Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Глава 4. Рассмотрение заявлений плательщиков о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственных пошлин

4.1. Администратор в случае установления факта излишней уплаты (взыскания) денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины и отсутствия ранее поданного заявления плательщика о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины обязан сообщить об этом плательщику в письменном виде в произвольной форме в течение десяти рабочих дней со дня установления указанного факта.

Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины, администрируемых Банком России, плательщик, представитель плательщика представляют администратору заявления о возврате, рекомендуемые образцы которых приведены в приложениях 4 и 5 к настоящему Положению (далее при совместном упоминании - заявление о возврате). Заявление о возврате оформляется отдельно на каждую уплаченную (взысканную) сумму денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины. Не допускается направление заявления о возврате в составе иных документов, в том числе необходимых для осуществления юридически значимых действий <3(3)>.

--------------------------------

<3(3)> Абзац четвертый подпункта "б", подпункт "д(1)" пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 995.

4.1.1. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа) должно содержать следующие сведения:

4.1.1.1. Для физических лиц:

фамилию, имя, отчество (при наличии) плательщика, представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

ИНН (при наличии);

страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);

реквизиты документа, удостоверяющего личность плательщика, представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика) (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя плательщика действовать от имени плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный присваиваемый номер операции (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумму возврата платежа цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причину возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии).

4.1.1.2. Для индивидуальных предпринимателей:

фамилию, имя, отчество (при наличии) плательщика, представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

ИНН;

реквизиты документа, удостоверяющего личность плательщика, представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика) (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя плательщика действовать от имени плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный присваиваемый номер операции (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумму возврата платежа цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причину возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии).

4.1.1.3. Для юридических лиц:

полное, сокращенное (при наличии), фирменное (при наличии) наименование юридического лица;

ИНН и код причины постановки на учет;

фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика) (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя плательщика действовать от имени плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный присваиваемый номер операции (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумму возврата платежа цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причину возврата платежа;

реквизиты лицевого счета, открытого в УФК в валюте Российской Федерации, банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии).

4.1.2. Заявление о возврате может быть подано плательщиком, представителем плательщика в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) государственной пошлины, денежного взыскания (штрафа).

4.1.3. Заявление о возврате представляется в Банк России одним из следующих способов:

путем размещения в форме электронного документа в личном кабинете, ссылка на который размещена на сайте Банка России в сети "Интернет" (далее - личный кабинет), в соответствии с порядком взаимодействия, установленным нормативным актом Банка России, принятым на основании статьи 9.2, частей первой и четвертой статьи 73.1, частей первой, третьей, шестой и восьмой статьи 76.9, частей первой, третьей, шестой и восьмой статьи 76.9-11 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", частей 1, 4, 5 и 7 статьи 35.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - порядок взаимодействия), в случае наличия у плательщика, представителя плательщика доступа к личному кабинету;

на бумажном носителе в случае отсутствия у плательщика, представителя плательщика доступа к личному кабинету.

В отношении юридического лица заявление о возврате на бумажном носителе должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа заявителя, или иным лицом, уполномоченным им на подписание заявления о возврате. В случае если заявление о возврате подписано уполномоченным лицом, не являющимся единоличным исполнительным органом плательщика, к такому заявлению о возврате должна быть приложена копия документа, наделяющего указанное лицо полномочиями на подписание заявления о возврате. В документах, состоящих более чем из одного листа, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества прошитых листов, подписанной лицом, оформившим данные документы, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности. В отношении физического лица заявление о возврате на бумажном носителе должно быть подписано плательщиком или представителем плательщика.

4.1.4. Заявление о возврате представляется плательщиком, представителем плательщика с приложением копии расчетного документа плательщика (копии распоряжения физического лица и (или) копии письма кредитной организации (ее филиала), организации федеральной почтовой связи, платежного агента, подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в платежное поручение на перечисление платежа), полученной в том числе с использованием электронного сервиса кредитных организаций (далее - документы, подтверждающие факт уплаты платежа).

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа) помимо документов, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, плательщиком, представителем плательщика прилагаются копии документов, подтверждающих право плательщика на возврат денежных средств, и (или) подтверждающих наименование плательщика - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) плательщика - физического лица, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, в случае изменения данных плательщика, и (или) подтверждающих право представителя плательщика действовать от его имени, подтверждающих наличие права представителя плательщика получать денежные средства за плательщика (далее - документы, подтверждающие право плательщика на возврат).

Документы, подтверждающие факт уплаты платежа (за исключением копии распоряжения плательщика (копии распоряжения физического лица), документы, подтверждающие право плательщика на возврат, должны быть оформлены на бланке организации (при наличии), выдавшей документы, и подписаны ее руководителем (уполномоченным им лицом) и (или) оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к доверенностям.

Документы, подтверждающие факт уплаты платежа, не представляются при наличии информации об уплате платежа в ГИС ГМП.

В случае отсутствия заявления о возврате по истечении трех месяцев со дня направления администратором сообщения плательщику в соответствии с абзацем первым пункта 4.1 настоящего Положения администратор повторно информирует плательщика об установлении факта излишней уплаты (взыскания) денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины.

Обработка персональных данных, указанных в заявлении о возврате в соответствии с подпунктом 4.1.1 настоящего пункта, осуществляется в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

В случае наличия на рассмотрении у администратора заявлений о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа) от плательщика, представителя плательщика, подразделения судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов (центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов), на исполнении в котором находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет (далее - орган принудительного исполнения), представителя органа принудительного исполнения, поданных в отношении одного и того же платежа, в приоритетном порядке рассматривается заявление плательщика, представителя плательщика.

4.2. Администратор в течение десяти рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления о возврате, рассматривает его и принимает решение о возврате (об отказе в возврате) плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины.

При принятии решения о возврате (об отказе в возврате) плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины администратор в течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, оформляет решение о возврате (об отказе в возврате) в соответствии с приложением 6 к настоящему Положению.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины (далее - решение о возврате) оформляется администратором на бумажном носителе в одном экземпляре либо в форме электронного документа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) администратора, должностного лица, уполномоченного на это распорядительными актами администратора, или лица, его замещающего.

Решение об отказе в возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины (далее - решение об отказе в возврате) направляется плательщику в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия решения об отказе в возврате, одним из следующих способов:

путем размещения в форме электронного документа в личном кабинете в соответствии с порядком взаимодействия при наличии у плательщика доступа к личному кабинету;

на бумажном носителе почтовым отправлением в случае отсутствия у плательщика доступа к личному кабинету.

При оформлении администратором решения об отказе в возврате на бумажном носителе решение об отказе в возврате составляется в одном экземпляре (с сохранением электронной копии) либо в двух экземплярах.

В случае отсутствия приложений к заявлению о возврате, предусмотренных подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 настоящего Положения, или в случае необходимости уточнения информации по ним администратор в течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, направляет плательщику решение об отказе в возврате с мотивированным объяснением причин принятия решения об отказе в возврате, а также с указанием в строке "Примечание" информации о необходимости повторного представления заявления о возврате в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения с уточнением и (или) устранением причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в возврате.

В случае необходимости уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений, включенных в документы, представляемые УФК, и подлежащих возврату на основании заявления о возврате, и (или) необходимости уточнения информации о причинах возврата администратор оформляет и направляет плательщику решение об отказе в возврате, а также сообщает плательщику в письменном виде в произвольной форме о необходимости уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений. После уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений администратор направляет плательщику сообщение в письменном виде в произвольной форме о необходимости повторного представления заявления о возврате в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения.

В случае получения заявления о возврате конкурсного управляющего решение о возврате (об отказе в возврате) принимается в отношении плательщика.

4.3. Администратор учета в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате, оформляет заявку на возврат по форме приложения N 18 к Порядку казначейского обслуживания, утвержденному приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 года N 21н <3(4)>, и направляет ее в УФК.

--------------------------------

<3(4)> Зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2020 года, регистрационный N 58914, с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 28 июня 2021 года N 23н (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2021 года, регистрационный N 64462), от 13 октября 2021 года N 29н (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2021 года, регистрационный N 65906), от 29 апреля 2022 года N 13н (зарегистрирован Минюстом России 24 мая 2022 года, регистрационный N 68566), от 29 июля 2022 года N 19н (зарегистрирован Минюстом России 2 сентября 2022 года, регистрационный N 69902), от 28 декабря 2022 года N 37н (зарегистрирован Минюстом России 25 января 2023 года, регистрационный N 72131).

В случае возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины при заполнении заявки на возврат указывается КБК с применением кода подвида доходов бюджета, по которому поступила или была уточнена излишне уплаченная сумма.

При принятии решения о возврате процентов администратор учета не позднее двух рабочих дней после дня подписания указанного решения оформляет заявку на возврат и направляет ее в УФК. В данном случае при заполнении заявки на возврат указывается КБК с применением кода подвида доходов бюджетов "5000" (14 - 17 разряды КБК) соответствующего КБК.

При обмене с УФК электронными документами заявка на возврат не распечатывается.

При обмене с УФК документами на бумажном носителе заявка на возврат составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заявки на возврат направляется в УФК, второй экземпляр в целях осуществления контроля подлежит хранению в течение пяти лет с даты окончания отчетного года, в котором была составлена заявка на возврат. В случае возврата первого экземпляра заявки на возврат с приложением документа УФК, в котором указывается причина возврата, указанные документы хранятся в деле администратора учета в течение указанного срока.

4.4. При получении документов УФК об отказе в исполнении заявки на возврат администратор учета, администратор анализируют причины возврата заявки на возврат и при необходимости уточнения у плательщика сведений, указанных в заявке на возврат, администратор оформляет решение об отказе в возврате в соответствии с абзацем девятым пункта 4.2 настоящего Положения и не позднее десяти рабочих дней, следующих за днем получения документов УФК об отказе в исполнении заявки на возврат, направляет его плательщику. Рассмотрение повторно представленного заявления о возврате осуществляется в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.

4.5. Администратор учета устанавливает контроль за своевременным направлением заявки на возврат в УФК.

4.6. Решения о возврате (об отказе в возврате) подлежат хранению в течение пяти лет со дня составления.