О соотношении компетенции Евразийского экономического союза и компетенции государства - члена Союза; международная правосубъектность Союза

О соотношении компетенции Евразийского экономического

союза и компетенции государства - члена Союза; международная

правосубъектность Союза

Государства - члены Союза передали Комиссии и Суду исключительные полномочия в сферах деятельности, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза (пункт 2 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 20 декабря 2018 года по заявлению Евразийской экономической комиссии).

Содержание статей 3 и 5 Договора свидетельствует, что Союз осуществляет свою деятельность в пределах и объемах компетенции, предоставленной ему государствами-членами на основании Договора и международных договоров в рамках Союза. Уяснение смыслового содержания данных правовых норм позволяет [Суду] прийти к выводу о том, что полномочия, не переданные Союзу, представляют собой компетенцию государств-членов (пункт 3 Консультативного заключения Большой коллегии Суда от 10 июля 2020 года по заявлению Российской Федерации).

Кроме таможенных правоотношений, прямо указанных в ТК ТС, к компетенции государств - членов Таможенного союза относятся вопросы, не урегулированные международными договорами и, в частности, ТК ТС. Это значит, что ряд существенных полномочий по таможенному регулированию в отношении

вывозных таможенных пошлин,

налога на добавленную стоимость,

акцизов,

таможенных сборов,

остается в национальной компетенции государств-членов.

Данный вывод согласуется со статьей 45 Договора о Союзе, [где] перечислены полномочия Комиссии по вопросам таможенно-тарифного регулирования, и в которых отсутствуют полномочия в сфере установления и определения вывозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных сборов (пункт 5 раздела VII решения Коллегии Суда от 28 декабря 2015 года по делу индивидуального предпринимателя Тарасика Константина Петровича (Республика Казахстан)).

Союз согласно пункту 2 статьи 1 Договора является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (пункт 2 Консультативного заключения от 20 декабря 2018 года по заявлению Евразийской экономической комиссии).

Союз, являясь вторичным субъектом международного права, которому передается функциональная компетенция, в рамках своих полномочий имеет права, обязанности и несет ответственность согласно уставным документам в области единой политики, предполагающей передачу органам Союза полномочий по созданию (вместо национальных законов) унифицированного правового регулирования на основе решений органов Союза (статья 2 Договора) (пункт 4.1 решения Апелляционной палаты Суда от 14 марта 2023 года по делу ООО "Польские машины").

Согласно абзацу седьмому статьи 3 Договора государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза (пункт 5 Консультативного заключении Большой коллегии Суда от 22 ноября 2022 года по заявлению Евразийской экономической комиссии).