Порядок подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции

Порядок подготовки административного дела к судебному

разбирательству в суде первой инстанции

12. На подготовку дела может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству (часть 2 статьи 133 Кодекса).

По административным делам с сокращенными сроками рассмотрения (например, по делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни; о защите избирательных прав) на действия, совершаемые в рамках подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции, может быть указано в определении о назначении административного дела к судебному разбирательству.

13. В определении о подготовке (принятии, назначении) административного дела к судебному разбирательству судья указывает на процессуальные действия, которые надлежит совершить суду и лицам, участвующим в деле, сроки их совершения (часть 1 статьи 133 КАС РФ). В частности, судья предлагает лицам, участвующим в деле, представить к определенному сроку возражения в письменной форме на административное исковое заявление, доказательства, определить меры, которые необходимо принять суду для оказания сторонам содействия в получении доказательств (статья 135 КАС РФ).

В названном определении также может быть указано на право сторон использовать примирительные процедуры (пункт 10 части 3 статьи 135, статьи 137, 137.3, 137.4, 137.5, 137.6 КАС РФ).

14. Если производство по административному делу возбуждено на основании административного искового заявления, форма и содержание которого не соответствуют отдельным нормам Кодекса, в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству может быть установлен срок для устранения недостатков путем представления текста уточненного административного искового заявления, копий прилагаемых документов в суд и лицам, участвующим в деле (статьи 125 и 126 Кодекса).

В случае невыполнения соответствующих требований судьи в установленный им срок он вправе до назначения предварительного судебного заседания или судебного заседания по административному делу вынести определение об оставлении административного искового заявления без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ).

15. При указании в административном исковом заявлении в качестве заинтересованных лиц граждан, организаций или иных лиц, права и обязанности которых, по мнению административного истца, затрагиваются при разрешении административного дела, следует учитывать, что вопрос о составе лиц, участвующих в деле, разрешается судьей самостоятельно.

Состав лиц, участвующих в деле, определяется путем вынесения соответствующего определения, в том числе протокольного, при проведении предварительного судебного заседания, а также посредством перечисления состава лиц в определении о назначении дела к судебному разбирательству (часть 4 статьи 47, часть 2 статьи 198 КАС РФ).

На названные выше определения не может быть подана частная жалоба (статья 47, часть 1 статьи 313 КАС РФ).

16. В случае, если при подготовке дела, в том числе в предварительном судебном заседании, выяснилось, что оно подлежит рассмотрению другим судом общей юрисдикции или арбитражным судом, судья передает дело в суд, к подсудности которого оно отнесено законом, в порядке, предусмотренном статьей 27 КАС РФ.

17. В целях обеспечения правильного и своевременного разрешения административного дела судья при подготовке дела вправе рассмотреть вопросы об объединении административных дел, о выделении административных исковых требований с вынесением соответствующего определения (статья 136 КАС РФ).

Например, в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения может быть объединено несколько административных дел об оспаривании одного и того же нормативного правового акта, а также об оспаривании разных положений этого акта (статья 212 КАС РФ).

Административные дела в одно производство объединяются с тем административным делом, производство по которому возбуждено ранее, и рассматриваются составом суда, в производстве которого находилось ранее возбужденное дело, в силу прямого указания части 6 статьи 136 КАС РФ. В связи с этим объединение административных дел в одно производство не требует замены судьи или судей в порядке, предусмотренном статьей 28 КАС РФ.

18. Если иное не предусмотрено положениями Кодекса, в случаях перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, перехода из упрощенного (письменного) производства к рассмотрению административного дела по общим правилам административного судопроизводства, вступления в административное дело административных соистцов, привлечения к участию в административном деле административных соответчиков, замены ненадлежащего административного ответчика, привлечения второго административного ответчика, вступления в административное дело или привлечения к участию в административном деле после начала судебного разбирательства заинтересованного лица, объединения административных дел в одно производство, выделения заявленных требований в отдельное производство, направления административного дела судом вышестоящей инстанции на новое рассмотрение подготовка административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции начинается сначала с учетом ранее совершенных процессуальных действий и принятых организационных мер (статья 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 41, 43, 47, часть 7 статьи 136, части 5 и 7 статьи 292 КАС РФ).

19. На этапе подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции судья содействует примирению сторон, если указанная процедура не запрещена законом и допускается по соответствующей категории административных дел.

Суд разъясняет сторонам в целях урегулирования спора право обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, право использовать другие примирительные процедуры, а также разъясняет условия и порядок реализации данных прав, существо и преимущества примирительных процедур, последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами соглашения о примирении (пункт 10 части 3 статьи 135, статьи 137, 137.3, 137.4, 137.5, 137.6 КАС РФ).

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции судья по заявлениям лиц, участвующих в деле, вправе в предварительном судебном заседании приостановить производство по административному делу. Например, если гражданин, являющийся стороной спора о взыскании обязательных платежей и санкций, не возражает против использования соответствующей примирительной процедуры, ее использование может способствовать уточнению обстоятельств дела, снятию противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов для определения задолженности (пункт 8 части 1 статьи 191 КАС РФ).

При этом вопросы об утверждении соглашения о примирении, о принятии отказа от административного иска и (или) признании административного иска как результатах примирения рассматриваются судом в судебном заседании по административному делу, в том числе в предварительном судебном заседании (пункт 10 части 3 статьи 135, часть 2.1 статьи 137, часть 2 статьи 137.1, часть 2 статьи 137.7, статья 157 КАС РФ).