2.2. Развитие цифровых валют центральных банков

По данным МВФ <7>, в 2023 году около 130 стран, на которые приходится порядка 98% мирового ВВП, проводили работы над цифровыми валютами центральных банков (ЦВЦБ) - за период с 2020 по 2023 год их количество увеличилось почти в 4 раза. При этом ряд стран, которые ранее занимали более сдержанную позицию в отношении национальных цифровых валют, сейчас склоняются к запуску таких проектов. Так, представители Банка Англии в 2023 - 2024 годах стали более уверенно говорить о вероятном запуске цифрового фунта и уже представили результаты работы и экспериментов по выбору технической архитектуры. Европейский центральный банк (ЕЦБ) разместил ряд материалов, согласно которым работа над цифровым евро уже активно идет. В то же время большинство центральных банков подчеркивают, что решение о выпуске ЦВЦБ еще не принято.

--------------------------------

<7> Central Bank Digital Currency - Initial Considerations. IMF Policy Paper 2023/048.

Выделяют два основных варианта национальной цифровой валюты:

- розничный, при котором ЦВЦБ используется в первую очередь гражданами и бизнесом как инструмент для повседневных платежей;

- межбанковский (или оптовый), когда ЦВЦБ ориентирована на использование банками и иными участниками рынка для расчетов по операциям на финансовых рынках.

Центральные банки многих стран анализируют возможности ЦВЦБ или проводят пилотные проекты. Наибольший опыт в этом направлении накоплен Народным банком Китая, который свыше 8 лет занимается проектом цифрового юаня и уже более 3 лет проводит его пилотирование.

По данным опроса <8> центральных банков 86 стран, проведенного в 2023 году Банком международных расчетов, в ближайшие 5 лет ожидается появление шести розничных и девяти межбанковских ЦВЦБ.

--------------------------------

<8> Embracing diversity, advancing together - results of the 2023 BIS survey on central bank digital currencies and crypto. Банк Международных расчетов, 2024.

Также ряд стран начали работу над правовым регулированием оборота ЦВЦБ. Как правило, регуляторы используют технологически нейтральный подход, а специфику, зависящую от конкретного архитектурного решения, устанавливают в операционных документах системы ЦВЦБ. Для розничных ЦВЦБ в правовой базе часто закрепляется их использование в качестве платежного средства, отказ от начисления процентов и кредитования в ЦВЦБ, возможность установления лимитов на объем операций и (или) максимальный остаток.

Еврокомиссия в конце июня 2023 года также внесла проект Директивы о цифровом евро <9>, создающий правовую базу для общеевропейской ЦВЦБ.

--------------------------------

<9> Regulation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the digital euro. COM, 2023.

Основные нормы проекта Директивы о цифровом евро

Директива о цифровом евро, в частности, предусматривает:

- Цифровой евро будет выпускаться ЕЦБ и центральными банками стран зоны евро.

- Все банки Евросоюза будут обязаны предоставлять базовые платежные сервисы в цифровом евро без взимания комиссий с физических лиц. Комиссии для ТСП по платежам цифровым евро будут регулироваться. ЕЦБ должен проводить их мониторинг, регулярно публиковать результаты и при необходимости пересматривать комиссии по операциям с цифровым евро.

- Цифровой евро будет новым платежным средством, обязательным к приему в еврозоне (за исключением ряда случаев: микропредприятия и тому подобное).

- Цифровой евро не предназначен для инвестиций и накопления средств, по нему не начисляются проценты.

- ЕЦБ должен осуществлять мониторинг объема средств, переведенных в цифровой евро, и вправе установить лимиты на максимальную сумму цифровых евро у одного держателя.

- Цифровой евро не будет программируемым, то есть не будет содержать встроенных ограничений его возможного использования, при этом он будет поддерживать условные платежи, в том числе автоматически исполняемые.

- в цифровом евро будут возможны офлайн-операции и мультивалютные платежи (трансграничные платежи с конвертацией).

Аналогичного подхода придерживается и Народный банк Китая, который для цифрового юаня также изначально выбрал вариант розничной ЦВЦБ. По мере расширения функционала цифрового юаня при его пилотировании выпускаются дополнительные отдельные инструкции и руководства - например, об особенностях использования цифрового юаня нерезидентами (при проведении в КНР Олимпийских игр). ЦВЦБ как выпускаемый государством платежный инструмент розничных платежей рассматривают регуляторы Великобритании, Швеции и ряда других стран.

Следует отметить, что этот подход был использован и при разработке законодательного регулирования цифрового рубля. С 1 августа 2023 года вступили в силу федеральные законы, определяющие основы правового регулирования операций с цифровыми рублями <10>.

--------------------------------

<10> Федеральный закон от 24.07.2023 N 339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На законодательном уровне определен правовой режим цифрового рубля и операций с ним, порядок взаимодействия оператора платформы цифрового рубля, ее участников и пользователей, а также заложена основа для дальнейшего развития платформы цифрового рубля, в том числе в области трансграничных расчетов. С 15 августа 2023 года началось проведение операций с цифровыми рублями среди ограниченного круга участников (банков) и пользователей (физических и юридических лиц) платформы цифрового рубля. За это время платформа цифрового рубля показала свою функциональность и устойчивость к внешним негативным воздействиям. Пользователи платформы цифрового рубля подтверждают удобство и скорость проведения операций.

Россия входит в лидирующую группу стран, развивающих проекты в области ЦВЦБ, и уже перешла к пилотированию национальной цифровой валюты на реальных деньгах, опередив другие страны группы G20 (за исключением Китая, где работы над цифровым юанем шли с 2015 года). Более подробная информация о платформе цифрового рубля и ее функционировании приведена в подразделе 1.1.3.

Широкое использование цифрового рубля как нового платежного инструмента будет содействовать внедрению инноваций, развитию конкуренции и снижению издержек граждан и бизнеса. Суммарный экономический эффект для бизнеса и банков при полной реализации потенциала внедрения цифрового рубля в России составит, по экспертным оценкам <11>, до 328 млрд рублей ежегодно.

--------------------------------

<11> Кому достанутся цифровые рубли? Яков и партнеры, 2024.