Задача 2. Обеспечение защиты от противоправных деяний на финансовом рынке

Банк России совместно с участниками финансового рынка продолжит реализацию мероприятий по защите прав потребителей финансовых услуг и повышению уровня доверия к цифровым технологиям в рамках принятых законодательных инициатив. Для этого регулятор в том числе выявляет нелегальных поставщиков финансовых услуг и предупреждает потребителей об опасности взаимодействия с ними, а также противодействует совершению операций без согласия клиентов и социальной инженерии.

С 1 марта 2025 года вступают в силу законодательные изменения <55>, предусматривающие возможность установления гражданином в своей кредитной истории запрета на выдачу ему кредита (займа) и придание юридической значимости такой информации (механизм установления гражданином самозапрета), которые позволят эффективно бороться с практиками мошеннического получения потребительских кредитов (займов) третьими лицами путем незаконного использования персональных данных граждан, а также с использованием методов социальной инженерии, когда граждан подталкивают к получению потребительских кредитов (займов) с последующей передачей денежных средств третьим лицам, осуществляющим мошеннические действия. Ключевым условием такого механизма является использование уникального идентификатора гражданина (ИНН), позволяющего однозначно определить гражданина как при установлении (снятии) запрета, так и в рамках проверки наличия запрета в кредитной истории гражданина в целях заключения договора потребительского кредита (займа). В целях обеспечения гражданину возможности подать через портал Госуслуги и многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг заявление для установления самозапрета и получить сведения о наличии у него самозапрета будут осуществляться необходимые организационно-технические мероприятия.

--------------------------------

<55> Федеральный закон от 26.02.2024 N 31-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)".

Запланирована дальнейшая работа по законодательному закреплению механизмов противодействия мошенническим схемам по хищению денежных средств с использованием методов социальной инженерии, в результате применения которых граждане под влиянием угроз, обмана и (или) вследствие злоупотребления доверием оформляют кредиты (займы) и передают заемные денежные средства мошенникам. В регулировании предлагается закрепить, что с определенной суммы кредита (займа) предусматривается установление периода охлаждения для получения денежных средств клиентом. Мошенники зачастую имитируют ситуации, требующие скорейшего решения от своей жертвы, а дополнительная пауза в передаче денежных средств позволит клиенту внимательнее проанализировать ситуацию и свои действия. Кроме того, в регулировании должен появиться еще один дополнительный способ защиты для граждан своих денежных средств от мошенников - назначение уполномоченного гражданином лица для подтверждения распоряжений указанными средствами. Так, клиент сможет определить совместно с кредитной организацией перечень операций, совершение которых потребует от банка получения подтверждения от уполномоченного клиентом лица. Таким образом, уполномоченное лицо сможет не подтвердить операцию при наличии подозрений, что получателями средств могут являться мошенники.

В целях формирования кредиторами актуальных выводов о портрете заемщика предполагается законодательно закрепить механизм обмена оперативной информацией по обращениям за кредитом, отказам по обращениям, заключению договоров, выдачам денежных средств в режиме времени, близком к реальному, посредством использования инфраструктуры бюро кредитных историй.

Для противодействия нелегальной деятельности Банк России на регулярной основе проводит работу, направленную на прекращение деятельности нелегальных субъектов. Планируется дальнейшее участие Банка России в поддержании и развитии функционирования единой системы противодействия нелегальной деятельности на финансовом рынке Российской Федерации на основе действующего межведомственного плана мероприятий, включающего комплекс мер, направленных на систематизацию, активизацию и структурирование работы в этой сфере. Одновременно необходимо учитывать роль самих потребителей финансовых услуг в противодействии нелегальной деятельности и мошенникам - в частности, уровень их финансовой осмотрительности. В целях его повышения важно своевременно уведомлять потребителей о возможных нелегальных поставщиках финансовых услуг и повышать степень взаимодействия с потребителями.

Продолжится работа по оперативному выявлению с использованием современных средств автоматизации компаний и проектов с признаками финансовых пирамид и нелегальной деятельности на финансовом рынке, в том числе в Интернете, а также инициированию мер, направленных на ограничение доступа к ресурсам нелегальных поставщиков финансовых услуг. Реализации данной задачи будет в том числе способствовать введенный запрет публичной деятельности любых лиц, направленной на привлечение инвестиций физических лиц, за исключением лиц, имеющих законодательное разрешение на такую деятельность.

Для обеспечения кибербезопасности в финансовом секторе Банк России разработает меры, направленные на повышение качества и защищенности предоставляемых финансовыми организациями сервисов. Будет обеспечен комплексный подход: от совершенствования методологии анализа защищенности сервисов и их тестирования до внедрения процедур безопасности на этапе введения сервисов в эксплуатацию или на этапе их модернизации.

Банк России в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации продолжит разработку информационных и обучающих материалов, курсов по финансовой киберграмотности для граждан, а также практико-ориентированное обучение по информационной безопасности для различных категорий слушателей.

Работа по оперативному выявлению, пресечению и предупреждению преступлений на финансовом рынке требует дальнейшего улучшения механизмов взаимодействия Банка России с правоохранительными органами, в том числе в части форматов передаваемой регулятором информации по выявленным правонарушениям на финансовом рынке и его участия в проводимых правоохранительными органами проверках. Этому будут способствовать совместные тематические учебные мероприятия, обмен опытом и постоянное рабочее взаимодействие для обсуждения актуальных вопросов с представителями правоохранительных органов, разработка методических рекомендаций, совершенствование межведомственных соглашений и иных организационно-распорядительных документов, что особенно важно в условиях быстрого появления новых видов мошенничества и киберпреступности.

Более подробно ключевые цели и задачи развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы представлены в Основных направлениях развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023 - 2025 годов.