7. По вопросу отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке

7. По вопросу отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике и пунктом 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), договоры энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемые гарантирующим поставщиком с потребителями (покупателями), являются публичными.

Согласно пункту 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике в случае если покупателем по договору купли-продажи выступает энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой энергосбытовой организацией обязательств по оплате имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью.

В целях реализации указанных положений Закона об электроэнергетике в пункте 53 Основных положений предусматривается возможность гарантирующего поставщика в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью.

В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 N ВАС-1600/13 право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) выступает юридическое лицо, при существенном нарушении этим лицом договора предусмотрено пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в силу прямого указания названной статьи нарушение договора абонентом предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

Отказ гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке по основаниям, не предусмотренным Законом об электроэнергетике и Основными положениями, может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства в случае ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Г.Г.МАГАЗИНОВ