Механизмы политики по развитию финансового рынка

Для развития российского финансового рынка и обеспечения его устойчивости, в том числе его участия в структурной трансформации российской экономики, внедрения инноваций, расширения набора инструментов, продуктов и сервисов, повышения их доступности, защиты прав потребителей и инвесторов, формирования среды доверия, используется широкий набор механизмов, которые применяются в зависимости от специфики решаемых задач.

Выделяются следующие основные механизмы воздействия на финансовый рынок, создания условий и стимулов для его развития:

- нормативно-правовое регулирование и надзор;

- мягкое регулирование - этические кодексы, стандарты СРО, рекомендации;

- создание и развитие элементов цифровой инфраструктуры финансового рынка, обеспечение равного доступа к ней;

- создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан как в банковском секторе, так и на рынке страхования и в негосударственных пенсионных фондах (НПФ);

- налоговое стимулирование и субсидирование;

- повышение финансовой грамотности и просветительская деятельность;

- подготовка кадров для финансовой отрасли;

- информационная политика и взаимодействие с участниками рынка;

- регулирование потоков капитала.

Банк России и Правительство Российской Федерации, как правило, используют комбинацию механизмов, что позволяет повысить эффективность принимаемых мер. Указанные механизмы в целом остаются неизменными, могут уточняться их специфика и подходы к их применению.

Механизмы развития финансового рынка применяются на основе комплексного анализа ожидаемых результатов, учитывающего как выгоды, так и возможные издержки, а также опыт других стран. Банк России взаимодействует с иностранными партнерами для выработки и применения общих взаимовыгодных механизмов для сотрудничества в сфере финансового рынка и экономических отношений в целом.

Банк России вносит вклад в развитие финансового рынка, способствуя формированию предсказуемых макроэкономических условий через обеспечение ценовой и финансовой стабильности. Денежно-кредитная политика, проводимая в рамках режима таргетирования инфляции, и макропруденциальная политика, нацеленная на поддержание финансовой стабильности, влияют на развитие финансового рынка. В то же время инструменты денежно-кредитной и макропруденциальной политики не предназначены и не используются за пределами этих политик специально для стимулирования развития финансового рынка. Такое использование имело бы значимые негативные эффекты для достижения целей в области ценовой и финансовой стабильности и, как следствие, для устойчивого развития финансового рынка и экономики в целом.

В острую фазу введения масштабных антироссийских санкций в 2022 году ограничения на движение капитала временно использовались как один из механизмов поддержания финансовой стабильности. По мере нормализации ситуации на финансовом рынке и снижения рисков для финансовой стабильности ограничения такого характера в значительной степени были сняты. Отдельные сохраняющиеся до настоящего времени ограничения на движение капитала имеют в первую очередь контрсанкционный эффект и компенсируют воздействие введенных внешних санкций, направленных на стимулирование вывода капитала зарубежных инвесторов из России и запрет на потенциальный приток капитала в будущем.

Указанные временные механизмы позволили реагировать на изменяющиеся внешние обстоятельства и ограничили негативный эффект санкционных мер. Банк России на постоянной основе проводит предметный анализ действующих специальных экономических мер, направленных на ограничение проведения валютных операций. При необходимости Правительство Российской Федерации и Банк России предпринимают шаги по изменению требований валютного контроля. Вместе с тем ограничения на движение капитала создают издержки для бизнеса, развития внешнеэкономической деятельности, инвестиционного климата и с учетом этого должны иметь точечный, ограниченный во времени характер. В дальнейшем необходимо двигаться в направлении их отмены по мере адаптации экономики к новым условиям.

Банк России и Правительство Российской Федерации во взаимодействии с органами законодательной власти ведут тесную работу по формированию правовой среды для развития финансового рынка, в том числе по созданию правовых основ для новых форм и видов деятельности, форматов взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг, каналов обслуживания в условиях внедрения передовых технологий. Особое значение имеют инвентаризация и упорядочение накопившихся норм регулирования с устранением избыточных, устаревших и дублирующих друг друга правил.

Налоговые стимулы и субсидии являются одним из важных инструментов Правительства Российской Федерации для поддержки и ускорения развития тех или иных видов деятельности, инструментов, механизмов на финансовом рынке, особенно на начальных этапах их становления, когда развитие на рыночных условиях может быть затруднено. Такую роль также выполняют специальные институты развития, работающие именно в тех нишах, где рыночные механизмы не справляются. При этом важен системный подход, мониторинг эффективности использования и периодическая актуализация таких стимулов для обеспечения фокуса на наиболее востребованных с точки зрения российской экономики механизмах и инструментах долгосрочного финансирования с учетом ограниченности ресурсов. Значимость этих механизмов особенно возрастает в контексте усиления роли финансового рынка в финансировании трансформационных проектов, необходимых для структурных изменений в российской экономике.

В части развития национальной цифровой инфраструктуры Банк России и Правительство Российской Федерации руководствуются тремя ключевыми принципами. Основной фокус внимания направлен на реализацию тех проектов, на которые существует спрос со стороны граждан и бизнеса при одновременном отсутствии возможности их самостоятельной реализации у большинства участников рынка. При этом реализация указанных проектов должна способствовать обеспечению финансового суверенитета и развитию конкуренции на финансовом рынке. Все большее значение для развития финансовых продуктов и сервисов имеет доступ к данным государственных информационных систем.

Банк России в целях обеспечения независимости финансовой инфраструктуры России, системной устойчивости и конкурентоспособности национального финансового рынка сохраняет участие в ряде инфраструктурных организаций финансового рынка, в том числе в капитале ПАО Московская Биржа, акционерных обществах "Национальная система платежных карт" (НСПК) и "Российская национальная перестраховочная компания" (РНПК).

Банк России использует в первую очередь превентивный подход, направленный на выявление и устранение рисков на ранних стадиях. Для обеспечения финансовой стабильности при необходимости Банк России применяет инструменты финансового оздоровления финансовых организаций.

Все большую актуальность на финансовом рынке приобретает вопрос уровня квалификации кадров и их доступности. Вызовы, которые могут возникнуть в этой области, особенно в сфере высокотехнологичных отраслей, ИТ и информационной безопасности, необходимо учитывать в том числе при рассмотрении вопросов стратегического развития и функционирования финансового рынка в новых реалиях.

Большое значение для динамичного развития финансового рынка, включая процессы цифровизации и устойчивого развития, имеет доступ финансовых посредников, а также иных участников финансового рынка к рынку труда, предлагающему специалистов требуемой квалификации. Дефицит такого предложения не только тормозит развитие, но и порождает отток кадров в сторону крупных компаний, предлагающих конкурентоспособные условия оплаты труда, что ограничивает кадровое обеспечение финансовых организаций, лишая их ключевого персонала. Одновременно с этим скорость разработки и актуализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует объемам потребностей рынка труда, что приводит к увеличению затрат на обучение и развитие специалистов.

Банк России уделяет большое внимание повышению уровня квалификации кадров финансового рынка путем разработки и реализации механизмов взаимодействия между участниками финансового рынка, государством и системой образования, запускает и реализует учебно-просветительские программы для специалистов финансового рынка, представителей органов законодательной и исполнительной власти, а также иных лиц, заинтересованных в повышении квалификации по вопросам, относящимся к компетенции Банка России.

Информационная политика и взаимодействие с участниками рынка играют важнейшую роль в создании четкого понимания ими целей, планов и шагов Банка России и Правительства Российской Федерации, а также оценки тенденций и результатов развития финансового рынка. Это создает ориентиры для финансовых организаций при выстраивании их деятельности. Регулярная коммуникация как с потребителями, так и с поставщиками финансовых продуктов и услуг повышает прозрачность проводимой политики, что способствует росту доверия к ней и усиливает действенность принимаемых мер. Важным элементом коммуникации также является взаимный информационный обмен с участниками рынка, что позволяет Банку России и Правительству Российской Федерации получить обратную связь, выявить потребности, а также дополнительно оценить процессы, происходящие на финансовом рынке, чтобы учитывать их при выработке мер по его развитию.

Постоянная коммуникация с участниками рынка, обществом, разъяснение сути происходящих экономических изменений и принимаемых мер Банка России и Правительства Российской Федерации способствуют снижению неопределенности, вносят вклад в стабилизацию ситуации, влияя на поведение и ожидания граждан, бизнеса и профессиональных участников рынка. Банк России применяет широкий набор каналов коммуникации, сопровождая все предпринимаемые шаги оперативными разъяснениями и комментариями, поддерживая при этом оперативную связь и взаимодействие с участниками рынка.