2.4. Расширение состава платежных инструментов

Еще 5 - 10 лет назад платежные карты были практически единственным инструментом розничных безналичных платежей. Чеки и электронные денежные средства использовались ограниченно, другие способы безналичной оплаты не получили заметного распространения. Сейчас состав платежных инструментов расширился: активно применяются различные платежные приложения на смартфонах и системы быстрых платежей, развиваются другие инструменты оплаты напрямую с банковского счета, растет популярность сервисов рассрочки (BNPL). При этом как в России,

ДОЛЯ ОПРОШЕННЫХ, ВЛАДЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

(% ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ОПРОШЕННЫХ)

Рис. 6

00000006.jpg

Источник: данные Банка России.

РАСШИРЕНИЕ СОСТАВА ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РОЗНИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Рис. 7

00000007.jpg

Источник: данные Банка России.

так и в мире в последние годы все больше карт выпускается в виртуальной (цифровой) форме, без использования материального носителя (рис. 6).

Развитие ЦВЦБ, иных цифровых валют (в юрисдикциях, в которых они принимаются в качестве средства платежа), а также платежей с использованием биометрии, распространение персональных цифровых помощников и применение в коммерции технологии дополненной реальности может еще больше расширить состав платежных инструментов (рис. 7).

На выбор клиентами платежного инструмента влияет ряд факторов. Проникновение цифровых технологий существенно изменяет модели поведения потребителей. Это проявляется, например, в тренде на рост доли оплаты через платежные приложения при одновременном снижении доли платежей картами в общем объеме безналичных платежей. Платежные приложения среди всех платежных инструментов имеют самый высокий уровень удовлетворенности потребителей - более 80% <15>.

--------------------------------

<15> Future of payments. Gov. UK, 2023.

По оценкам аналитиков <16>, в мировом масштабе к 2027 году использование платежных приложений для оплаты вырастет еще на 5 - 10% при постепенном снижении доли платежей, совершаемых непосредственно платежными картами (рис. 8).

--------------------------------

<16> По данным Global Payment Report. Worldpay, 2024.

ПОПУЛЯРНОСТЬ ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ТСП И В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (ПО ОБЪЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ)

(%)

Рис. 8

00000008.jpg

Источники: поданным It's a prime time for Real-Time. ACl Worldwide, 2024; Global Payment Report. Worldpay, 2024. Данные за 2024 - 2027 годы - прогноз экспертов Worldpay.

Современные платежные приложения позволяют клиентам проводить оплату с карты, банковского счета, с использованием электронных денежных средств или иных источников, одновременно предлагая бонусные программы, промокоды и иные услуги в рамках программ лояльности.

По данным глобального опроса <17> потребителей, проведенного консалтинговой компанией Accenture в 13 странах мира, 60% потребителей хотели бы использовать одно приложение для анализа и управления всеми своими картами, счетами и электронными кошельками. Учитывая, что в России в среднем на одного человека приходится более трех банковских карт и более пяти счетов в разных банках, можно ожидать активного применения рекомендательных технологий для выбора оптимального способа оплаты с учетом всей доступной в приложении информации.

--------------------------------

<17> Global Consumer Payments Study. Accenture, 2022.

Различные поставщики платежных приложений активно конкурируют между собой за клиентскую базу, причем в России эта конкуренция заметно усилилась после замещения российскими банками зарубежных решений. Так, на начало 2021 года около 90% всех платежей с использованием платежных приложений осуществлялось через решения двух зарубежных компаний, причем эта доля фактически не менялась в течение предыдущего года. В октябре 2024 года весь объем платежей, совершенных с использованием платежных приложений, проходил через российские решения, пять из которых занимают значительную долю на рынке (> 2%) (рис. 9).

При этом доли основных игроков достаточно активно меняются, что говорит об активной

конкурентной борьбе. Кроме того, у этого сегмента есть достаточно большое пространство для роста как по объему обрабатываемых транзакций, так и по функционалу платежных приложений.

Конкуренция между различными платежными инструментами идет на благо потребителей, так как именно их выбор является определяющим.

Опросы, проведенные <18> по заказу Банка России, показывают, что наиболее важными характеристиками платежных инструментов россияне считают простоту и удобство использования, скорость платежа, возможность дистанционной и бесконтактной оплаты. Аналогичные данные приводятся в международных исследованиях причин перехода потребителей от одного платежного инструмента к другому (рис. 10).

--------------------------------

<18> Отношение населения Российской Федерации к различным средствам платежа: Серия социологических исследований. Банк России, 2018 - 2023.

ДОЛИ ОСНОВНЫХ ПОСТАВЩИКОВ ПЛАТЕЖНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПО ОБЪЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИИ

(%)

Рис. 9

00000009.jpg

Источник: данные Банка России.

ПРИЧИНЫ ЗАМЕНЫ ПЛАТЕЖНОГО ИНСТРУМЕНТА ПОТРЕБИТЕЛЯМИ Рис. 10

(% ОТ ДОЛИ ОПРОШЕННЫХ)

Рис. 10

00000010.jpg

Источник: Global Consumer Payments Study. Accenture, 2022.