Задача 1. Развитие регулирования

Банк России совместно с Правительством Российской Федерации уделяет большое внимание созданию и своевременной адаптации правового регулирования для внедрения современных технологий на финансовом рынке, вывода на рынок инновационных финансовых продуктов и услуг. Стремительное развитие цифровых и платежных технологий требует своевременного обновления нормативной базы. При этом регулятивная нагрузка не должна препятствовать развитию инноваций. Регулирование должно обеспечивать, с одной стороны, необходимые условия для внедрения цифровых инноваций, с другой - защиту прав потребителей и финансовую стабильность.

Будут продолжены разработка и внедрение регулирования, направленного на развитие цифровых и платежных сервисов при обеспечении защиты данных граждан и бизнеса, а также киберустойчивости элементов национальной платежной системы России.

В целях развития конкурентной среды на платежном рынке будет завершено формирование правовой основы для введения небанковских поставщиков платежных услуг.

В условиях активного развития современных платежных сервисов в национальной платежной системе все более существенную позицию занимают операторы услуг информационного обмена (ОУИО). При этом с учетом возрастающих объемов операций таких организаций, а также зависимости ряда банков от предоставляемых ими услуг запланированы мероприятия по развитию регулирования деятельности ОУИО и внедрению механизмов контроля их деятельности в рамках надзора Банка России.

В рамках развития механизма удаленной биометрической идентификации планируется обеспечить создание правовых условий, направленных на повышение качества и удобства процесса сбора биометрии в ЕБС. Одновременно с этим будет продолжено развитие регулирования с целью расширения перечня доступных для граждан услуг с использованием биометрии.

При участии Банка России продолжается реализация мероприятий по дальнейшему развитию регулирования Цифрового профиля как единого окна для получения данных из государственных информационных систем с согласия клиентов, по обмену данными, необходимыми для предоставления финансовых продуктов и услуг в цифровом виде, между гражданами, государством и бизнесом с учетом требований и принципов законодательства Российской Федерации в области персональных данных. В частности, будет продолжено развитие регулирования с целью расширения перечня сведений, доступных в Цифровом профиле физического лица и Цифровом профиле юридического лица, необходимых для предоставления услуг гражданам и бизнесу.

Банк России с учетом мнения участников рынка разработал предложения по нормативному регулированию Открытых API при реализации модели Открытых финансов, а также предложения по внесению изменений в законодательство, предусматривающие закрепление необходимых полномочий регулятора. Принятие соответствующих изменений позволит сформировать правовые условия для внедрения Открытых API.

В рамках работы по формированию условий развития искусственного интеллекта на финансовом рынке Банк России с учетом риск-ориентированного подхода планирует определить те области использования ИИ финансовыми организациями, которые требуют введения регулирования <66>. Кроме того, Банк России планирует проводить мониторинг и анализ текущих практик российских финансовых организаций по управлению рисками ИИ. По результатам этого анализа будут выработаны предложения по содержанию Кодекса этики применения ИИ на финансовом рынке, а также оценена необходимость внесения изменений в действующее регулирование.

--------------------------------

<66> Вопросы развития и использования ИИ, риски его внедрения финансовыми организациями, а также подходы к регулированию сформулированы в докладе для общественных консультаций "Применение искусственного интеллекта на финансовом рынке" и отчете об итогах его обсуждения.

Банк России совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти продолжит развитие регулирования в области оборота данных.

Банк России будет содействовать скорейшему принятию регулирования, направленного на правовое обеспечение создания единой точки доступа для проверки сведений об абоненте. Запуск указанной системы позволит снизить риски совершения мошеннических действий, предоставляя возможность организациям, использующим при оказании дистанционных услуг номер телефона клиента, удостовериться в том числе в принадлежности указанного номера телефона конкретному клиенту.

Банк России также считает необходимым продолжить развитие регулирования цифровых прав и обеспечить для участников финансового рынка дополнительные условия, которые позволят бизнесу создавать инновационные цифровые решения для привлечения инвестиций, а гражданам предоставят возможность бесшовно и удобно получать инвестиционные услуги при одновременной защите их прав и интересов. Так, с целью развития инновационных инструментов на финансовом рынке планируется развитие регулирования цифровых прав. В частности, на законодательном уровне со временем предлагается проработать установление порядка налогообложения операций с УЦП.

В качестве одних из приоритетных направлений планируется развитие цифровых прав как инструментов инвестиций граждан, создание механизма упрощенной идентификации клиентов, развитие продуктов и сервисов на основе ЦФА, развитие инфраструктуры для обращения цифровых прав, гармонизация подходов по выпуску и обращению различных видов цифровых прав и подходов по допуску неквалифицированных инвесторов, предоставление возможности совершения сделок с цифровыми правами на организованных торгах. В связи с существующим запросом пользователей информационных систем планируется также рассмотреть возможность создания условий для осуществления доверительного управления (в том числе коллективного) цифровыми правами. Отдельного анализа и оценки также требуют вопросы арбитража между ЦФА и традиционными финансовыми инструментами для возможной гармонизации регуляторных подходов.