Банк России и Правительство Российской Федерации, проводя последовательную и взвешенную политику в рамках своих функций, формируют предсказуемые макроэкономические условия посредством достижения системной финансовой, ценовой стабильности и устойчивости государственных финансов. Такая стабильность внутренних условий особенно важна для развития как финансового рынка, так и экономики в целом.
Банк России сохраняет приверженность режиму таргетирования инфляции, цель денежно-кредитной политики остается неизменной - поддержание годовой инфляции вблизи 4% <2>.
--------------------------------
<2> Подробнее о денежно-кредитной политике см. в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (ОНЕГДКП 2025 - 2027).
Низкая и стабильная инфляция делает экономические условия в целом более предсказуемыми, обеспечивает уверенность компаний и граждан при осуществлении финансового и инвестиционного планирования, влияя на решения домашних хозяйств о размере текущего и будущего потребления и на решения бизнеса о расширении производства и об инвестициях. Ценовая стабильность также способствует доступности долгового и долевого финансирования за счет формирования долгосрочных процентных ставок финансового рынка на стабильно более низких уровнях путем снижения премии за риск, связанный с колебаниями инфляции. В свою очередь, развитый финансовый рынок, являясь частью трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, способствует более быстрому воздействию ключевой ставки центрального банка на структуру процентных ставок в экономике и совокупный спрос. Таким образом, развитый финансовый рынок способствует повышению действенности денежно-кредитной политики.
Финансовая стабильность, устойчивость реального и финансового секторов, участников финансового рынка необходимы для бесперебойного функционирования финансового рынка и экономики в целом. Ограничение накопления системных рисков позволяет снизить вероятность возникновения финансовых кризисов, повысить определенность для участников финансового рынка и обеспечить бесперебойное проведение платежей и трансформацию сбережений в инвестиции. В случае неблагоприятного развития ситуации на финансовом рынке, в том числе под влиянием внешних факторов, меры по поддержанию финансовой стабильности позволяют финансовому сектору продолжать выполнять свои основные функции, а также снижают негативные эффекты для реального сектора. Все это способствует повышению доверия к финансовому рынку, его привлекательности для всех групп участников. Системная финансовая стабильность обеспечивается прежде всего мерами макропруденциальной политики, а также микропруденциального регулирования Банка России.
При этом ограничения на движение капитала, которые сыграли определенную роль в поддержании финансовой стабильности в острую фазу введения санкций в 2022 году, были в значительной мере сняты, учитывая издержки для граждан и бизнеса, сложности для внешнеторговых и финансовых расчетов, которые они создают. Сохранение отдельных ограничений может быть оправдано как контрсанкционная мера в ответ на недружественные действия отдельных стран. Вместе с тем необходима всесторонняя оценка издержек для бизнеса и развития экономики в целом, доверия национальных и иностранных инвесторов и масштаба реального контрсанкционного эффекта таких ограничений. В целом ограничения на движение капитала должны иметь ограниченный во времени характер, а в перспективе, по мере адаптации экономики, - отменены, чтобы не создавать препятствий для внешнеэкономической деятельности.
Взвешенный и предсказуемый подход к управлению государственными финансами, внутренним и внешним государственным долгом имеет важное значение как для стабильности финансового рынка и макроэкономических условий в целом, так и непосредственно для формирования краткосрочных и долгосрочных процентных ставок в экономике, а также страновой премии за риск. Одним из ключевых элементов сбалансированной бюджетной политики Российской Федерации является подход на основе бюджетных правил. Наличие бюджетного правила, которое увязывает расходы бюджета с объемом базовых нефтегазовых доходов, снижает неопределенность в экономике, обеспечивает предсказуемость бюджетных расходов и создает большую макроэкономическую стабильность, в том числе вносит вклад в поддержание ценовой и финансовой стабильности. При формировании подходов к государственным заимствованиям необходимо учитывать риски вытеснения государственным долгом частных заимствований, что, в свою очередь, может влиять на доступность привлечения бизнесом финансирования на рынке капитала. Отдельные меры бюджетной политики могут быть задействованы для создания дополнительных стимулов для развития тех или иных инструментов или сегментов финансового рынка, в том числе на этапах их становления. При этом важно не допускать, чтобы такие меры из инструментов временной поддержки превращались в определяющий фактор долгосрочного развития финансового рынка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей