1.1.5. Система быстрых платежей

Система быстрых платежей <14> была создана Банком России для удобства потребителей и снижения их издержек. Система обеспечивает возможность круглосуточно совершать переводы по простому реквизиту получателя - номеру его мобильного телефона - практически в любой российский банк (сервис C2C). СБП была запущена в 2019 году, в 2021 - 2023 годах ее использование активно расширялось, и по состоянию на 1 октября 2024 года 2/3 населения России применяют ее для переводов денежных средств.

--------------------------------

<14> СБП является одним из сервисов ПС БР.

Также в СБП реализован сервис оплаты товаров и услуг (сервис C2B). Он позволяет проводить оплату товаров как в обычных магазинах, так и при интернет-торговле, с использованием

ДИНАМИКА ОПЕРАЦИЙ В СБП

Рис. 3

00000003.jpg

Источник: данные Банка России.

различных технологий бесконтактной оплаты - QR-кодов, NFC и других. Бизнесу этот сервис позволяет значительно сократить издержки на прием безналичной оплаты за счет более низких затрат на подключение и банковских комиссий по сравнению с карточным эквайрингом. Для удобства оплаты в ТСП по СБП реализована возможность привязки счета (подписки) на стороне банка плательщика для оплаты без перехода в приложение банка. Внедрена агентская схема подключения ТСП с участием компаний-партнеров, что упрощает этот процесс для бизнеса. C2B - один из наиболее активно развивающихся сервисов СБП.

По состоянию на 1 октября 2024 года более 2 млн ТСП реализовали возможность приема оплаты по СБП, каждый третий гражданин России использовал ее для оплаты покупок. За 9 месяцев 2024 года количество и сумма C2B-операций возросли в 2,5 и 2,4 раза соответственно относительно аналогичного периода 2023 года (рис. 3).

Активный рост оплаты покупок по СБП привел к формированию нового сегмента платежного рынка - компаний, специализирующихся на оказании содействия в подключении ТСП к СБП и созданию дополнительных сервисов для приема платежей с учетом сервиса C2B. В этом сегменте работают как ранее существовавшие игроки платежного рынка, так и новые компании. Типичные услуги включают упрощение подключения к СБП, обеспечение взаимодействия с используемым кассовым решением и (или) собственной ИТ-системой компании, настраиваемый и персонализируемый экран оплаты, а также интеграцию с существующим функционалом, таким как программы лояльности или электронные чаевые. Предлагаются решения, направленные на унификацию приема различных способов безналичной оплаты. Ряд компаний выпускают готовые коробочные решения для максимально бесшовного встраивания приема оплаты по СБП в ТСП. Расширение использования СБП в ТСП стало катализатором для развития российского производства NFC-меток для бесконтактной оплаты, носителей (наклеек, табличек) и иного оборудования, востребованного для СБП.

Кроме того, в СБП реализованы сервисы платежей между юридическими лицами (B2B), выплат юридических лиц в пользу физических (B2C) и платежей населения в бюджет (C2G). Внедрена программа лояльности, позволяющая гражданам получать кешбэк в онлайн-режиме за совершение переводов в пользу бизнеса в целях оплаты товаров (работ, услуг). Обеспечена возможность использования СБП для совершения платежей в бюджет в том числе на государственных и муниципальных порталах.

Также в системе реализована возможность осуществления трансграничных переводов физических лиц в другие страны, для чего создано несколько форм подключения иностранных банков и межсистемное взаимодействие с аналогичной системой одной из дружественных стран. Большое внимание уделяется вопросам информационной безопасности, как внутри страны, так и при трансграничном взаимодействии.

Развитие СБП делает переводы денежных средств более удобными и доступными для граждан, упрощает бизнесу прием безналичной оплаты и позволяет сократить свои издержки, способствует развитию конкуренции и инноваций на рынке банковских услуг.