комитет ООН против пыток

Комитет ООН против пыток <4>

--------------------------------

<4> Комитет ООН против пыток действует на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года (далее - Конвенция). Российская Федерация является участником указанного международного договора и в качестве государства - продолжателя Союза ССР признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под ее юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником положений Конвенции.

Дело "Ф. против Швейцарии". Решение Комитета ООН против пыток от 28 декабря 2023 года. Сообщение N 1085/2021. Заявитель - курд по национальности, родом из Сирийской Арабской Республики, приехал в Швейцарию через Румынию и в тот же день подал ходатайство о предоставлении ему убежища. Государственный секретариат по вопросам миграции Швейцарии отклонил его ходатайство о предоставлении убежища. Заявитель утверждал, что его высылка в Румынию государством-участником нарушит его права по Конвенции. Комитет признал сообщение неприемлемым.

Правовые позиции Комитета: для того, чтобы сообщение было приемлемым в соответствии со статьей 22 Конвенции и правилом 113 b) правил процедуры Комитета, оно должно, среди всего прочего, отвечать базовым требованиям обоснования, которые должны быть выполнены для целей приемлемости. В делах, связанных с принудительным возвращением, заявители должны представить аргументированные доводы, доказывающие, что опасность подвергнуться пыткам при высылке является для них предсказуемой, существующей, личной и реальной. Другими словами, они должны доказать свою правоту prima facie <5>, предоставив доказательства, соответствующие базовым требованиям обоснования их претензий. Экстерриториальные претензии, связанные со статьей 16 Конвенции, могут подпадать под сферу действия обязательства государства-участника по недопустимости принудительного возвращения в соответствии со статьей 3 Конвенции, если жестокое обращение, которому рискует подвергнуться лицо, ожидающее депортации, может измениться таким образом, что будет представлять собой пытки (пункт 7.3 Решения)

--------------------------------

<5> На первый взгляд (лат.).

Существование общей опасности насилия в стране не является достаточным основанием для принятия решения о том, что конкретному лицу будет угрожать опасность подвергнуться пыткам по возвращении в эту страну; должны быть приведены дополнительные основания для подтверждения того, что такая опасность будет угрожать лично данному лицу (пункт 7.5 Решения).

Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: было обращено внимание на то, что заявитель не представил достаточных подробностей для целей приемлемости, чтобы установить, что он подвергался пыткам или жестокому обращению в Румынии или что он имеет право на возмещение со стороны государства-участника за эти действия в соответствии со статьей 14 Конвенции (пункт 7.4 Решения).

Комитет признал отсутствие конкретных указаний на то, что заявитель не сможет воспользоваться справедливой процедурой предоставления убежища в Румынии. Комитет счел, что доклад <6> не подтверждает утверждение заявителя о том, что государство-участник нарушит его права по Конвенции, подвергнув его риску высылки в страну, где он может столкнуться с реальной, настоящей, личной и предсказуемой опасностью подвергнуться пыткам. Таким образом, Комитет пришел к заключению, что данный аспект сообщения не являлся достаточно обоснованным (пункт 7.6 Решения).

--------------------------------

<6> Доклад, опубликованный Сетью мониторинга случаев насилия на границе, где приводятся утверждения о применении пыток и жестокого обращения в ходе большинства операций по недопущению пересечения границы, осуществляемых Румынией на границе с Сербией.

Комитет счел, что заявитель недостаточно обосновал свой аргумент о том, что ему грозит настоящая, личная, предсказуемая и реальная опасность подвергнуться жестокому обращению, которое может представлять собой пытки в виде ненадлежащих условий приема его в Румынии (пункт 7.7 Решения).

Комитет указал, что заявитель также не представил достаточного обоснования того, что в связи с состоянием его психического здоровья и уровнем медицинского обслуживания в Румынии он столкнется с реальной, личной, настоящей и предсказуемой опасностью подвергнуться жестокому обращению, представляющему собой пытки, после депортации в Румынию (пункт 7.8 Решения).

Комитет заявил, что утверждения автора по статьям 3, 14 и 16 Конвенции являлись недостаточно обоснованными для целей приемлемости. Заявитель не исчерпал внутренние средства правовой защиты в отношении своей жалобы по статье 12 Конвенции (пункт 7.9 Решения).

Выводы Комитета: сообщение признано неприемлемым (пункт 8 Решения).