Действия судьи при подготовке дела с учетом особенностей производства по отдельным категориям дел

Действия судьи при подготовке дела с учетом особенностей

производства по отдельным категориям дел

7. Содержание процессуальных действий, организационных мер, осуществляемых при подготовке каждого административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции, определяется судьей с учетом особенностей производства по отдельным категориям дел (статья 135 КАС РФ).

8. По делам об оспаривании нормативного правового акта для обеспечения собирания необходимых доказательств и представления их в суд, распределения обязанностей по доказыванию суду следует уточнить следующие вопросы:

а) действие нормативного правового акта во времени на день подготовки дела;

б) полномочия органа или должностного лица по принятию нормативного правового акта и пределы этих полномочий, соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, в том числе формы и вида, в которых принят нормативный правовой акт, правил введения его в действие, включая порядок опубликования, его государственной регистрации, если такая регистрация данного вида актов предусмотрена законодательством, вступления его в силу, и иные обстоятельства, относящиеся к порядку принятия нормативного правового акта;

в) обстоятельства, относящиеся к содержанию нормативного правового акта или его части (уточнение круга нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и по-иному регулирующих спорные отношения, либо нормативных правовых актов, в соответствии с которыми регулируются спорные отношения; определенность нормативного правового акта или его части, исключающую его неоднозначное толкование);

г) относится ли административный истец к субъектам, являющимся участниками отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом либо актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами;

д) затрагиваются ли данным актом права, свободы и законные интересы административного истца или оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 8 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).

9. При оспаривании акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, суд выявляет обстоятельства, связанные с изданием его органом публичной власти, должностным лицом в целях использования в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц, наличие в содержании такого акта результатов толкования норм права, а также определяет круг нормативных правовых актов, которым результат толкования, изложенный в оспариваемом акте, соответствует или противоречит.

10. По делам об оспаривании действий (бездействия), решения лица, наделенного публичными полномочиями, суду с учетом требований и возражений сторон и независимо от их ходатайств надлежит, в том числе по своей инициативе, выяснить обстоятельства, указанные в части 9 статьи 226 КАС РФ.

Исходя из предварительной квалификации спорного публичного правоотношения суд должен, в частности, рассмотреть вопрос о том, потребуется ли принятие решения административным ответчиком по конкретному вопросу (например, о предоставлении налогового вычета), совершение определенного действия (например, внести запись о регистрации права, выдать разрешение на строительство, возложить на судебного пристава-исполнителя обязанность совершить конкретные исполнительные действия), а также вопросы о порядке, способе и сроке исполнения решения суда, в том числе его немедленного исполнения в случае удовлетворения требований административного истца (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

11. При рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций на этапе подготовки дела проверке подлежит соблюдение срока обращения налогового органа в суд с соответствующим административным иском.

Если административное исковое заявление подано после отмены судебного приказа, суд проверяет соблюдение налоговым органом сроков осуществления действий по взысканию в судебном порядке налоговой задолженности, включая срок обращения за вынесением судебного приказа и срок подачи соответствующего административного искового заявления (часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункты 3, 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, суд должен проверить основания для взыскания обязательного платежа, размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающего санкцию, а также проверить, направлялось ли административному ответчику требование об уплате платежа в добровольном порядке.