1. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НПС

В последние годы НПС показала, что может сохранять устойчивость и активно развиваться даже в условиях негативных внешних воздействий. В значительной степени этому способствовала реализация Стратегии развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы. Она определила четыре направления развития НПС:

1. Развитие регулирования в НПС.

2. Развитие национальной платежной инфраструктуры.

3. Развитие конкуренции и технологий на платежном рынке.

4. Развитие международного сотрудничества в платежной сфере.

Основные результаты работы по этим направлениям в 2021 - 2023 году.

- В части развития регулирования:

- Сформирована правовая основа для совершения операций с цифровыми рублями: внесены изменения в федеральное законодательство, Банком России изданы нормативные акты - правила платформы цифрового рубля, в том числе устанавливающие требования к обеспечению защиты информации для участников платформы цифрового рубля.

- Созданы правовые условия для формирования системы надзора за деятельностью платежных агентов с использованием элементов саморегулирования, для чего были расширены полномочия Банка России по контролю за деятельностью этих субъектов НПС.

- Подготовлена модель регулирования института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), соответствующий проект федерального закона N 673197-8 принят в первом чтении

в сентябре 2024 года.

Банк России в 2022 году предоставил меры поддержки потребителям платежных услуг и субъектам НПС, в том числе:

- временно <1> ограничил максимальный размер эквайринговой комиссии на уровне 1%

за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт при оплате социально значимых товаров (работ, услуг);

- временно <1> установил максимальное значение вознаграждения, определяемого операторами платежных систем и уплачиваемого кредитными организациями в рамках платежных систем, в размере 0,7% за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт при оплате социально значимых товаров (работ, услуг);

--------------------------------

<1> На период с 18 апреля по 31 августа 2022 года.

- воздерживался от применения мер <2>, предусмотренных Федеральным законом N 86-ФЗ <3> за неисполнение требований о соблюдении срока направления заявления о регистрации в качестве оператора платежной системы (до 1 июля 2023 года);

--------------------------------

<2> Информационные письма Банка России от 31.03.2022 N ИН-04-45/48 и от 29.12.2022 N ИН-04-45/147.

<3> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

- воздерживался от принятия решений о признании <4> платежной системы значимой (до 1 января 2023 года).

--------------------------------

<4> Пункты 1 и 2 части 3 статьи 22 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Некоторые из этих мер носили характер временных регуляторных послаблений и позволили участникам платежного рынка смягчить негативные эффекты от резкого роста санкционного давления и подстроиться к изменившимся условиям работы.

- В части развития платежной инфраструктуры:

- В платежной системе Банка России реализован комплекс мер по расширению доступа к ее сервисам, что, в частности, позволило в короткие сроки обеспечить интеграцию банков новых регионов России в национальную платежную систему.

- Национальная система платежных карт (НСПК) обеспечивает бесперебойную обработку операций с банковскими картами на территории России и предоставляет технологические сервисы для банков и торгово-сервисных предприятий (ТСП). Большое внимание уделено развитию нефинансового функционала - в частности, реализован механизм прямых социальных выплат на карты "Мир", запущено более 30 проектов социальных и транспортных приложений, обеспечена возможность предоставления гражданам целевых субсидий (электронных сертификатов для приобретения средств реабилитации и тому подобное).

- Через Систему быстрых платежей (СБП) в 2023 году осуществляли платежи и переводы более 80 млн граждан и свыше 1,5 млн ТСП. Доля СБП в общем объеме розничных безналичных платежей

в IV квартале 2023 года составила 18,9%. В значительной степени это связано с запуском программы лояльности СБП, реализацией технологии оплаты по QR-коду, маркетинговой поддержкой в виде акций в различных категориях платежей, а также развитием оплаты через NFC и приложение СБПэй. Также в СБП реализована возможность осуществления трансграничных переводов.

- Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) обеспечивает надежный канал передачи информации для российских банков и бизнеса.

- В части развития конкуренции и технологий на платежном рынке:

- Создана платформа цифрового рубля, осуществляются операции с цифровыми рублями ограниченным кругом пользователей указанной платформы.

- Размещена для публичного обсуждения Концепция внедрения Открытых API на финансовом рынке, в которой в том числе предусматривается возможность получения информации о счете клиента и инициирования перевода денежных средств клиента на основе стандартов Открытых API.

- Обеспечена возможность бесплатных переводов между счетами одного клиента в разных банках

на сумму до 30 млн рублей в месяц (изменения внесены <1> в 2023 году, вступили в силу с 1 мая 2024 года).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 04.08.2023 N 482-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

- Принят комплекс стандартов Банка России об использовании ISO 20022 в НПО, согласован <2> с уполномоченными органами государственной власти и опубликован на сайте Банка России план перехода на ISO 20022 в НПО.

--------------------------------

<2> Согласован с участниками рынка в рамках работы Технического комитета по стандартизации "Стандарты финансовых операций" (TK122), с Минфином России, Федеральным казначейством и Центральной избирательной комиссией.

- Выпущены рекомендации Банка России с формой раскрытия информации об условиях обслуживания платежных карт.

- В части международного сотрудничества в платежной сфере:

- Организован прием карт платежной системы "Мир" (ПС "Мир") в инфраструктуре ряда банков государств - членов ЕАЭС.

- Заключено многостороннее соглашение о сотрудничестве в области надзора и наблюдения в платежной сфере с центральными (национальными) банками ряда стран, в рамках его реализации осуществляется регулярный обмен информацией с регуляторами других стран.

- Подготовлен и в 2024 году одобрен Рабочей группой центральных банков стран БРИКС по сотрудничеству в платежной сфере концептуальный документ BRICS Cross-Border Payments Initiative (BCBPI), предполагающий создание наднациональной платформы для проведения трансграничных платежей.

- Продолжается сотрудничество по платежной повестке с заинтересованными странами на двусторонних уровнях. Проведены консультации с регуляторами финансового рынка и кредитными организациями более 30 заинтересованных стран.

- В формате многостороннего взаимодействия продолжается участие в Рабочей группе центральных банков стран БРИКС по сотрудничеству в платежной сфере.

За прошедшие годы российский платежный рынок продемонстрировал свою устойчивость и продолжил развиваться. Санкционное давление не оказало негативного влияния на работу платежной инфраструктуры внутри страны. Гражданам и бизнесу была доступна широкая линейка современных платежных инструментов и технологий. Участники рынка активно внедряли новые, удобные решения, такие как платежные приложения, стикеры, QR-коды, NFC-метки.

Доля безналичных платежей в розничном обороте <3> продолжила расти, увеличившись с 70,3% в 2020 году до 85,3% за 9 месяцев 2024 года (рис. 1). Общее количество безналичных платежей клиентов выросло более чем на 60%, также активно повышалась доля розничных платежей, совершаемых бесконтактно (рис. 2).

--------------------------------

<3> Совокупный оборот розничной торговли, общественного питания и объем платных услуг населению.

Структура национальной платежной системы с 2021 года в целом не изменилась и может быть представлена как несколько взаимодействующих уровней:

- платежная инфраструктура, обеспечивающая платежный клиринг и межбанковские расчеты;

- поставщики платежных услуг, предоставляющие клиентам различные платежные продукты и инструменты;

- потребители платежных услуг, использующие их для перевода денежных средств или оплаты товаров (работ, услуг).

ДОЛЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОЗНИЧНОМ ОБОРОТЕ

(%)

Рис. 1

00000001.jpg

Источник: данные Банка России.

КОЛИЧЕСТВО БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КЛИЕНТОВ И БЕСКОНТАКТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

(МЛРД ЕД.)

Рис. 2

00000002.jpg

Источник: данные Банка России.