2.1. Использование биометрии в платежах

Биометрия в платежных услугах имеет ряд преимуществ, в том числе:

- возможность совершения оплаты без использования карты или иного материального носителя платежного инструмента;

- возможность подтверждения сведений о покупателе при совершении им оплаты определенных товаров (например, при проверке возраста покупателя).

Согласно оценкам экспертов <4>, основными сферами применения биометрии в платежах будут бесконтактная оплата, биометрический эквайринг и онлайн-платежи. Ожидается, что к 2026 году общий объем платежей с использованием биометрии превысит 5,5 трлн долларов США, а число пользователей достигнет 3 млрд <5>.

--------------------------------

<4> Biometric Payment Market Overview for 2023 - 2029. Maximize Market Research, 2023.

<5> JP Morgan. 2023.

Многие платежные компании работают над услугами с использованием биометрии. Например, международная платежная система MasterCard совместно с партнерами запустила в Бразилии пилотный проект по биометрическому эквайрингу, Biometric Checkout Program, и планирует расширить его на другие страны. Также компания объявила о планах обеспечить возможность подтверждения интернет-платежей по биометрии вместо одноразовых кодов/паролей и уже пилотирует ряд решений для этого в отдельных странах.

JP Morgan провел апробацию собственной технологии платежей по биометрии и в августе 2024 года объявил о проведении ее более широкого пилотирования. Сервис биометрической оплаты платежей Amazon One уже свыше 2 лет доступен в магазинах сети Amazon Go, в более 200 магазинах сети Whole Foods и ряде иных торговых точек. При его использовании, помимо оплаты, осуществляется взаимодействие с программой лояльности торговой точки и проводится контроль возраста покупателя при продаже определенных категорий товаров.

В ряде стран, например в Индии, Бразилии, Сингапуре, в платежных решениях используются государственные биометрические системы. Одной из крупнейших в мире является индийская система Aadhaar, содержащая более 1 млрд записей. На ее базе запущен ряд сервисов, в том числе выплаты субсидий и пенсий, оплата по биометрии в торговых точках и переводы между гражданами.

По данным опросов <6>, более 50% потребителей в возрасте до 40 лет уже оплачивали или готовы оплачивать покупки по биометрии. В то же время по мере увеличения возраста опрашиваемых готовность использовать биометрические платежи снижается - вплоть до 10% для людей старше 55 лет. Помимо доверия потребителей, на использование биометрии в платежах сильно влияет доступность инфраструктурных решений и необходимого аппаратного обеспечения.

--------------------------------

<6> По данным серии опросов, проведенных компанией NMI в США, 2022.

В России создана единая биометрическая система (ЕБС), которая содержит биометрические персональные данные физических лиц, векторы единой биометрической системы и иные размещаемые в единой биометрической системе сведения и которая используется в целях осуществления идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием их биометрических персональных данных. Ряд участников рынка в качестве пилотного проекта уже предоставляют платежные сервисы с использованием ЕБС. В некоторых регионах России реализована возможность оплаты проезда на транспорте с использованием биометрических данных. Банк России, НСПК и заинтересованные участники платежного рынка работают над запуском сервиса биоэквайринга, который позволит совершать оплату с использованием биометрических данных плательщика. Некоторые банки уже начали применять биоэквайринг при приеме оплаты по СБП. Это может придать дополнительный импульс расширению использования биометрии в НПС.