В последние годы НПС показала, что может сохранять устойчивость и активно развиваться даже в условиях негативных внешних воздействий. В значительной степени этому способствовала реализация Стратегии развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы. Она определила четыре направления развития НПС:
1. Развитие регулирования в НПС.
2. Развитие национальной платежной инфраструктуры.
3. Развитие конкуренции и технологий на платежном рынке.
4. Развитие международного сотрудничества в платежной сфере.
Основные результаты работы по этим направлениям в 2021 - 2023 году.
- В части развития регулирования:
- Сформирована правовая основа для совершения операций с цифровыми рублями: внесены изменения в федеральное законодательство, Банком России изданы нормативные акты - правила платформы цифрового рубля, в том числе устанавливающие требования к обеспечению защиты информации для участников платформы цифрового рубля.
- Созданы правовые условия для формирования системы надзора за деятельностью платежных агентов с использованием элементов саморегулирования, для чего были расширены полномочия Банка России по контролю за деятельностью этих субъектов НПС.
- Подготовлена модель регулирования института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), соответствующий проект федерального закона N 673197-8 принят в первом чтении
Банк России в 2022 году предоставил меры поддержки потребителям платежных услуг и субъектам НПС, в том числе:
- временно <1> ограничил максимальный размер эквайринговой комиссии на уровне 1%
за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт при оплате социально значимых товаров (работ, услуг);
- временно <1> установил максимальное значение вознаграждения, определяемого операторами платежных систем и уплачиваемого кредитными организациями в рамках платежных систем, в размере 0,7% за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт при оплате социально значимых товаров (работ, услуг);
--------------------------------
<1> На период с 18 апреля по 31 августа 2022 года.
- воздерживался от применения мер <2>, предусмотренных Федеральным законом N 86-ФЗ <3> за неисполнение требований о соблюдении срока направления заявления о регистрации в качестве оператора платежной системы (до 1 июля 2023 года);
--------------------------------
<2> Информационные письма Банка России от 31.03.2022 N ИН-04-45/48 и от 29.12.2022 N ИН-04-45/147.
<3> Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
- воздерживался от принятия решений о признании <4> платежной системы значимой (до 1 января 2023 года).
--------------------------------
<4> Пункты 1 и 2 части 3 статьи 22 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Некоторые из этих мер носили характер временных регуляторных послаблений и позволили участникам платежного рынка смягчить негативные эффекты от резкого роста санкционного давления и подстроиться к изменившимся условиям работы.
- В части развития платежной инфраструктуры:
- В платежной системе Банка России реализован комплекс мер по расширению доступа к ее сервисам, что, в частности, позволило в короткие сроки обеспечить интеграцию банков новых регионов России в национальную платежную систему.
- Национальная система платежных карт (НСПК) обеспечивает бесперебойную обработку операций с банковскими картами на территории России и предоставляет технологические сервисы для банков и торгово-сервисных предприятий (ТСП). Большое внимание уделено развитию нефинансового функционала - в частности, реализован механизм прямых социальных выплат на карты "Мир", запущено более 30 проектов социальных и транспортных приложений, обеспечена возможность предоставления гражданам целевых субсидий (электронных сертификатов для приобретения средств реабилитации и тому подобное).
- Через Систему быстрых платежей (СБП) в 2023 году осуществляли платежи и переводы более 80 млн граждан и свыше 1,5 млн ТСП. Доля СБП в общем объеме розничных безналичных платежей
в IV квартале 2023 года составила 18,9%. В значительной степени это связано с запуском программы лояльности СБП, реализацией технологии оплаты по QR-коду, маркетинговой поддержкой в виде акций в различных категориях платежей, а также развитием оплаты через NFC и приложение СБПэй. Также в СБП реализована возможность осуществления трансграничных переводов.
- Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) обеспечивает надежный канал передачи информации для российских банков и бизнеса.
- В части развития конкуренции и технологий на платежном рынке:
- Создана платформа цифрового рубля, осуществляются операции с цифровыми рублями ограниченным кругом пользователей указанной платформы.
- Размещена для публичного обсуждения Концепция внедрения Открытых API на финансовом рынке, в которой в том числе предусматривается возможность получения информации о счете клиента и инициирования перевода денежных средств клиента на основе стандартов Открытых API.
- Обеспечена возможность бесплатных переводов между счетами одного клиента в разных банках
на сумму до 30 млн рублей в месяц (изменения внесены <1> в 2023 году, вступили в силу с 1 мая 2024 года).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 04.08.2023 N 482-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
- Принят комплекс стандартов Банка России об использовании ISO 20022 в НПО, согласован <2> с уполномоченными органами государственной власти и опубликован на сайте Банка России план перехода на ISO 20022 в НПО.
--------------------------------
<2> Согласован с участниками рынка в рамках работы Технического комитета по стандартизации "Стандарты финансовых операций" (TK122), с Минфином России, Федеральным казначейством и Центральной избирательной комиссией.
- Выпущены рекомендации Банка России с формой раскрытия информации об условиях обслуживания платежных карт.
- В части международного сотрудничества в платежной сфере:
- Организован прием карт платежной системы "Мир" (ПС "Мир") в инфраструктуре ряда банков государств - членов ЕАЭС.
- Заключено многостороннее соглашение о сотрудничестве в области надзора и наблюдения в платежной сфере с центральными (национальными) банками ряда стран, в рамках его реализации осуществляется регулярный обмен информацией с регуляторами других стран.
- Подготовлен и в 2024 году одобрен Рабочей группой центральных банков стран БРИКС по сотрудничеству в платежной сфере концептуальный документ BRICS Cross-Border Payments Initiative (BCBPI), предполагающий создание наднациональной платформы для проведения трансграничных платежей.
- Продолжается сотрудничество по платежной повестке с заинтересованными странами на двусторонних уровнях. Проведены консультации с регуляторами финансового рынка и кредитными организациями более 30 заинтересованных стран.
- В формате многостороннего взаимодействия продолжается участие в Рабочей группе центральных банков стран БРИКС по сотрудничеству в платежной сфере.
За прошедшие годы российский платежный рынок продемонстрировал свою устойчивость и продолжил развиваться. Санкционное давление не оказало негативного влияния на работу платежной инфраструктуры внутри страны. Гражданам и бизнесу была доступна широкая линейка современных платежных инструментов и технологий. Участники рынка активно внедряли новые, удобные решения, такие как платежные приложения, стикеры, QR-коды, NFC-метки.
Доля безналичных платежей в розничном обороте <3> продолжила расти, увеличившись с 70,3% в 2020 году до 85,3% за 9 месяцев 2024 года (рис. 1). Общее количество безналичных платежей клиентов выросло более чем на 60%, также активно повышалась доля розничных платежей, совершаемых бесконтактно (рис. 2).
--------------------------------
<3> Совокупный оборот розничной торговли, общественного питания и объем платных услуг населению.
Структура национальной платежной системы с 2021 года в целом не изменилась и может быть представлена как несколько взаимодействующих уровней:
- платежная инфраструктура, обеспечивающая платежный клиринг и межбанковские расчеты;
- поставщики платежных услуг, предоставляющие клиентам различные платежные продукты и инструменты;
- потребители платежных услуг, использующие их для перевода денежных средств или оплаты товаров (работ, услуг).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей