью с организацией, ведущей работы со ВВ, железнодорожной станцией (пристанью, портом), органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Телефон рекомендуется устанавливать в караульном помещении, расположенном не далее 50 м от места погрузки (выгрузки) ВВ;

- охранять на весь период проведения погрузочно-разгрузочных работ силами и средствами организации, ведущей работы с ВВ, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, или организации, с которой заключен соответствующий договор на оказание охранных услуг.

113. Пункты (площадки) выгрузки, погрузки и отстоя железнодорожных вагонов с ВВ рекомендуется отдалять от производственных строений, от главных стационарных железнодорожных путей на расстояние не менее чем на 150 м.

114. Погрузочно-разгрузочные операции с ВВ на складах рекомендуется выполнять механизмами, грузоподъемность которых не менее номинальной массы брутто упакованных ВВ, а также вручную. Лебедки подъема груза грузоподъемных механизмов (а у стреловых кранов - и лебедки подъема стрелы) рекомендуется оборудовать двумя тормозами.

115. При работе внутри хранилищ склада ВВ грузоподъемных механизмов с двигателями внутреннего сгорания их рекомендуется оснащать системой нейтрализации выхлопных газов и искрогасителями, а электрооборудование (электропогрузчики, тельферы) рекомендуется использовать в соответствии с требованиями электробезопасности для помещений класса B - IIа.

116. Совместное транспортирование ВВ в пределах опасного производственного объекта производится при выполнении следующих рекомендаций:

- ВВ одной группы совместимости, но разных подклассов можно транспортировать совместно при условии применения к ним мер безопасности как к ВВ, имеющим подкласс 1.1;

- ВВ группы совместимости N могут транспортироваться со взрывчатыми материалами группы совместимости S, средства инициирования группы совместимости S допускается транспортировать совместно со средствами инициирования группы совместимости B.

117. Совместное транспортирование в пределах опасного производственного объекта ВВ, средств инициирования и прострел очновзрывной аппаратуры рекомендуется только при наличии письменного разрешения руководителя (технического руководителя) организации (руководителя обособленного подразделения), ведущей работы с ВВ, или назначенного им лица, при соблюдении следующих условий:

- загрузки транспортного средства не более 2/3 его грузоподъемности;

- размещения упаковок или сумок со средствами инициирования в передней части кузова транспортного средства в плотно закрывающихся ящиках с внутренними мягкими прокладками со всех сторон;

- разделения упаковок со взрывчатыми веществами и ящиков со средствами инициирования способами, исключающими передачу детонации от последних;

- размещения порохов группы C и перфораторных зарядов в заводской упаковке или в специальных ящиках не ближе 0,5 м от других взрывчатых материалов;

- закрепления ящиков и другой тары с ВВ способами, исключающими удары и трение их друг о друга.

118. Во всех остальных случаях транспортирование в пределах опасного производственного объекта ВВ различных групп совместимости рекомендуется осуществлять раздельно.

119. Транспортирование ВВ по дорогам необщего пользования организации (предприятия) рекомендуется проводить по маршрутам, утвержденным руководителем (техническим руководителем) организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

120. Транспортирование ВВ в пределах опасного производственного объекта рекомендуется осуществлять исправным транспортом, оборудованным и предназначенным для этих целей.

121. Для транспортирования и доставки ВВ рекомендуется привлекать минимальное число работников.

122. Техническую исправность транспортных средств, используемых для доставки ВВ, рекомендуется проверять ежесменно.

123. На внутриобъектовых перевозках опасных грузов рекомендуется использовать специальный или выпускаемый серийно железнодорожный и безрельсовый транспорт с двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями с питанием от аккумуляторов (как взрывозащищенных, так и общего назначения), технологическое оборудование на железнодорожном ходу и автоприцепы с жесткой сцепкой, оборудованные тормозными устройствами. При этом не рекомендуется применять для таких перевозок паровозы на твердом и жидком топливе, автомобили с газогенераторными двигателями, электровозы с питанием от контактной сети и т.п.

124. При перевозках опасных грузов (как в упаковке, так и без нее) транспортными средствами с двигателями и электрооборудованием общего назначения рекомендуется принимать дополнительные меры по защите груза от искр и контакта с нагревающимися поверхностями машин.

125. На технологических перевозках между зданиями производства дымного пороха рекомендуется использовать безрельсовые транспортные средства с пневматическими или литыми резиновыми шинами.

126. Рекомендуется связь отдельных участков предприятия (испытательные комплексы, базисные склады, площадки уничтожения отходов производства и т.п.) с внешней сетью дорог (путей) осуществлять через сеть внутриобъектовых дорог (путей).

127. Базисный склад, испытательные станции, полигоны и стенды рекомендуется оснащать не менее чем двумя автомобильными въездами независимо от площади территории, один из которых следует располагать вне зоны возможных завалов в случае возникновения аварийной ситуации.

128. Проезжую часть внутриобъектовых автомобильных дорог, предназначенных для технологических перевозок опасных грузов, рекомендуется рассчитывать на двухполосное движение и оснащать беспыльным покрытием, конструкцию которого следует определять в соответствии с грузооборотом и нагрузками на ось автомобилей, при этом подъезды к отдельным зданиям могут быть однополосными.

129. Места размещения специализированных железнодорожных станций (путей) рекомендуется выбирать на максимальном удалении от промышленной и жилой застройки таким образом, чтобы обеспечить связь с базисным складом готовой продукции и станцией примыкания к железным дорогам общего пользования.

130. При погрузке или выгрузке ВВ из вагона у зданий категории Ас рекомендуется его размещать за валом или траверсом, в укрытии, на расстоянии, исключающем передачу детонации от обслуживаемого здания и окружающих взрывоопасных зданий к вагону.

131. Укрытие для вагона рекомендуется засыпать слоем грунта не менее 1 м для защиты от осколков и рассчитать на действие воздушной ударной волны при возможном взрыве в обслуживаемом или соседних зданиях.

132. Вагон у зданий категории Бс рекомендуется располагать на расстоянии, исключающем передачу детонации от обслуживаемого здания и окружающих взрывоопасных зданий к вагону. Место стоянки вагона со стороны обслуживаемого и окружающих зданий категории Бс рекомендуется ограждать валом (экраном) высотой не менее 5 м, считая от уровня головки рельса, а от окружающих зданий категории Ас, находящихся на расстоянии менее допускаемых для второго уровня защиты, вагон рекомендуется располагать в укрытии.

133. При наличии у зданий категории Ас и Бс нескольких вагонов, стоящих на одном пути, их рекомендуется располагать таким образом, чтобы между ними был исключен прострел. В этих целях рекомендуется на указанном пути устанавливать груженный песком вагон прикрытия, а также выдерживать расстояния, исключающее передачу детонации.

134. Погрузочно-разгрузочные работы с ВВ рекомендуется выполнять в соответствии с рекомендациями, указанными в ГОСТ 12.3.002-2014 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Процессы производственные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.009-76 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.010-82 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Тара производственная. Требования безопасности при эксплуатации", ГОСТ 12.3.020-80 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности", ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка".

135. Для ручной переноски грузов рекомендуется обеспечить работников приспособлениями, исключающими выскальзывание и падение груза.

136. Перемещение грузов рекомендуется осуществлять таким образом, чтобы исключить волочение и (или) кантование груза с ВВ.

137. Погрузочно-разгрузочные работы рекомендуется выполнять механизированным способом с помощью стационарно установленного подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.

138. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ рекомендуется проверить наличие и исправность грузоподъемных механизмов, съемных грузозахватных приспособлений и инструментов.

139. Строповку грузов рекомендуется производить за специальные устройства или обозначенные места в соответствии со схемами строповки, разработанными на каждый вид изделий на основе ВВ.

140. При подъеме груза рекомендуется его предварительно приподнять на высоту не более 300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормозов грузоподъемного механизма.

141. Подъем, опускание и перемещение груза рекомендуется производить в отсутствие людей под грузом.

142. Подъем и опускание груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля или другого оборудования, рекомендуется выполнять в отсутствие людей (в том числе и лица, производящего зацепку груза) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием.

143. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами класса 1 рекомендуется выполнять при соответствии тары требованиям нормативной и технической документации на нее, исправности тары, наличии маркировки и предупредительных надписей на ней.

144. Погрузочно-разгрузочные работы рекомендуется производить только при отсутствии людей в кабине транспортного средства, в которое (из которого) осуществляется погрузка (выгрузка).

145. На площадках для укладки грузов рекомендуется обозначать границы расположения штабелей, проходов между ними.

146. Кнопочные станции (пульты управления) управления талями, мостовыми и козловыми кранами рекомендуется выполнять напольными. Кнопочные станции (пульты управления) рекомендуется оборудовать "ключ-марками" или механическими блокировками в целях исключения доступа постороннего персонала.

147. К работе на механизированных транспортных и подъемных средствах рекомендуется допускать лиц, обученных и имеющих удостоверение на право работы на них.

148. Рекомендуется минимизировать количество работников на погрузочно-разгрузочной площадке, исключая нахождение на ней лиц, не имеющих отношения к погрузке (выгрузке) ВВ и изделий на их основе.

149. Места погрузки в вагоны и разгрузки из вагонов взрывоопасной продукции рекомендуется обеспечить достаточным количеством исправных деревянных непружинящих мостков с крючками для крепления за раму вагона, сходней с прочно укрепленными поперечными перекладинами или ступеньками, козелками для устранения прогиба упоров и катков. Рекомендованная ширина мостков - не менее 1 м, сходней - 1,0 - 1,5 м при толщине досок 60 мм.

150. Места погрузки и выгрузки, а также мостки и сходни во избежание скольжения, особенно в зимнее время, рекомендуется посыпать песком, антифрикционным материалом.

151. При погрузке и выгрузке рекомендуется устанавливать порядок работ, при котором исключается возможность столкновения рабочих и задевание их грузом.

152. При погрузочно-разгрузочных работах под колеса вагонов и платформ рекомендуется устанавливать тормозные башмаки.

153. Рекомендуется передвижение вагонов осуществлять только с закрытыми и запертыми дверями.

154. После разгрузки (погрузки) вагоны, кузова, платформы, помещения, где находились ВВ, погрузочную площадку и транспортные средства рекомендуется тщательно осмотреть на наличие не предусмотренных остатков ВВ, очистить от возможных просыпей ВВ.

155. При осуществлении внутризаводских перевозок опасных грузов класса 1 рекомендуется руководствоваться Типовой инструкцией по организации внутризаводских перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, а также инструкциями по охране труда, утвержденными руководителем организации (предприятия) (руководителем обособленного подразделения), содержащими конкретные меры безопасности при внутризаводской перевозке определенной категории продукции.

156. В организации (предприятии) рекомендуется разрабатывать и утверждать руководителем организации (предприятия) (руководителем обособленного подразделения) схему маршрутов передвижения транспортных средств, перевозящих опасные грузы класса 1.

157. Схему маршрута движения автотранспорта рекомендуется вывешивать при въезде на территорию организации (предприятия) внутри ограждения.

158. Для внутризаводских перевозок опасных и неопасных грузов на территории взрывопожароопасных производств рекомендуется использовать специальный и выпускаемый серийно железнодорожный и безрельсовый (напольный) транспорт (автоэлектрокар, мотороллер и др.), предусмотренный технологической документацией.

159. Для автотранспортных средств (в том числе дизельных), предназначенных для перевозки опасных грузов класса 1, рекомендуется:

- выхлопную трубу с глушителем выносить в правую сторону перед радиатором, на конце трубы устанавливать искрогаситель;

- металлические части кузова автомобилей и автоприцепов покрывать деревянным или другим материалом, исключающим искрообразование. Дерево, применяемое для изготовления настилов, рекомендуется пропитывать огнезащитным составом. В тех случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов используется брезент, рекомендуется использовать тот, который изготовлен из трудно воспламеняющейся и непромокаемой ткани, прикрывающей борта на 200 мм ниже их уровня, прикрепленный металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением;

- топливный бак следует оборудовать металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища следует устанавливать стальную сетку с размером ячейки 10 x 10 мм, расстояние от топливного бака до щитков и сетки - не менее 20 мм;

- автомобиль следует оборудовать зеркалами заднего обзора с обеих сторон.

160. Рекомендации к электрическому оборудованию автотранспортных средств, перевозящих ВВ:

- номинальное напряжение, не превышающее 24 В;

- электрические цепи, защищенные от повышенной силы тока с помощью соответствующих предохранителей заводского изготовления;

- электропроводка с надежной изоляцией, исключающей короткое замыкание, прочно крепится и располагается таким образом, чтобы обеспечивалась защита от ударов и трения о части автотранспортного средства и от теплоты, выделяемой выпускной системой;

- электропроводка, состоящая из проводов, предохраняемых бесшовной оболочкой, не подвергающейся коррозии;

- автотранспортное средство, оснащенное приспособлением для отключения аккумулятора от всей цепи с помощью двухполюсного выключателя (или другого средства), который приводится в действие из кабины водителя;

- автомобиль, укомплектованный набором инструмента для мелкого ремонта, двумя противооткатными упорами, двумя знаками аварийной остановки, двумя знаками "Опасность" или "Остановка запрещена", красным флажком, прикрепленным с левой стороны кабины, проблесковым маячком оранжевого цвета, переносным светильником во взрывобезопасном исполнении, аптечкой и кошмой, средствами индивидуальной защиты, комплектом цепей противоскольжения. В случае перевозки пиротехнических составов и изделий автомобиль рекомендуется также комплектовать лопатой и запасом сухого песка.

161. Перед осуществлением транспортирования опасных веществ по дорогам необщего пользования дежурному механику рекомендуется провести проверку технического состояния автомобиля с соответствующей отметкой в путевом листе, например, "Автомобиль проверен, исправен и пригоден для перевозки ВВ".

162. Профилактический осмотр и ремонт автотранспортных средств, допущенных к перевозке опасных грузов класса 1, рекомендуется проводить централизованно в автотранспортном цехе (участке).

163. Въезд в категорийные здания транспорта с двигателями и электрооборудованием во взрывозащищенном исполнении, а также специально переоборудованного транспорта может быть рекомендован в случаях, предусмотренных в проектной и технологической документации.

164. К перевозке опасных грузов рекомендуется допускать исключительно исправные транспортные средства.

165. Погрузку, разгрузку и передвижение транспортных средств рекомендуется проводить с максимальной осторожностью, с соблюдением мер и условий безопасности.

166. Перевозимый груз рекомендуется укладывать таким образом, чтобы исключалось его падение, соударение ящиков и удары о борта транспорта, а также исключалось выступание груза над бортом транспортного средства. Для каждого вида перевозимого груза и транспорта рекомендуется разрабатывать схемы размещения и крепления груза, устанавливать предельные нормы загрузки, а также специальные упаковку или тару, обеспечивающую безопасность транспортирования и исключающую просыпание или загрязнение продукта в пути следования.

167. При транспортировании опасных грузов класса 1 в районах с температурой воздуха в летнее время более 30 °C и при большом числе солнечных дней в году к материалу и способу упаковки и укрытия груза рекомендуется устанавливать дополнительные требования в целях сохранности физических и химических свойств груза и безопасности работ.

168. Рекомендуемая скорость движения автомобиля с ВВ грузами класса 1 (при хорошей видимости и хорошем состоянии дороги) не более 20 км/ч на территории организации (предприятия) и не более 60 км/ч вне территории предприятия.

169. При ухудшении видимости или неудовлетворительном состоянии проезжей части дороги (пыль, туман, снегопад, дождь, гололед и т.п.) скорость движения рекомендуется уменьшать до значения, обеспечивающего безопасность движения.

170. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов класса 1, рекомендуется подавать к местам погрузки-разгрузки по одному. На время погрузочно-разгрузочных работ двигатель автомобиля рекомендуется выключать, а водителю рекомендуется покинуть кабину.

171. Автомобили после погрузки рекомендуется не оставлять на стоянке возле производственных зданий.

172. Автотранспорту, доставляющему отходы ВВ на площадку уничтожения, рекомендуется подъезжать к месту разгрузки отходов только после полного сгорания предыдущей порции уничтожаемого материала и остывания площадки до температуры окружающей среды.

173. При перевозке опасных грузов колонной между входящими в нее транспортными средствами рекомендуются следующие дистанции:

при движении по горизонтальному участку дорог - не менее 50 м;

при движении в горной местности - не менее 300 м.

174. Во избежание буксования на грязной, вязкой и скользкой дороге на колеса автотранспортного средства рекомендуется одевать цепи или другие соответствующие приспособления.

175. При использовании узкоколейного транспорта для перевозки опасных грузов класса 1 рекомендуемая скорость движения вагонеток по узкоколейной линии составляет не более 10 км/ч при механической и не более 5 км/ч при ручной тяге. Рекомендуется применять жесткое сцепление вагонеток между собой и электровозом (мотовозом). В сцепке рекомендуется размещать не более двух груженых вагонеток. Электровозы и мотовозы узкоколейного транспорта рекомендуется прикрывать не менее одной пустой вагонеткой.

176. Все концевые узкоколейные линии рекомендуется оборудовать тупиковыми упорами.

177. При обнаружении в транспортных средствах россыпи ВВ рекомендуется незамедлительно собрать ее в мешки или ящики безопасным, предусмотренным в технологической документации способом и отправить на уничтожение. Место, где было просыпано ВВ, рекомендуется тщательно очистить до полного удаления следов ВВ.

178. При проведении в пути следования крупного ремонта автомашины, перевозящей ВВ, рекомендуется ее разгрузить, опасный груз класса 1 удалить на расстояние не менее 50 м от машины или перегрузить в другое автотранспортное средство.

179. Во время стоянки или остановки на транспортном средстве с опасным грузом рекомендуется включать стояночный тормоз, а при остановке на уклоне дороги транспортные средства рекомендуется закреплять противооткатными упорами.

180. Рекомендуемая скорость движения железнодорожного подвижного состава с ВВ на территории организации (предприятия) - не выше 15 км/ч. Рекомендуемая скорость при маневрировании или движении вагонами вперед - не более 10 км/ч. Передвижение вагонов с такими грузами рекомендуется осуществлять плавно, без толчков и резких остановок.

181. Для внутризаводского транспортирования рекомендуется применять как крытые вагоны, так и полувагоны или бортовые платформы, груз в которых следует прикрывать брезентом или специальными кожухами.

182. Закрытые железнодорожные вагоны, а также платформы и полувагоны для контейнеров с опасными грузами класса 1, подаваемые к месту погрузки, кроме технического осмотра, осуществляемого представителями железнодорожного цеха (участка), рекомендуется осматривать представителям отдела технического контроля (ОТК), отдела сбыта и охраны для определения пригодности вагона к погрузке.

183. Результаты проверки рекомендуется оформлять соответствующим актом, подписываемым проверяемыми лицами.

184. Рекомендуется ящики или мешки располагать равномерно по всему полу вагона и надежно укреплять таким образом, чтобы при толчках или качке они не могли перемещаться, ударяться один о другой или о стенки вагона. При недогрузке вагона рекомендуется принять дополнительные меры, не допускающие сдвига или падения находящегося в вагоне груза.

185. При перевозке ВВ и изделий на их основе, подлежащих частичной разгрузке на пути следования, каждую партию рекомендуется укреплять отдельно от других так, чтобы остающийся груз при дальнейшем следовании не сдвигался со своих мест.

186. При внутризаводском транспортировании между локомотивом и загруженными вагонами рекомендуется размещать прикрытие из пустых вагонов (не цистерн), имеющих не менее четырех осей. У груженого вагона и вагона, следующего впереди груженого, тормозные колодки рекомендуется отключать.