практика Комитета ООН по правам человека

Дело "Эйлса Рой против Австралии". Соображения Комитета ООН по правам человека от 13 марта 2024 года. Сообщение N 3585/2019. Автор сообщения - одна из старейшин племени вунна ньияпарли, коренного народа Австралии, утверждала, что государство-участник не обеспечило указанной общине адекватной судебной процедуры для установления ее прав на традиционную территорию и это повлекло за собой многочисленные нарушения ее прав, закрепленных в Пакте. Комитет решил, что представленная информация свидетельствовала о нарушении положений статей 14 и 27 Пакта.

Правовые позиции Комитета: в случае коренных народов пользование культурой может относиться к образу жизни, который тесно связан с их традиционными землями, территориями и ресурсами, и что защита этого права "направлена на обеспечение сохранения и непрерывного развития культурной... самобытности". Поэтому к культурным ценностям и правам коренных народов, связанным с их исконными землями и их отношениями с природой, следует относиться с уважением и обеспечивать их защиту в целях недопущения деградации особого уклада жизни этих народов. Кроме того, Комитет отметил, что Комитет по ликвидации расовой дискриминации, ссылаясь на региональную судебную практику, заявил, что необходимо признавать и понимать тесные связи коренных народов с землей, как основу их культуры, духовной жизни, целостности и экономического выживания; их взаимосвязь с землей - это материальный и духовный элемент, которым они должны в полной мере пользоваться, хотя бы для того, чтобы сохранить свое культурное наследие и передать его будущим поколениям, и поэтому она может также стать предпосылкой для недопущения их вымирания как народа. Комитет указал, что право собственности на исконные территории и контроль над ними имеют огромное значение для выживания коренных народов как народов и сохранения их самобытной культуры; на самом деле, любой отказ в осуществлении их территориальных прав наносит ущерб ценностям, которые являются весьма символичными для представителей коренных народов, рискующих утратить свою культурную самобытность и наследие, которое должно быть передано будущим поколениям. Поэтому восстановление, признание, демаркация и регистрация земель отражают важнейшие права для выживания культуры (пункт 8.3 Соображений).

Комитет напоминает, что кладбища предков, места, имеющие религиозный смысл и значение, а также церемониальные или ритуальные места, связанные с владением природными территориями и их использованием, составляют неотъемлемую часть права на культурную самобытность; поэтому ограничения права на традиционные территории могут также затрагивать право на отправление религиозных обрядов, проявления духовности или убеждения (пункт 8.4 Соображений).

Крайне важно, чтобы меры, которые посягают на культурно значимые территории коренных народов, принимались после процесса с эффективным участием и при свободном, предварительном и осознанном согласии соответствующей общины, с тем чтобы не ставить под угрозу само выживание общины и ее членов. Механизмы делимитации, демаркации и предоставления коллективных титулов могут юридически затрагивать, изменять, сокращать или аннулировать права коренных народов в отношении их традиционных территорий. Поэтому Комитет считает, что такие механизмы требуют предварительных консультаций с соответствующим коренным народом (пункт 8.5 Соображений).

В свете вышеизложенного Комитет напоминает, что в статье 27 Пакта закреплено неотъемлемое право коренных народов пользоваться своими традиционными территориями и что любое решение, затрагивающее их интересы, должно приниматься при их эффективном участии (пункт 8.6 Соображений).

Принцип недискриминации служит основой для понимания того, что право коренных народов на традиционные земли и ресурсы заслуживает неменьшей защиты в рамках договоров по правам человека, чем право некоренных народов на собственность, неприкосновенность частной и семейной жизни и жилища (пункт 8.9 Соображений).

Комитет напоминает, что отказ государства-участника позволить стороне представить ее замечания относительно доказательств, рассматриваемых судом при определении земельных прав коренных народов, является нарушением принципов равенства перед судом и справедливого судебного разбирательства. Комитет также сообщает, что суды, не ограниченные какими-либо установленными предельными сроками для представления доказательств, произвольно действуют по своему усмотрению, отказываясь принимать новые доказательства незадолго до начала слушаний. Комитет указывает, что, поскольку наличие или отсутствие юридической помощи часто определяет, может ли лицо полноценно участвовать в соответствующем разбирательстве, государствам-участникам рекомендуется предоставлять бесплатную юридическую помощь вне рамок уголовного судопроизводства лицам, не имеющим достаточных средств для ее оплаты, а в некоторых случаях они могут быть обязаны делать это (пункт 8.12 Соображений).

В отношении судебных гарантий в делах, касающихся коренных народов, Комитет отмечает, что в соответствии с различными международными документами государства должны принимать все эффективные меры для обеспечения того, чтобы коренные народы могли понимать судебные процедуры и быть понятыми в ходе таковых с тем, чтобы гарантировать их право на справедливое судебное разбирательство и эффективный доступ к правосудию. В частности, необходимо учитывать их "особенности, социальные и экономические характеристики, а также положение особой уязвимости, обычное право, ценности, обычаи и традиции" (пункт 8.13 Соображений).

Применяя установленный принцип, согласно которому договоры по правам человека являются живыми документами, которые следует толковать и применять с учетом современных обстоятельств, государства обязаны принимать меры, гарантирующие права коренных народов в отношении собственности на их традиционные территории и придающие правовую определенность этим правам путем создания таких механизмов и процедур делимитации, демаркации и оформления земельного титула в соответствии с их обычным правом, ценностями и обычаями (пункт 8.14 Соображений).

Следовательно, такие административные или судебные процедуры должны отвечать требованиям судебных гарантий и эффективности, быть доступными и простыми, проводиться с соблюдением права на справедливое судебное разбирательство, быть свободными от излишних формальностей или требований, подрывающих их динамичное развитие, быть свободными от чрезмерной юридической неукоснительности или высоких затрат, предусматривать сущностный независимый анализ исторических или иных доказательств, позволяющих принять решение по территориальным притязаниям на земли предков по сути, а не по другим основаниям, таким как произвольные условия или переговоры, и предусматривать возможность судебного пересмотра решений (пункт 8.15 Соображений).

Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: положения об эволюции прав коренных народов в сочетании с пунктом 1 статьи 14 Пакта налагают на государство-участника обязательство обеспечить племя вунна ньияпарли гарантией надлежащей правовой процедуры в связи с их притязаниями на традиционную территорию. Комитет установил, что государство-участник предоставило племени вунна ньияпарли всего две недели на подготовку к слушаниям по отдельному вопросу, не соблюдая сроки, отведенные коренным народам на проведение совещаний между собой для подготовки к судебному разбирательству. Комитет также отметил, что, в отличие от другой стороны, община племени вунна ньияпарли не имела юридического представительства, поскольку ей было отказано в финансировании юридической помощи, и испытывала трудности с доступом в Интернет для получения информации о постановлениях Суда. Федеральный суд Австралии в своем решении по апелляции признал, что община вунна ньияпарли могла запутаться в процессуальных тонкостях. Комитет счел, что в отсутствие ответа от вунна ньияпарли на электронные письма Суда, с учетом трудностей в получении доступа в Интернет, а также того, что они не имели юридического представительства и испытывали замешательство относительно разбирательства, то государство-участник не приняло должных мер, которые могли бы помочь им понять последствия разбирательства и эффективно участвовать в таком разбирательстве. В данных обстоятельствах, ввиду отсутствия юридической помощи и важных последствий разбирательства по отдельному вопросу для осуществления их основных прав на традиционные территории, решение Суда, не позволившее племени вунна ньияпарли представить доказательства, и отказ отложить разбирательство были произвольными и нарушали принципы справедливого судебного разбирательства и равенства сторон (пункт 8.16 Соображений).

Выводы Комитета: представленная информация свидетельствовала о нарушении положений статей 14 и 27 Пакта (пункт 9 Соображений).

Тексты приведенных документов, принятых договорными органами Организации Объединенных Наций, размещены по адресу: URL: https://tbintemet.ohchr.org/_layouts/15/treatvbodvextemal/TBSearch.aspx?Lang=en

В текстах в основном сохранены стиль, пунктуация и орфография авторов перевода.