Задача 1. Развитие и адаптация системы защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов с учетом изменений на финансовом рынке
Защита неквалифицированного розничного инвестора. Для развития российского финансового рынка важно сформировать устойчивое доверие массового неквалифицированного инвестора к рынку капитала при одновременном ограничении рисков для такой категории инвесторов.
В связи с этим Банк России реализует комплекс мер, направленных на защиту розничных инвесторов и совершенствование подходов к их допуску на рынок капитала в части процедур тестирования, признания лиц квалифицированными инвесторами, перечня доступных только квалифицированным инвесторам инструментов и ряда других. Эти меры позволят защитить неквалифицированного инвестора от рисков возможной потери средств при вложении их в продукты и инструменты, сути которых инвестор не понимает.
В мае 2025 года вступят в силу законодательные изменения, которые усовершенствуют требования для получения статуса квалифицированного инвестора. Предполагается прежде всего переход от признания физических лиц квалифицированными инвесторами по формальным основаниям, таким как размер активов, к более широкому использованию образовательных критериев, связанных со знаниями инвестора, возможность комбинирования имущественного критерия с иными критериями, в том числе уровнем знаний, а также введение нового самостоятельного критерия - уровня дохода. Одновременно предусматривается введение специального квалификационного экзамена, сдача которого позволит гражданам, не обладающим достаточным размером активов, дохода или опытом совершения сделок, получить статус квалифицированного инвестора без необходимости соблюдения иных критериев. Кроме того, будет увеличен необходимый для этого размер активов и изменить их структуру, установить требования к документам, подтверждающим наличие таких активов, исключить из законодательства о рынке ценных бумаг привязку получения статуса квалифицированного инвестора только к определенному инструменту или перечню инструментов.
Предполагается совершенствовать систему защиты прав неквалифицированных инвесторов на инвестиционных платформах и рынке ЦФА для устранения регуляторного арбитража при приобретении сходных по своей сути финансовых инструментов. В частности, предлагается:
- модернизировать механизм расчета годового лимита для инвестиций в виде выдачи займов, совершаемых неквалифицированными инвесторами на инвестиционных платформах;
- оценить целесообразность изменения признаков ЦФА, которые могут приобретаться неквалифицированными инвесторами;
- усовершенствовать механизм прекращения операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, своей деятельности.
В целях защиты от кастодиального риска ценные бумаги и ПФИ на них, эмитентами которых являются резиденты иностранных государств (за исключением ценных бумаг, связанных с ЕАЭС, и ПФИ на них), будут отнесены к финансовым инструментам, предназначенным для квалифицированных инвесторов.
Кроме того, предполагается продолжение работы по формированию единых электронных реестров лиц, признанных квалифицированными инвесторами. Эта мера будет способствовать сокращению недобросовестных практик присвоения статуса квалифицированного инвестора.
Немаловажным является внедрение механизмов, позволяющих потребителю оценить, насколько условия финансового продукта понятны ему и соответствуют его ожиданиям. В указанных целях на рынке ценных бумаг и финансовых платформах уже применяется механизм тестирования для сделок с ценными бумагами физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами. С октября 2024 года тестирование потребителей применяется при заключении договоров страхования жизни с условием о выплате дополнительного инвестиционного дохода.
Для противодействия мисселингу при продаже финансовых продуктов предполагается последовательное расширение сферы применения на финансовом рынке периода охлаждения, в течение которого потребитель сможет отказаться от соответствующего договора и вернуть уплаченные денежные средства.
Сохраняет актуальность задача по обеспечению качественного и своевременного информирования потребителя о свойствах и рисках финансовых продуктов. Планируется наделение Банка России полномочиями по установлению требований к составу информации, подлежащей раскрытию кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в местах оказания услуг, а также на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях ознакомления потребителей финансовых услуг <51>. Дополнительно для усиления защиты прав и информированности потребителей банковских услуг проводится работа по принятию стандартов деятельности кредитных организаций в рамках созданного Комитета по стандартам.
--------------------------------
<51> Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".
В целях более быстрого и эффективного урегулирования разногласий между потребителями и финансовыми организациями будут проработаны возможные подходы к внедрению медиативных технологий на финансовом рынке. Примером является рекомендованный к применению кредитными организациями Стандарт комплексного урегулирования задолженности <52>, направленный на поддержку заемщиков, имеющих задолженность по кредитным договорам перед несколькими кредиторами и попавших в сложную жизненную ситуацию. Вместе с тем для более эффективного применения комплексного урегулирования задолженности и охвата всех кредиторов эта процедура должна быть обязательной и закрепленной на законодательном уровне. В связи с этим в настоящее время при участии Банка России и Службы финансового уполномоченного осуществляется разработка законодательных изменений, устанавливающих комплексное урегулирование задолженности в качестве единого обязательного досудебного порядка урегулирования споров между кредиторами и заемщиками - физическими лицами с возможностью участия в указанной процедуре (на отдельных ее этапах) уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.
--------------------------------
<52> Информационное письмо от 25.04.2023 N ИН-03-59/33 о Стандарте защиты прав и интересов заемщиков - физических лиц при урегулировании задолженности по кредитным договорам, заключенным в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, от 25.04.2023 N ИН-03-59/33. В настоящее время Стандартом комплексного урегулирования задолженности руководствуются в своей деятельности 11 банков, в том числе крупнейшие, что свидетельствует о востребованности данного механизма у участников рынка даже в условиях, когда он носит рекомендательный характер.
Среди потребителей финансовых услуг быстрыми темпами растет спрос на услуги потребительской рассрочки, и при этом специальное регулирование данного сегмента рынка отсутствует. Вместе с тем основные потребители этого финансового продукта - это лица с невысокими доходами, которые нуждаются в дополнительной защите от закредитованности. В связи с этим планируется законодательно урегулировать <53> вопросы предоставления рассрочки: определить условия осуществления деятельности операторов сервиса <54>, установить правила информирования о правах и гарантиях, аналогичных предусмотренным в законодательстве о потребительском кредите (займе), для граждан, приобретающих товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) с использованием так называемых сервисов рассрочки, которые направлены на повышение прозрачности рынка финансовых услуг, сохранение финансовой стабильности и противодействие распространению теневых финансовых услуг.
--------------------------------
<53> Проект федерального закона N 689381-8 "О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки" внесен в Государственную Думу 05.08.2024.
<54> Оператор сервиса рассрочки обязуется исполнить поручение пользователя по оплате цены договора, предусматривающего приобретение указанного пользователем объекта рассрочки, а пользователь обязуется возместить издержки оператора сервиса рассрочки на исполнение такого поручения.
Развитие поведенческого надзора. Банк России продолжит создавать стимулы для повышения клиентоориентированности поставщиков финансовых услуг с учетом приоритета превентивного поведенческого надзора и тренда на развитие дистанционных каналов коммуникации с клиентами с учетом следующего:
- совершенствование инструментария риск-ориентированного поведенческого надзора, в том числе развитие инструментов выявления и оценки еще не реализованных потребительских рисков в деятельности поднадзорных организаций;
- сочетание двух составляющих - надзорной и консультативной - в деятельности Банка России как системный подход к развитию поведенческого надзора;
- изменение парадигмы менеджмента финансовых организаций: повышение клиентоориентированности бизнес-моделей поставщиков финансовых услуг.
Одним из вопросов, который в настоящее время находится в фокусе внимания Банка России, является вопрос усиления ответственности кредитных организаций за нарушения законодательства, связанные с мисселингом, навязыванием дополнительных услуг и другими неприемлемыми практиками в отношении потребителей финансовых услуг, в целях снижения таких практик и изменения политики взаимодействия с клиентами.
В целях улучшения качества взаимодействия банков и НФО с потребителями при реализации финансовых услуг и повышения удовлетворенности граждан услугами финансового рынка Банк России проводит исследования порядка реализации профессиональными кредиторами финансовых услуг. Для этого Банк России осуществляет различные опросы потребителей, привлекает к мероприятиям по выявлению недобросовестных практик на рынке общественные организации, публикует на своем официальном сайте разъяснения, вопросы-ответы в целях доведения до поднадзорных организаций позиции Банка России по различным вопросам, а также информацию о недобросовестных и лучших практиках, выявленных в ходе надзорной деятельности.
Кроме того, Банк России планирует развивать практику мониторинга следования поднадзорных организаций рекомендациям, касающимся защиты прав потребителей финансовых услуг, принимаемым Банком России самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти.
Банк России продолжит использовать инструмент поведенческой экспертизы в отношении регуляторных норм, связанных с требованиями к форме, содержанию и порядку доведения информации о финансовых продуктах, а также порядку взаимодействия поставщиков продуктов с клиентами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей