Российский финансовый рынок в целом адаптировался к новым условиям, сохранил свою устойчивость и продолжает выполнять ключевые функции, содействуя структурной трансформации экономики. Стабильной работе финансового рынка способствуют предпринятые в предыдущие годы меры по повышению устойчивости финансовых организаций, накопленные буферы капитала у финансовых организаций, вывод с рынка неустойчивых и недобросовестных финансовых посредников, а также создание независимой платежной и расчетной инфраструктуры. В этих условиях часть регуляторных послаблений, введенных в 2022 году, в основном была отменена, и продолжалась реализация мер, направленных на развитие финансового рынка, поддержание его устойчивости, в том числе с учетом быстрого роста его отдельных сегментов.
В 2024 году продолжился рост финансового рынка и развитие его основных сегментов, наблюдавшиеся на протяжении 2023 года. Активы финансовых организаций к началу октября 2024 года достигли 243,85 трлн рублей, увеличившись за год почти на 17,4%. Годовой темп прироста активов НФО составил чуть менее 16,7%, у банков - 17,6% <1>. Пропорция активов финансовых организаций сохраняется в пользу банков. Распределение активов между банками и НФО на конец сентября 2024 года аналогично прошлогодним значениям: на банки приходилось около 76,7% (на октябрь 2023 года - 76,6%).
--------------------------------
<1> Здесь и далее темпы прироста показателей банковского сектора приведены с исключением влияния динамики валютного курса по действующим на отчетную дату кредитным организациям (включая присоединенные).
Портфель банковских кредитов показал значимый прирост в сегменте как корпоративного, так и розничного кредитования. Портфель корпоративных кредитов вырос на 21,8% (до 84,2 трлн рублей) за 12 месяцев, предшествующих октябрю 2024 года, ипотека - на 21,7% <2> (до 19,8 трлн рублей), потребительские кредиты - на 15,7% (до 15,4 трлн рублей).
--------------------------------
<2> С исключением эффекта секьюритизации.
В 2024 году основным фактором роста кредитования является кредитование сегментов, менее чувствительных к динамике ставок: кредитование строительства жилья, где ставки ниже за счет наполняемости счетов эскроу, а также продолжение финансирования ранее начатых инвестиционных проектов.
Кроме того, продолжилось расширение портфеля проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики (ТС и САЭ) в рамках Таксономии, утвержденной Правительством Российской Федерации <3>. По состоянию на начало ноября 2024 года в специальный реестр вошло 27 проектов ТС и САЭ с общим бюджетом 1 трлн рублей. Увеличению потенциала кредитования приоритетных проектов, наряду с уже введенным стимулирующим регулированием, могли бы способствовать дополнительные меры государственной поддержки.
--------------------------------
<3> Подробнее об этих и иных мерах Банка России и Правительства Российской Федерации, упомянутых в этом разделе, см. в Приложении 2.
Расширение оборотного кредитования, в свою очередь, обусловлено в том числе удлинением цепочек поставок и увеличением длительности производственного цикла на фоне осложнений с расчетами по экспортно-импортным операциям. В целом устойчивая прибыль компаний позволяет им обслуживать кредиты даже по возросшим ставкам и наращивать бизнес.
Спрос на ипотечное и потребительское кредитование был поддержан ростом доходов населения, сохранением высокой потребительской активности и ожиданиями сворачивания льготных ипотечных программ. При этом банки ослабляли свои стандарты выдач. Для того чтобы ограничить риски чрезмерной закредитованности граждан и способствовать перераспределению выдач в пользу менее рискованных категорий заемщиков, Банк России последовательно принимал макропруденциальные меры: повышались макропруденциальные надбавки для потребительских кредитов, были установлены более жесткие макропруденциальные лимиты, прекращено действие моратория на ограничение полной стоимости кредита (ПСК) <4>. Вместе с тем в целях поддержки ипотечного кредитования принято решение не ограничивать ПСК по ипотечным кредитам с 10 октября 2024 года по 31 марта 2025 года. При этом риски увеличения долговой нагрузки заемщиков будут ограничены уже действующими макропруденциальными надбавками. Кроме того, при участии Банка России приняты законодательные изменения, ограничивающие риски применения переменных ставок по кредитам для микропредприятий и физических лиц и устанавливающие обязанность кредитора информировать заемщика о рисках использования переменных процентных ставок до заключения кредитного договора.
--------------------------------
<4> До 30 июня 2024 года не использовалось ограничение ПСК в зависимости от применения среднерыночных значений для сохранения возможности кредиторов определять условия предоставления по кредитам и отдельным категориям займов с учетом изменения рыночных условий.
В условиях привлекательных процентных ставок по вкладам продолжился приток средств на вклады и депозиты в банках. Средства населения за 12 месяцев к началу октября 2024 года выросли на 27,2% (до 52 трлн рублей). Средства юридических лиц за аналогичный период выросли на 15% (до 57,2 трлн рублей).
В целях стимулирования сберегательной привычки у граждан с невысокими доходами в линейку банковских продуктов включен социальный вклад <5>, условия которого предусматривают гарантированное начисление дохода с процентной ставкой, привязанной к максимальному размеру процентной ставки по вкладам физических лиц сроком до 1 года включительно, привлекаемым кредитной организацией.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 22.07.2024 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
Рынок облигаций показывает позитивную динамику. К началу ноября 2024 года суммарный объем облигаций в обращении по номинальной стоимости достиг 48,9 трлн рублей, увеличившись за год на 14,9%. Более быстрыми темпами рос объем корпоративных облигаций в обращении по сравнению с государственными облигациями, в результате чего их доля увеличилась на 4,2 п.п., до 54,8%. В целом прирост портфеля корпоративных облигаций с начала 2024 года сопоставим с медианным значением за 2014 - 2021 годы. В структуре заимствований нефинансовых компаний к середине 2024 года на долю облигаций приходилось 11,7% привлеченных средств.
Бизнес проявляет интерес к долевому финансированию. Увеличилось число компаний, осуществивших публичное размещение акций (IPO/SPO): если в 2023 году произошло 12 размещений, то к началу декабря 2024 года данный показатель достиг 19, что стало рекордным значением за последние 10 лет. На рынке акций размещались компании из широкого спектра отраслей (технологии, медицина, образование, транспорт, лизинг, недвижимость, финансовые услуги и другие). При этом изменился профиль эмитентов: на рынок преимущественно выходят небольшие компании. С начала 2023 года на российских фондовых биржах средний объем эмиссии составил 8,1 млрд рублей (за период 2018 - 2022 годов проведено 19 размещений акций, средний объем размещений был значительно выше - 22,5 млрд рублей). При этом за 11 месяцев 2024 года компании - субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) разместили на публичном рынке акций семь новых выпусков (шесть IPO и одно SPO) в объеме 27 млрд рублей, включая четыре выпуска высокотехнологичной компании в объеме 13,33 млрд рублей (за 11 месяцев 2023 года - 8,63 млрд рублей) <6>. Вместе с тем капитализация рынка акций все еще остается ниже уровней, сложившихся на начало 2022 года (62,6 трлн рублей), и к началу декабря 2024 года составила около 47 трлн рублей.
--------------------------------
<6> В 2023 году одно из двух размещений субъектов МСП было проведено эмитентом, состоящим в Едином реестре субъектов МСП, но при этом входящим в группу компаний с выручкой, превышающей 2 млрд рублей по итогам 2022 года.
Продолжился приток средств населения на рынок капитала. Объем активов физических лиц на брокерском обслуживании и в доверительном управлении к началу октября 2024 года достиг почти 11,4 трлн рублей, увеличившись за год на 5,4%. Из них 84% активов находились на брокерском обслуживании, а 16% - в доверительном управлении (относительно сентября 2023 года пропорция не изменилась). Количество розничных инвесторов достигло 45,9 млн лиц, что составляет более половины экономически активного населения. Сохраняется высокая доля розничных инвесторов в общем объеме торгов (около 76% в ноябре 2024 года). В целях стимулирования притока долгосрочных инвестиций частных инвесторов на рынке капитала линейка долгосрочных инструментов частных инвесторов была пополнена индивидуальным инвестиционным счетом (ИИС) типа III и программой долгосрочных сбережений (ПДС), на которые распространяется налоговый вычет на долгосрочные сбережения граждан. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России проводит мероприятия, направленные на информирование граждан об этих продуктах.
Возобновился рост портфелей институциональных инвесторов. Объем портфеля пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ и активов страховщиков к концу сентября 2024 года достиг 5,35 трлн и 6,1 трлн рублей соответственно, увеличившись за год на 5 и 18,6%. При этом НПФ в силу специфики своих обязательств продолжали придерживаться консервативных стратегий, что обусловливает преобладание в их инвестиционных портфелях государственных и корпоративных облигаций. За год доля акций в структуре инвестиций НПФ почти не изменилась. Для стимулирования участия НПФ в первичных размещениях акций уточнены требования по доле акций от общего объема размещения, которую может приобрести НПФ, и совокупной стоимости акций, размещаемых на организованных торгах, разрешенных для приобретения НПФ <7>. С учетом регуляторных лимитов сохраняется потенциал вложений НПФ в акции. Портфель паевых инвестиционных фондов (ПИФ), характеризующийся более диверсифицированной структурой вложений, увеличился за год на 47%, до 14,9 трлн рублей, к концу сентября 2024 года.
--------------------------------
<7> Указания Банка России от 22.05.2024 N 6732-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 марта 2017 года N 580-П" (в части пенсионных накоплений НПФ) и от 18.06.2024 N 6759-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 5 декабря 2019 года N 5343-У" (в части пенсионных резервов НПФ).
Для формирования доверительной среды на рынке принципиальное значение имеет качественная, заслуживающая доверия информация об участниках, эмитентах, инструментах. В частности, уже приняты рекомендации о раскрытии эмитентами информации о распределении акций (аллокации) <8>. Продолжается начавшееся в 2023 году возвращение к раскрытию эмитентами финансовой отчетности и иной важной для инвесторов информации. Определен перечень допустимых исключений, которые следует сохранить только для чувствительной информации в отношении бенефициаров, собственников, членов органов управления, контрагентов с целью ограничения санкционных рисков, продолжается работа по выработке требований к раскрытию дивидендной политики публичных обществ <9>, что должно сделать акции более прозрачным инструментом для инвестирования.
--------------------------------
<8> Информационное письмо Банка России от 28.05.2024 N ИН-02-28/33 "О раскрытии информации при проведении публичного размещения акций".
<9> Проект федерального закона, направленный на закрепление единых подходов к формированию, утверждению и раскрытию внутреннего документа, определяющего дивидендную политику, находится на межведомственном согласовании. Банк России направил акционерным обществам информационное письмо от 08.02.2024 N ИН-02-28/9 о подходах к определению и раскрытию дивидендной политики.
В целом российский финансовый рынок обладает потенциалом роста в масштабах экономики, в первую очередь за счет рынка капитала, о чем в том числе свидетельствует международный опыт. В настоящее время значимая роль сохраняется за банковским сектором, активы которого превышают 95,5% ВВП, что сопоставимо со многими странами. При этом суммарные активы российских небанковских финансовых посредников пока составляют менее 30% ВВП. Для сравнения: в Индии и Китае, чьи показатели по данному сегменту среди стран БРИКС ближе к России, активы пенсионных фондов, ПИФ и страховщиков - более 40% ВВП. На российском рынке число публичных размещений акций пока не превышает 20 в год, в отличие от других стран, где они могут исчисляться сотнями. Не исчерпаны и возможности развития облигационного финансирования: объем рынка облигаций к ВВП в Индии - ближайшей к России по этому показателю среди стран БРИКС - превышает 50%, что почти в 2 раза больше российских показателей.
С конца 2023 года отход от использования в кредитовании валют недружественных стран сопровождается ростом значимости валют дружественных стран. В первом полугодии 2024 года российские банки активизировали выдачу валютных кредитов, что было связано в том числе с ужесточением денежно-кредитных условий и более выгодными ставками по кредитам в дружественных валютах. При этом в августе - сентябре 2024 года рост валютных кредитов остановился на фоне ограниченной валютной ликвидности на российском рынке.
Для сохранения финансовой стабильности на валютном рынке в условиях санкционных ограничений на ПАО Московская Биржа Банк России расширил ежедневный лимит по своему инструменту "валютный своп" и на ежедневной основе предоставляет участникам торгов возможность привлечь у него юаневую ликвидность в рамках установленного лимита. На фоне снижения предложения юаней на бирже отдельными участниками и одновременного роста спроса на них для регулирования открытой валютной позиции (ОВП) банки с июня 2024 года предъявляют повышенный спрос на юаневые свопы Банка России. Для минимизации влияния операций Банка России на рыночное ценообразование было принято решение о повышении процентных ставок Банка России на рынке своп по продаже иностранной валюты с последующим выкупом <10>. Предоставление банкам валютной ликвидности позволяет избежать резкого роста ставок валютного денежного рынка и дает возможность участникам рынка более плавно подстроиться к изменяющимся условиям. Однако данный инструмент не может являться постоянным источником валютной ликвидности и тем более не может быть источником валютного фондирования для банков. Таким источником фондирования в текущих условиях могут являться только средства клиентов. При этом, поскольку валютные депозиты компаний также отличаются повышенной волатильностью, предпочтительным сценарием для банков является дальнейшее снижение валютизации балансов.
--------------------------------
<10> Надбавка к O/N SHIBOR (Overnight Shanghai Interbank Offered Rate) была увеличена с 5,5 до 12 процентных пунктов. Таким образом, фактическое значение ставки Банка России по иностранной валюте выросло с 7,0% на начало сентября до 13,5% в конце месяца.
Продолжилось развитие международного взаимодействия с дружественными странами, выстраивание системы платежей и расчетов, сети корреспондентских отношений. Расширяется использование рубля и национальных валют дружественных стран в расчетах. Доля операций с соответствующими валютами в расчетах за экспорт на конец сентября 2024 года достигла 81,7%, за импорт - 81,5% (годом ранее - 75,8 и 72,4% соответственно). По состоянию на начало декабря 2024 года на рынке спот ПАО Московская Биржа доступны для торгов 10 валют дружественных стран в паре с российским рублем по ряду инструментов, которые в дальнейшем позволяют использовать приобретенную иностранную валюту во внешнеэкономической деятельности. Прорабатывается использование цифровых прав и цифровых валют в международных расчетах <11>.
--------------------------------
<11> Подробнее см. направление 3 "Цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры".
Цифровая и платежная инфраструктура обеспечивает потребности экономики и финансового рынка, продолжая развиваться. Потребители доверяют цифровым платежным инструментам и расширяют их использование. Доля безналичных платежей в розничном обороте продолжила уверенно расти и по итогам первого полугодия 2024 года достигла уровня 84,9%.
На фоне технологического развития в экономике продолжается рост популярности платформенной бизнес-модели. Российская платформенная индустрия показывает высокую устойчивость, а отечественные игроки укрепили лидирующие позиции в большинстве сегментов российского рынка и внесли свой вклад в формирование технологической независимости страны. Продолжается экосистемная трансформация рынка, что обусловливает сохранение актуальности выработки подходов к регулированию экосистем, обеспечивающих сохранение преимуществ для граждан и бизнеса при контроле рисков для конкурентной среды и финансовой стабильности.
Продолжает развиваться сегмент цифровых финансовых активов (ЦФА). Количество операторов информационных систем (ОИС), в которых осуществляется выпуск ЦФА, на начало декабря составило 14 единиц, увеличившись за год на 4. Большинство ОИС завершили процесс тестирования своих ИТ-решений и перешли к полноценной работе. В результате в 2024 году уже наблюдается заметный рост объема выпусков ЦФА. Совокупный объем сделок по приобретению ЦФА при выпуске вырос почти в 7 раз - с 64 млрд рублей за 9 месяцев 2023 года до 372 млрд рублей за три квартала 2024 года. Существенно возросло число зарегистрированных пользователей информационных систем, составив по итогам 9 месяцев 2024 года почти 241 тыс., что на 149 тыс. пользователей больше, чем по итогам 2023 года (+160%). Число обладателей ЦФА на 30 сентября 2024 года составляет более 98 тыс. пользователей.
Интерес к рынку ЦФА проявляют как крупные компании финансового и промышленных секторов экономики, так и субъекты МСП: объем привлеченных средств субъектами МСП при размещении выпусков ЦФА за все время функционирования рынка цифровых прав достиг 10 млрд рублей.
Банк России продолжает пилотирование операций с цифровыми рублями на ограниченном круге пользователей и участников. За время пилотирования платформа подтвердила свою работоспособность и функциональность. С учетом этого, а также в целях поэтапного увеличения количества участников пилотирования расширены параметры пилота с 1 сентября 2024 года с 600 до 9000 физических лиц и с 22 до 1200 юридических лиц.
Развивается Система быстрых платежей (СБП), ее все активнее используют граждане и бизнес. По состоянию на начало декабря 2024 года к СБП было подключено 224 кредитные организации. Через СБП за 11 месяцев 2024 года проведено 11,9 млрд операций на сумму 60,1 трлн рублей (за весь 2023 год - 7,2 млрд операций на сумму 31,0 трлн рублей). Оплата товаров и услуг через СБП - один из наиболее активно растущих сервисов системы, позволяющий бизнесу значительно сократить издержки на прием безналичной оплаты. Более 80% торгово-сервисных предприятий (ТСП), принимающих оплату через СБП, являются МСП.
Продолжается рост операций с применением бесконтактных технологий (с использованием бесконтактных карт и платежных приложений на смартфонах (pay-сервисов). За 9 месяцев 2024 года было осуществлено 39,0 млрд операций с использованием бесконтактных технологий на сумму около 43 трлн рублей, что на 17% по количеству и на 21,1% по объему больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Доля национальной платежной системы "Мир" в общем объеме внутрироссийских операций увеличилась и по итогам III квартала 2024 года достигла 64,1%. Эта система также позволяет использовать технологию бесконтактной оплаты покупок с помощью смартфона.
Банк России продолжит реализацию инфраструктурных проектов и будет способствовать созданию правовых условий и внедрению инноваций на финансовом рынке в целях обеспечения платежной независимости страны.
Ключевую роль в качестве надежного и безопасного канала обмена платежной информацией для банков играет Система передачи финансовых сообщений (СПФС). СПФС стала основным каналом обмена финансовой информацией при проведении внутрироссийских расчетов по корреспондентским счетам. За 11 месяцев 2024 года общее количество переданных через СПФС сообщений выросло на 22,2% по сравнению с трафиком аналогичного периода 2023 года. На начало декабря 2024 года пользователями СПФС являлись 581 организация.
Продолжил развиваться механизм удаленной идентификации, который повышает доступность и удобство для потребителей различных финансовых услуг <12>. К Единой биометрической системе (ЕБС), обеспечивающей хранение и обработку биометрических данных в целях проведения удаленной идентификации граждан, обеспечено подключение широкого круга банков (более 180), увеличилось число биометрических образцов, собранных в отделениях банков и через запущенное в 2023 году мобильное приложение "Госуслуги Биометрия", позволяющее гражданам регистрироваться в ЕБС самостоятельно. В рамках развития сервисов с использованием ЕБС обеспечена возможность применения биометрии для получения усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) и оплаты покупок.
--------------------------------
<12> В июне 2018 года запущен механизм удаленной идентификации, который позволяет дистанционно открывать счета, получать кредиты и осуществлять переводы после прохождения удаленной идентификации с использованием биометрических персональных данных (изображение лица и голос).
Продолжилось также развитие инфраструктуры Цифрового профиля, обеспечивающего удобный и безопасный обмен данными, необходимыми для получения услуг в цифровом виде, между гражданами, бизнесом и государством. Услуги с использованием Цифрового профиля физического лица предоставляют 145 организаций, с момента запуска в 2020 году по состоянию на конец II квартала 2024 года граждане воспользовались им 78,6 млн раз. К инфраструктуре Цифрового профиля юридического лица подключены три организации.
В целях расширения доступа населения к финансовым услугам, а также содействия развитию конкуренции на финансовом рынке проводится работа по развитию обмена данными посредством Открытых API. С учетом полученной обратной связи и обсуждений с участниками рынка был сформирован подход по внедрению Открытых API в гибридном формате и опубликован документ "Основные принципы и этапы внедрения Открытых API на финансовом рынке". Проводятся четыре пилотных проекта: персональный финансовый помощник, корпоративный мультибанкинг, цифровое согласование обслуживания по договору ДМС, цифровое урегулирование ДТП.
Таким образом, российский финансовый рынок в основном восстановился после шоков 2022 года, поступательно развивается и вносит вклад в развитие экономики в целом. При этом при разработке направлений и задач по развитию финансового рынка на среднесрочном горизонте необходимо учитывать комплекс факторов.
Задача трансформации российской экономики в текущих условиях реализуется за счет внутренних ресурсов. И задача финансового рынка - вносить вклад в этот процесс, трансформируя сбережения в инвестиции. Для этого важно обеспечить доверие, а также предоставить отвечающие потребностям граждан и бизнеса инструменты. Компаниям разного масштаба, в том числе крупным, необходимо наличие соответствующих механизмов и инструментария, которые в условиях отсутствия возможностей внешних заимствований позволят удовлетворить спрос на финансирование. Важную роль играет емкость внутреннего рынка, которую необходимо повышать, расширяя возможности для финансирования бизнеса и участия разных групп инвесторов, снижения волатильности и повышения устойчивости финансового рынка.
В настоящий момент происходит быстрый рост больших данных, распространение технологий искусственного интеллекта, в том числе машинного обучения, как инструмента для обработки и анализа данных, а также для решения иных задач. Цифровые технологии могут обеспечить более эффективные процессы принятия решений и надзора, расширить доступность различных видов финансовых инструментов для граждан и бизнеса, повысить производительность труда. Для России своевременное внедрение и развитие элементов цифровой инфраструктуры и цифровых технологий, а также надежные системы защиты данных позволят сохранить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность российской экономики и финансового рынка для иностранных инвесторов.
Усиление фрагментации мировой экономики и финансового рынка, а также ужесточение санкционного давления может негативно повлиять на показатели внешней торговли, объем привлеченного иностранного капитала, осложнить дальнейшее взаимодействие с дружественными странами. Поэтому особую актуальность сохраняет вопрос выстраивания системы международных платежей и расчетов, а также построение мостов (депозитарных, валютных, товарных) с иностранными партнерами.
Вопросы, связанные с устойчивым развитием, сохраняются в глобальной повестке. При этом, несмотря на санкционные ограничения, Россия остается участником международных экономических отношений и международной финансовой системы. В связи с этим необходимо поддерживать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность российской экономики и финансового рынка для иностранных инвесторов путем своевременной реализации мер по внедрению и развитию устойчивого регулирования.
Сохранение в дружественных странах нестабильных макроэкономических условий, замедление или снижение их экономической активности могут негативно повлиять на показатели внешней торговли, объем привлеченного иностранного капитала, что может стать фактором, подрывающим финансовую стабильность, а также влиять на темпы роста экономики России. Поддержание стабильных и предсказуемых макроэкономических условий будет продолжено через последовательную денежно-кредитную политику, нацеленную на ценовую стабильность, взвешенную бюджетную политику, следующую бюджетному правилу, а также через ограничение рисков для системной финансовой стабильности.
Необходимо учитывать и своевременно реагировать на изменения внешних условий, включая дисбалансы на зарубежных рынках, геополитические факторы и риски усиления санкций, в том числе вторичных.
Принимая во внимание текущие тенденции, а также вызовы и возможности для развития российского финансового рынка, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет содействовать его развитию на среднесрочном горизонте, проводя работу по следующим ключевым направлениям:
- создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора;
- защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса;
- цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры;
- развитие системы внешнеторговых платежей и расчетов;
- обеспечение финансовой стабильности.
Подробное изложение запланированных Банком России мер на ближайшие 3 года представлено в разделе 3.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей