1.2. Поставщики платежных услуг

Основными поставщиками платежных услуг в НПС являются банки, которые предоставляют своим клиентам доступ к банковским счетам, предлагают широкую линейку платежных инструментов и обеспечивают возможность совершать платежи и переводы денежных средств, в том числе через дистанционные каналы.

На 1 октября 2024 года в России насчитывалось более 350 кредитных организаций, которые предоставляли платежные услуги в более чем 25 тыс. офисов и подразделений, а также около 11 тыс. точек доступа к отдельным видам платежных услуг в облегченных форматах. Большую роль в обеспечении доступности платежных услуг играет Почта России: около 40 тыс. отделений предоставляют доступ к услуге почтового перевода денежных средств, а многие отделения - и к другим платежным услугам <16>. Всего в России на конец 2023 года насчитывалось около 4,7 млн точек оказания платежных услуг в различных форматах, включая точки доступа к сервису "наличные на кассе" в магазинах.

--------------------------------

<16> В том числе услуги, оказываемые отделениями Почты России, являющимися платежными агентами и (или) банковскими платежными агентами.

УЧАСТИЕ АГЕНТОВ В ОКАЗАНИИ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ

Табл. 1

Статус

Кто привлекает

Деятельность

Платежный агент

Поставщик

(лицо, которое получает средства за товары, работы, услуги, включая ЖКУ)

Прием платежей от физических лиц

Банковский платежный агент

Банк

1. Прием и (или) выдача физическим лицам наличных денежных средств.

2. Обеспечение предоставления ЭСП <*> и (или) возможности использования ЭСП.

3. Идентификация физических лиц в целях осуществления перевода без открытия банковского счета.

4. Принятие от юридических лиц или ИП наличных денежных средств с применением банкоматов в целях зачисления принятых средств на банковские счета этих клиентов

Банковский платежный агент - платежный агрегатор

Банк

1. Обеспечение приема ЭСП юридическими лицами и ИП.

2. Участие в переводе денежных средств в пользу этих юридических лиц, ИП по операциям с использованием ЭСП

--------------------------------

<*> Электронные средства платежа, как они определены в статье 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

В статусе агентов к оказанию платежных услуг привлекаются небанковские организации, которые могут являться платежными агентами или банковскими платежными агентами, в том числе платежными агрегаторами (табл. 1).

Платежные агенты (ПА) и банковские платежные агенты (БПА) играют важную роль в обеспечении финансовой доступности, совместно предоставляя более 500 тыс. точек доступа к платежным услугам. Их устройства <17> - 332,8 тыс. касс и устройств для приема наличных денег БПА, а также 158,4 тыс. касс и платежных терминалов ПА (субагентов) - дополняют банковскую платежную инфраструктуру, включающую 136,3 тыс. банкоматов <18>, 4,3 млн POS-терминалов, 582,7 тыс. терминалов безналичной оплаты.

--------------------------------

<17> Годовой отчет Банка России за 2023 год; Инфраструктура точек доступа к финансовым услугам на территории России в условиях перехода к облегченным форматам и дистанционным каналам: Аналитическая справка. Банк России, 2024.

<18> Банкоматы кредитных организаций с использованием платежных карт, с функцией приема/выдачи наличных денег.

Через ПА и БПА совершается значительный объем операций, причем зачастую в местности, где нет иных доступных способов провести платежные операции. В 2023 году через ПА и БПА прошло около 600 млрд рублей, что примерно на 6% меньше уровня 2022 года. Это обусловлено сокращением переводов денежных средств через БПА в пользу физических лиц за пределы Российской Федерации, а также развитием дистанционного банковского обслуживания кредитных организаций. При уменьшении количества принятых ПА платежей их объем и средняя сумма демонстрируют рост, что в большей степени объясняется востребованностью у населения и повышением средней суммы платежей за коммунальные услуги и сотовую связь, которые преобладают в структуре совершаемых через ПА платежей (рис. 4).

СТРУКТУРА ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПРИНЯТЫХ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ ПО КОЛИЧЕСТВУ

Рис. 4

00000004.jpg

Источник: данные Банка России.

Учитывая социальную значимость совершаемых через ПА платежей населения, Банк России внес свои предложения по изменению законодательства в части контроля за деятельностью ПА при одновременном использовании элементов саморегулирования. Эти предложения были поддержаны и реализованы в Федеральном законе от 10.07.2023 N 298-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Совместно банки и БПА предоставляют клиентам платежные инструменты и активно развивают инфраструктуру для их приема. Так, общее количество устройств для приема платежных карт, используемых для совершения безналичных операций, за период с 2021 года выросло более чем на 16% и по состоянию на 1 октября 2024 года составило около 5,0 млн устройств, в том числе 4,3 млн POS-терминалов, или примерно 35 POS-терминалов на 1 тыс. человек. Это соответствует среднему уровню оснащенности платежными терминалами в развитых странах, который в основном составляет <19> 20 - 55 терминалов на 1 тыс. человек. При этом важно отметить, что в России продолжается рост терминальной сети, в то время как мировой объем поставок POS-терминалов сократился <20> примерно на 2%. Также в России активно развивается сегмент альтернативных форм эквайринга, таких как оплата по QR-коду, прием платежей на смартфоне (SoftPOS) и оплата по биометрическим данным. Российские банки занимают значимые позиции на мировом рынке эквайринга: по итогам 2022 года они обработали <21> более 25% всех платежей по картам в Европе. В топ-150 крупнейших эквайреров мира входит 7 российских банков, причем по итогам 2023 года один из них вышел на второе место в этом рейтинге.

--------------------------------

<19> По данным Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам при Банке международных расчетов за 2022 год.

<20> По данным Nilson Report за 2022 год, сводные данные об объеме поставок POS-терминалов за 2023 год на момент подготовки данного материала не опубликованы.

<21> По данным Nilson Report за 2023 год.

Также в число поставщиков платежных услуг входят поставщики платежных приложений, которые по договору с банком могут предоставлять клиентам платежные приложения, операторы услуг информационного обмена и ряд иных участников платежного рынка.

В то же время в ряде сегментов платежного рынка наблюдается высокий уровень концентрации. По состоянию на 1 октября 2024 года доля крупнейшего участника составляла <22>:

--------------------------------

<22> По данным банковской отчетности, показатели в течение года могли колебаться около приведенных значений.

- по количеству выпущенных карт - около 40%;

- по количеству счетов физических лиц - более 50%;

- по количеству POS-терминалов - около 60%;

- по объему операций по картам - более 70%.

Столь высокий уровень концентрации в этих сегментах наблюдается уже несколько лет, и, вероятно, формирование более конкурентной среды не может быть обеспечено только рыночными методами. Схожая ситуация наблюдается и в ряде других стран, что позволяет сделать вывод о склонности платежных рынков к концентрации. Так, в ряде стран мира на рынке карт доминируют две крупнейшие международные платежные системы, рынок мобильных платежей и эквайринга в Китае более чем на 80% контролируется двумя компаниями, а в Индии - тремя. В связи с этим регуляторы других стран применяют различные меры, в том числе вводят для крупнейших участников более высокие требования по раскрытию информации, обеспечению бесперебойности и интероперабельности, в том числе с использованием Открытых API.

Банк России также работает над внедрением Открытых API, позволяющих обеспечить стандартизированный обмен финансовыми данными клиента (с его согласия). Определен гибридный подход к внедрению Открытых API: рекомендательное, а затем и обязательное использование стандартов Открытых API участниками финансового рынка (по модели Открытых финансов) и рекомендательное использование стандартов Открытых API организациями других отраслей экономики (по модели Открытых данных). Более подробно гибридный подход описан в документе "Основные принципы и этапы внедрения Открытых API на финансовом рынке". Для обеспечения безопасности и создания доверенной среды при обмене клиентскими данными между поставщиками услуг, в том числе с целью инициирования переводов денежных средств, при предоставлении услуг клиенту, Банк России разработал стандарты безопасности финансовых (банковских) операций для Открытых API.

Возможность <23> бесплатных переводов до 30 млн рублей между счетами одного клиента в разных банках упрощает смену обслуживающего банка, что способствует усилению конкуренции. Также поддержит конкурентную среду внедрение цифрового рубля, в том числе за счет расширения предложения удобных инновационных продуктов, и повышение финансовой доступности платежных услуг для граждан и бизнеса. Одновременно для содействия внедрению инноваций и развития конкуренции на платежном рынке Банк России разработал модель регулирования небанковской (не являющейся банком или НКО) организации (НППУ) как самостоятельного поставщика платежных услуг и прорабатывает введение такого субъекта НПС.

--------------------------------

<23> Федеральный закон от 04.08.2023 N 482-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", изменения о бесплатности переводов между счетами одного клиента в разных банках вступили в силу с 1 мая 2024 года.