постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2024 г. N 1936
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 сентября 2015 г. N 972
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2024 г. N 1936)
О ЗОНАХ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (далее соответственно - зона охраны, объект культурного наследия), проектов единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны), требования к ограничениям использования земельных участков, водных объектов и их частей в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны, а также общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны.
Настоящее Положение также устанавливает порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, прекращении существования зоны охраны, объединенной зоны охраны.
2. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В целях одновременного обеспечения сохранности двух и более объектов культурного наследия при наличии композиционных и (или) видовых связей между объектами культурного наследия устанавливается объединенная зона охраны.
При территориально удаленном расположении объектов культурного наследия, не имеющих между собой композиционных и (или) видовых связей, устанавливаются отдельные зоны охраны для каждого объекта культурного наследия.
Зоны охраны, объединенные зоны охраны устанавливаются бессрочно в размере, обеспечивающем сохранность объектов культурного наследия.
3. Зоны охраны, объединенные зоны охраны не устанавливаются в отношении следующих объектов культурного наследия:
а) полностью скрытые в земле и (или) под водой, в том числе объекты археологического наследия;
б) мемориальные квартиры, а также отдельные помещения в зданиях и сооружениях, предметом охраны которых являются исключительно архитектурные, конструктивные и объемно-планировочные решения, интерьер таких помещений;
в) произведения монументального искусства в случае, если для их создания, возведения, установки не требуется разрешение на строительство;
д) некрополи, захоронения, расположенные в границах некрополей;
е) памятники и ансамбли, расположенные в границах достопримечательных мест (в случае если утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах достопримечательного места).
4. Зоны охраны, объединенные зоны охраны устанавливаются в отношении объектов культурного наследия, для которых утверждены границы территории в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Зоны охраны, объединенные зоны охраны устанавливаются от границ территорий объектов культурного наследия. В случае если в границах зон охраны, объединенных зон охраны расположены выявленные объекты культурного наследия, территории таких выявленных объектов культурного наследия не включаются в границы зон охраны, объединенных зон охраны.
До установления зоны охраны, объединенной зоны охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия подлежат установлению границы территории объекта культурного наследия и границы территории выявленного объекта культурного наследия, расположенного в границах устанавливаемой зоны охраны, объединенной зоны охраны.
При изменении границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных в границах зон охраны, объединенных зон охраны, путем уменьшения указанных территорий принимается решение об установлении или изменении в порядке, определенном настоящим Положением, на территории, исключенной из указанных границ, соответствующих зон охраны, объединенных зон охраны, до установления которых на такую исключенную территорию распространяются требования пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В случае изменения границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия путем увеличения указанных территорий на соответствующие территории распространяются требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Положения абзаца четвертого настоящего пункта не применяются в отношении зон охраны, объединенных зон охраны, установленных до 1 марта 2025 г. и включающих в себя территории объектов культурного наследия.
5. Разработка проектов зон охраны, объединенных зон охраны осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и иных историко-культурных исследований (далее - историко-культурные исследования), натурных исследований, а также с использованием сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
6. Решение об установлении или изменении зоны охраны, объединенной зоны охраны готовится на основании проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны, которым определяются состав, размер, границы зоны охраны, объединенной зоны охраны, ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны. В проект зоны охраны, объединенной зоны охраны включаются следующие материалы в текстовой и графической форме:
а) материалы историко-культурных исследований, формируемые на основании:
результатов историко-архитектурных и историко-градостроительных исследований;
историко-культурного опорного плана исторического поселения, в границах которого находится объект культурного наследия либо группа объектов культурного наследия, или фрагмента указанного плана;
сведений об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, установленных территориях и зонах охраны, объединенных зонах охраны, расположенных на территориях устанавливаемой или изменяемой зоны охраны, объединенной зоны охраны, в отношении которых проводятся историко-культурные исследования, предусмотренных для ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и перечней выявленных объектов культурного наследия, с указанием реквизитов решений, которыми установлены территории и зоны охраны, объединенные зоны охраны объектов культурного наследия;
анализа документов и сведений, имеющихся в отношении установленных зон охраны, объединенных зон охраны, в случае принятия решения об изменении зоны охраны:
историко-архивных и библиографических материалов;
архивных планов территорий объектов культурного наследия и территорий, в отношении которых установлены или устанавливаются зоны охраны, объединенные зоны охраны, и фотографических материалов;
сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
сведений, содержащихся в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории, а также иных сведений, размещаемых в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
сведений о видах разрешенного использования земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории предполагаемого проектирования зоны охраны, объединенной зоны охраны, в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 22 настоящего Положения;
б) материалы натурных исследований, включая ландшафтно-визуальный анализ композиционных и видовых связей объекта культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения, а также материалы актуальной фотофиксации;
в) предложения по установлению зоны охраны, объединенной зоны охраны, которые включают проектные предложения по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории предполагаемого проектирования зоны охраны, объединенной зоны охраны, если границы территорий объектов культурного наследия не установлены или имеются основания для их изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия, а также по определению состава и границ зоны охраны, объединенной зоны охраны, ограничений использования земельных участков, водных объектов и их частей и требований к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны.
7. Характеристики историко-градостроительной и (или) природной среды определяются исходя из наличия композиционно-видовой, градостроительной, архитектурной, исторической, природно-ландшафтной взаимосвязей такой среды с предметом охраны объекта культурного наследия, а в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не утвержден, с внешним обликом, объемно-планировочными и конструктивными решениями и структурами, интерьером объекта культурного наследия.
8. Проекты зон охраны, объединенных зон охраны (проектные предложения) представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ зон охраны, объединенных зон охраны, содержащую графическое описание местоположения границ зон охраны, объединенных зон охраны, границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных в границах зон охраны, объединенных зон охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, описание ограничений использования земельных участков, водных объектов и их частей.
Границы зон охраны, объединенных зон охраны могут не совпадать с границами территориальных и функциональных зон, границами земельных участков.
При разработке проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны не допускается пересечение границами зоны охраны, объединенной зоны охраны контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением линейных объектов.
Предельные размеры зон охраны, объединенных зон охраны должны устанавливаться исходя из необходимости обеспечить предотвращение негативного техногенного воздействия на объекты культурного наследия, нарушения историко-градостроительной и природной среды и композиционно-видовых связей (панорам).
В случае установления или изменения зоны охраны, объединенной зоны охраны в условиях стесненной городской застройки при полной утрате исторической среды объекта культурного наследия, а также при отсутствии его композиционных связей с окружающей застройкой и влияния объекта культурного наследия на формирование исторических панорам границей зоны охраны, объединенной зоны охраны является замкнутый контур, который образуется линиями, соединяющими контуры ближайших к объекту культурного наследия зданий, сооружений, и обеспечивает визуальное восприятие объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Объекты культурного наследия, их части (элементы), полностью скрытые в земле и (или) под водой, а также объекты археологического наследия не учитываются при определении границ зон охраны, объединенных зон охраны.
Обозначение границ зон охраны, объединенных зон охраны на местности не требуется.
9. В границах охранной зоны, единой охранной зоны устанавливаются следующие ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей:
на строительство, за исключением линейных объектов, если запрет на их строительство не установлен в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, и применения специальных мер, направленных на сохранение и (или) восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды);
на использование строительных технологий, оказывающих негативное воздействие на объекты культурного наследия и историческую застройку;
на размещение взрыво- и пожароопасных объектов, угрожающих сохранности объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;
б) запреты, устанавливаемые в зависимости от характеристик объекта культурного наследия и его историко-градостроительной и (или) природной среды:
на строительство линейных объектов, нарушающих характеристики историко-градостроительной среды, за исключением случаев, если такое строительство направлено на минимизацию негативного воздействия на объект культурного наследия и его историко-градостроительную и (или) природную среду, или необходимо для обеспечения его функционирования или обеспечения жизнедеятельности населения, или необходимо для обеспечения сохранности, сохранения, содержания и эксплуатации объекта культурного наследия религиозного назначения и (или) объектов капитального строительства, образующих с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс;
на реконструкцию объектов капитального строительства в параметрах, нарушающих характеристики историко-градостроительной и (или) природной среды или препятствующих ее сохранению и (или) восстановлению, за исключением случаев, если такая реконструкция необходима для обеспечения функционирования объекта культурного наследия;
на размещение рекламы, вывесок, некапитальных строений, сооружений и объектов, включая автостоянки, киоски, навесы, которые нарушают характеристики историко-градостроительной и (или) природной среды, за исключением случаев, если такое размещение соответствует назначению объекта культурного наследия религиозного назначения и (или) объектов капитального строительства, образующих с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, и (или) необходимо для обеспечения его современного использования;
на применение для наружной отделки фасадов объектов капитального строительства строительных материалов, архитектурных и цветовых решений, нарушающих характеристики историко-градостроительной и (или) природной среды;
на размещение базовых станций сотовой связи, башенных и антенно-мачтовых конструкций, включая телевизионные и радиоантенны, которые препятствуют визуальному восприятию объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и (или) природной среде, в том числе сохранению и (или) восстановлению соотношения открытых и закрытых пространств, градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды. Этот запрет не применяется к базовым станциям сотовой связи, башенным и антенно-мачтовым конструкциям, включая телевизионные и радиоантенны, которые размещены до 1 марта 2025 г., и не ограничивает проведение работ по ремонту и модернизации базовых станций сотовой связи, башенных и антенно-мачтовых конструкций, включая телевизионные и радиоантенны, в пределах их объемно-пространственных параметров;
на использование акватории водных объектов, нарушающее характеристики объекта культурного наследия и его историко-градостроительной и (или) природной среды;
на проведение работ в области благоустройства, за исключением случаев, если такие работы не оказывают негативного воздействия на объект культурного наследия, или не нарушают характеристики его историко-градостроительной среды, или необходимы для обеспечения его функционирования или обеспечения жизнедеятельности населения;
на размещение отходов производства и потребления, устройство складов и захоронений ядохимикатов.
10. В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются следующие ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей:
на использование строительных технологий, оказывающих негативное воздействие на объекты культурного наследия и историческую застройку;
на размещение взрыво- и пожароопасных объектов, угрожающих сохранности объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;
б) запреты, устанавливаемые в зависимости от характеристик объекта культурного наследия и его историко-градостроительной среды:
на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в параметрах, нарушающих характеристики историко-градостроительной среды или препятствующих ее сохранению и (или) восстановлению, за исключением случаев, если такие строительство, реконструкция необходимы для обеспечения функционирования объекта культурного наследия;
на строительство линейных объектов, нарушающих характеристики историко-градостроительной среды, за исключением случаев, если такое строительство направлено на минимизацию негативного воздействия на объект культурного наследия и его историко-градостроительную среду, или необходимо для обеспечения его функционирования или обеспечения жизнедеятельности населения, или необходимо для обеспечения сохранности, сохранения, содержания и эксплуатации объекта культурного наследия религиозного назначения и (или) объектов капитального строительства, образующих с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс;
на размещение рекламы, вывесок, некапитальных строений, сооружений, нарушающих характеристики историко-градостроительной среды, за исключением случаев, если это соответствует назначению объекта культурного наследия религиозного назначения и (или) объектов капитального строительства, образующих с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, и (или) необходимо для обеспечения его современного использования и сохранности;
на размещение базовых станций сотовой связи, башенных и антенно-мачтовых конструкций, включая телевизионные и радиоантенны, которые препятствуют визуальному восприятию объекта культурного наследия в его историко-градостроительной среде, в том числе сохранению и (или) восстановлению соотношения открытых и закрытых пространств, градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной среды. Этот запрет не применяется к базовым станциям сотовой связи, башенным и антенно-мачтовым конструкциям, включая телевизионные и радиоантенны, которые размещены до 1 марта 2025 г., и не ограничивает проведение работ по ремонту и модернизации базовых станций сотовой связи, башенных и антенно-мачтовых конструкций, включая телевизионные и радиоантенны, в пределах их объемно-пространственных параметров.
11. В границах зоны охраняемого природного ландшафта, единой зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются следующие ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей:
на осуществление хозяйственной деятельности, нарушающей характер и облик исторического и природного окружения объекта культурного наследия, вызывающей загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, нарушение сложившегося характера гидрологических условий;
на уничтожение ценных зеленых насаждений;
на размещение взрыво- и пожароопасных объектов, угрожающих сохранности объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;
на размещение отходов производства и потребления, устройство складов и захоронений ядохимикатов;
б) запреты, устанавливаемые в зависимости от вида и характеристик объекта культурного наследия и его историко-градостроительной и (или) природной среды:
на размещение объектов, для которых требуется установление санитарно-защитной зоны и деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду и охраняемый природный ландшафт;
на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в параметрах, нарушающих характеристики историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия или препятствующих сохранению и (или) восстановлению такой среды, за исключением случаев, если такие строительство, реконструкция необходимы для обеспечения функционирования объекта культурного наследия;
на строительство линейных объектов, за исключением случаев, если такое строительство направлено на минимизацию негативного воздействия на объект культурного наследия и его историко-градостроительную и (или) природную среду, или необходимо для обеспечения его функционирования или обеспечения жизнедеятельности населения, или необходимо для обеспечения сохранности, сохранения, содержания и эксплуатации объекта культурного наследия религиозного назначения и (или) объектов капитального строительства, образующих с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс;
на размещение базовых станций сотовой связи, башенных и антенно-мачтовых конструкций, включая телевизионные и радиоантенны, которые препятствуют визуальному восприятию охраняемого природного ландшафта, в том числе сохранению и (или) восстановлению соотношения открытых и закрытых пространств, композиционной связи с объектом культурного наследия охраняемого природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства. Этот запрет не применяется к базовым станциям сотовой связи, башенным и антенно-мачтовым конструкциям, включая телевизионные и радиоантенны, которые размещены до 1 марта 2025 г., и не ограничивает проведение работ по ремонту и модернизации базовых станций сотовой связи, башенных и антенно-мачтовых конструкций, включая телевизионные и радиоантенны, в пределах их объемно-пространственных параметров.
12. Ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей, не предусмотренные пунктами 9 - 11, в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаться не могут.
13. Требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны устанавливаются с учетом следующих общих принципов:
сбалансированность - необходимость обеспечения баланса сохранения объектов культурного наследия в их исторической среде и хозяйственного развития территорий;
научная обоснованность и объективность - ограничение застройки территории в той мере, в какой это необходимо для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде;
соразмерность - ограничения застройки территорий, соразмерные рискам причинения вреда объектам культурного наследия;
полнота и предсказуемость - наличие исчерпывающего перечня запретов и (или) ограничений градостроительной и хозяйственной деятельности;
определенность и реализуемость - недопустимость установления противоречивых, допускающих неоднозначное толкование и неисполнимых градостроительных регламентов.
14. Ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны не применяются к строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, осуществляемому до вступления в силу решений об установлении зон охраны, объединенных зон охраны и утверждения требований к градостроительным регламентам.
Со дня установления или изменения зон охраны, объединенных зон охраны независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зон охраны, объединенных зон охраны, допускаются эксплуатация и капитальный ремонт объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны, объединенных зон охраны, а также реконструкция объектов капитального строительства в пределах существующих объемно-пространственных параметров или в предельных параметрах строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в случае, если они превышают параметры указанных существующих объектов капитального строительства.
15. Разработка проектов зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, или объединенных зон охраны, включающих такие объекты, осуществляется на основании решений Министерства культуры Российской Федерации о разработке указанных проектов, принимаемых в целях:
организации разработки указанных проектов зон охраны, объединенных зон охраны Министерством культуры Российской Федерации в рамках осуществления своих полномочий;
организации разработки указанных проектов зон охраны, объединенных зон охраны исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления, иными лицами, указанными в абзацах втором - четвертом пункта 18 настоящего Положения, подавшими заявления о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны.
Решения о разработке указанных проектов зон охраны, объединенных зон охраны на основании предложений уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заявлений о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 18 настоящего Положения, принимаются в срок не позднее 30 рабочих дней со дня поступления в Министерство культуры Российской Федерации указанных предложений, заявлений.
16. Разработка проектов зон охраны, объединенных зон охраны, за исключением указанных в пункте 15 настоящего Положения, осуществляется на основании решений о разработке указанных проектов уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, принимаемых в целях:
организации разработки таких проектов зон охраны, объединенных зон охраны уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в рамках осуществления своих полномочий;
организации разработки таких проектов зон охраны, объединенных зон охраны органами местного самоуправления, иными лицами, указанными в абзацах втором - четвертом пункта 18 настоящего Положения, подавшими заявления о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны.
Решения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, указанных в абзаце первом настоящего пункта, принимаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в срок и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
17. Решения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, указанных в пункте 15 настоящего Положения, принятые на основании заявлений о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, размещаются Министерством культуры Российской Федерации в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) в личных кабинетах лиц, подавших заявления о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны.
Решения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, указанных в пункте 16 настоящего Положения, принятые на основании заявлений о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, размещаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на региональном портале государственных и муниципальных услуг в личных кабинетах лиц, подавших заявления о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что указанные решения могут размещаться посредством единого портала.
Решения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, указанных в пункте 15 настоящего Положения, принимаются на основании предложений уполномоченных органов субъектов Российской Федерации о разработке таких проектов и направляются уполномоченным органам субъектов Российской Федерации в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Решения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, указанных в пунктах 15 и 16 настоящего Положения, принимаются на основании предложений органов местного самоуправления о разработке таких проектов и направляются органам местного самоуправления в форме документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
18. Лицами, имеющими право подавать заявления о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, указанных в пунктах 15 и 16 настоящего Положения, в том числе в целях изменения установленных зон охраны, объединенных зон охраны, а также о принятии решений о прекращении существования указанных зон охраны, объединенных зон охраны, являются:
собственники или пользователи объектов культурного наследия, правообладатели зданий, строений, сооружений, земельных участков, иного недвижимого имущества, которые расположены в границах зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объекта культурного наследия;
общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
физические и юридические лица, с которыми заключен договор о комплексном развитии территории, либо юридические лица, обеспечивающие реализацию решения о комплексном развитии территории.
В случае подачи заявления о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны лицами, указанными в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, разработка проектов зон охраны, объединенных зон охраны осуществляется за счет средств таких лиц.
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации вправе направлять в Министерство культуры Российской Федерации предложения о разработке за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации проектов зон охраны, объединенных зон охраны, указанных в пункте 15 настоящего Положения.
Органы местного самоуправления вправе направлять в Министерство культуры Российской Федерации, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предложения о разработке за счет средств местных бюджетов проектов зон охраны, объединенных зон охраны.
Лица, не указанные в настоящем пункте, не вправе обращаться с заявлениями о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны или о принятии решений о прекращении существования зон охраны, объединенных зон охраны.
19. Заявление о выдаче решения о разработке проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны, указанного в пункте 15 настоящего Положения, подается в Министерство культуры Российской Федерации в электронной форме посредством его размещения на едином портале.
Заявление о выдаче решения о разработке проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны, за исключением указанного в пункте 15 настоящего Положения, может подаваться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в электронной форме посредством его размещения на региональном портале государственных и муниципальных услуг. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что указанное заявление может подаваться посредством единого портала.
Заявление о выдаче решения о разработке проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны может быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (для юридических лиц) или усиленной квалифицированной электронной подписью либо усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке (для физических лиц, в том числе при представлении интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее соответственно - усиленная квалифицированная электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись).
Министерство культуры Российской Федерации осуществляет разработку и размещение на едином портале соответствующей интерактивной формы заявления о выдаче решения о разработке проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны, указанного в пункте 15 настоящего Положения, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Форма заявления о выдаче решения о разработке проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны, за исключением указанного в пункте 15 настоящего Положения, утверждается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
К заявлениям о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, указанных в пунктах 15 и 16 настоящего Положения, прилагаются документы, подтверждающие, что заявители являются лицами, имеющими право в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения подавать заявления о выдаче решений о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны. Такие документы могут представляться в форме электронных документов или электронных образов документов, подписанных заявителем усиленной квалифицированной электронной подписью либо усиленной неквалифицированной электронной подписью.
20. Предложения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и выдаче решений о разработке указанных проектов представляются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в Министерство культуры Российской Федерации в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Предложения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны за счет средств местных бюджетов и выдаче решений о разработке указанных проектов представляются органами местного самоуправления в Министерство культуры Российской Федерации или в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия. С целью установления, изменения зон охраны, объединенных зон охраны лица, получившие решения о разработке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, или лица, разработавшие проекты зон охраны, объединенных зон охраны за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, представляют в Министерство культуры Российской Федерации или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации проекты зон охраны, объединенных зон охраны в бумажном виде и на электронном носителе в 2 экземплярах с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны, объединенных зон охраны на электронном носителе.
Проекты зон охраны, объединенных зон охраны могут представляться в Министерство культуры Российской Федерации в электронной форме посредством их размещения на едином портале, в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации посредством их размещения на региональном портале государственных и муниципальных услуг или, если это установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, посредством их размещения на едином портале, а также должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью либо усиленной неквалифицированной электронной подписью.
21. Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, разработавшие проекты зон охраны, объединенных зон охраны, указанные в пункте 22 настоящего Положения, за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, направляют указанные проекты в Министерство культуры Российской Федерации в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Органы местного самоуправления, разработавшие проекты зон охраны, объединенных зон охраны, указанные в пункте 22 настоящего Положения, за счет средств местных бюджетов, направляют указанные проекты в Министерство культуры Российской Федерации или в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
22. На основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, объединенной зоны охраны, включающей такой объект культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны и заключения соответствующего уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, предусмотренного пунктом 3 статьи 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", принимает решение об установлении или изменении зоны охраны, объединенной зоны охраны, а также утверждает требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления указанных согласования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и заключения соответствующего уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
Границы зон охраны, объединенных зон охраны, а также ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон в случае их нахождения на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения вне территории населенного пункта подлежат согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся такие особо охраняемые природные территории федерального значения, на предмет соответствия законодательству Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Заключение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, предусмотренное пунктом 3 статьи 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", должно содержать сведения о соответствии проекта зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, проекта объединенной зоны охраны, включающей такой объект, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
23. На основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, объединенной зоны охраны (в случае наличия в границах объединенной зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения) при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение об установлении или изменении зоны охраны, объединенной зоны охраны и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны, согласованное с Министерством культуры Российской Федерации (за исключением зоны охраны, объединенной зоны охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), в срок, не превышающий 90 рабочих дней со дня поступления указанного согласования Министерства культуры Российской Федерации.
В целях согласования с Министерством культуры Российской Федерации границ зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (в случае наличия в границах объединенной зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения), ограничений использования земельных участков, водных объектов и их частей и требований к градостроительным регламентам в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (в случае наличия в границах объединенной зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство культуры Российской Федерации:
проект решения об установлении или изменении зоны охраны, объединенной зоны охраны и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны на электронном носителе;
проект зоны охраны, объединенной зоны охраны (обосновывающие материалы) на электронном носителе;
проект зоны охраны, объединенной зоны охраны (утверждаемая часть) на бумажном носителе в 2 экземплярах и на электронном носителе;
заключение государственной историко-культурной экспертизы проекта зоны охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны на электронном носителе;
размещенную на официальном сайте уполномоченного органа субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копию сводки предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны на бумажном носителе.
Документация, предусмотренная для представления на электронном носителе, направляется в Министерство культуры Российской Федерации на электронном носителе в 2 экземплярах.
Срок рассмотрения Министерством культуры Российской Федерации представленных документов и принятия по ним соответствующего решения не может превышать 30 рабочих дней.
24. На основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, объединенных зон охраны объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны, объединенных зон охраны соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты культурного наследия, принимает решения об установлении зон охраны, объединенных зон охраны, утверждении требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны.
25. Изменение сведений о зонах охраны, объединенных зонах охраны в целях устранения технической ошибки (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки либо подобной ошибки), допущенной при принятии решений об установлении, изменении зон охраны, объединенных зон охраны, включая описание границ зон охраны, объединенных зон охраны и ограничений использования земельных участков, водных объектов и их частей, а также утверждении, изменении требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны, осуществляется путем внесения изменений в решения, указанные в пунктах 22 - 24 настоящего Положения, без разработки проектов зон охраны, объединенных зон охраны.
26. Сведения о границах зон охраны, объединенных зон охраны, об ограничениях использования объектов недвижимого имущества, находящихся в указанных границах, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и Федеральным законом от 3 июля 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
27. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 5-го рабочего дня со дня вступления в силу решения об установлении, изменении, прекращении существования зоны охраны, объединенной зоны охраны, об утверждении требований к градостроительным регламентам направляет копию указанного решения или сведения о границах зоны охраны, объединенной зоны охраны, ограничениях использования земельных участков, водных объектов и их частей и требованиях к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на размещение указанных сведений в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого установлены зона охраны, объединенная зона охраны, в целях внесения соответствующих изменений в документы территориального планирования и правила землепользования и застройки.
Орган государственной власти, установивший зону охраны, объединенную зону охраны и утвердивший требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон охраны, объединенных зон охраны.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть определены иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон охраны, объединенных зон охраны органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
28. Информация об установленных зонах охраны, объединенных зонах охраны и утвержденных требованиях к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны в обязательном порядке размещается органом государственной власти, установившим зоны охраны, объединенные зоны охраны, в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Органы государственной власти, принявшие решения об установлении, изменении, прекращении зон охраны, объединенных зон охраны, или уполномоченные органы субъектов Российской Федерации направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, или в его территориальные органы документы в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанных решений в соответствии с пунктом 4 части 3, частью 3.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Установленные границы зон охраны, объединенных зон охраны отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
29. При отнесении объекта, расположенного в границах объединенной зоны охраны, к объектам культурного наследия, выявленным объектам культурного наследия утвержденные границы объединенной зоны охраны, ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны могут быть изменены в порядке, установленном пунктом 30 настоящего Положения.
30. Изменение зон охраны, объединенных зон охраны, их границ, состава, ограничений использования земельных участков, водных объектов и их частей и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны осуществляется путем разработки и утверждения нового проекта зон охраны (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном настоящим Положением, по основаниям, предусмотренным абзацами третьим, четвертым и седьмым настоящего пункта.
Изменение части объединенной зоны охраны, ее границ, состава, ограничений использования земельных участков, водных объектов и их частей и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны осуществляется при необходимости путем разработки и утверждения проекта изменений части объединенной зоны охраны в порядке, установленном настоящим Положением для разработки проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны, в случаях:
отнесения объекта, расположенного в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны, к объектам культурного наследия, выявленным объектам культурного наследия;
изменения (утверждения) предмета охраны объекта культурного наследия в части облика и объемно-планировочных решений объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия;
исключения объекта культурного наследия, расположенного в границах объединенной зоны охраны, из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
перемещения объекта культурного наследия, расположенного в границах объединенной зоны охраны, подтвержденного актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
исключения выявленного объекта культурного наследия, расположенного в границах объединенной зоны охраны, из перечня выявленных объектов культурного наследия.
При изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия сохраняются ранее установленные зоны охраны, объединенные зоны охраны и действуют ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны.
31. Основаниями прекращения существования зон охраны, объединенных зон охраны являются:
а) исключение объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
б) установление новых зон охраны, объединенных зон охраны взамен ранее установленных зон охраны, объединенных зон охраны.
32. В случае исключения объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зоны охраны, объединенные зоны охраны прекращают существование без принятия решения о прекращении существования зон охраны, объединенных зон охраны.
В случае, указанном в подпункте "б" пункта 31 настоящего Положения, зоны охраны, объединенные зоны охраны прекращают существование, утвержденные ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны прекращают действие на основании решения уполномоченного органа государственной власти.
При исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия, расположенного в границах зоны охраны другого объекта культурного наследия или объединенной зоны охраны, его перемещении либо исключении выявленного объекта культурного наследия, расположенного в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны, из перечня выявленных объектов культурного наследия, в случае если указанная зона охраны, объединенная зона охраны установлена от границ территории объекта культурного наследия, на ранее существовавшую территорию объекта культурного наследия распространяются требования пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Положения абзаца третьего настоящего пункта не применяются в отношении зон охраны, объединенных зон охраны, установленных до 1 марта 2025 г. и включающих в себя границы территорий объектов культурного наследия.
33. Основаниями для отказа в принятии решения об установлении или изменении зоны охраны, объединенной зоны охраны являются:
а) отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны;
б) отрицательное заключение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, выдаваемое в случаях, предусмотренных настоящим Положением;
в) отсутствие в проекте зоны охраны, объединенной зоны охраны проектных предложений, а также материалов историко-культурных исследований и натурных исследований, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
г) недостоверность сведений об объектах культурного наследия, о выявленных объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны, объединенных зонах охраны в представленных документах;
д) несоответствие историко-культурных исследований требованиям, установленным настоящим Положением;
е) отсутствие решения о разработке проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны;
ж) наличие в документах, указанных в абзацах третьем - шестом пункта 23 настоящего Положения, противоречащих друг другу сведений;
з) несоответствие документов, указанных в абзацах третьем - шестом пункта 23 настоящего Положения, требованиям законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
и) отсутствие согласования проекта решения об установлении зоны охраны, объединенной зоны охраны и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны в случаях, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящего Положения.
34. Не допускается установление в отношении одной территории зон охраны, объединенных зон охраны разных объектов культурного наследия, за исключением случаев установления на такой территории указанных зон охраны, объединенных зон охраны федеральным органом исполнительной власти и уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В случае установления в отношении одной территории зон охраны, объединенных зон охраны разных объектов культурного наследия и разных требований к градостроительным регламентам на указанной территории действуют более строгие ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей и требования к градостроительным регламентам.
35. При подготовке проектов зон охраны, объединенных зон охраны, решений об установлении, изменении, прекращении существования зон охраны, объединенных зон охраны, исправлении технических ошибок в указанных решениях и сведениях об установленных границах, составе зон охраны, объединенных зон охраны, ограничениях использования земельных участков, водных объектов и их частей и требованиях к градостроительным регламентам в границах зон охраны, объединенных зон охраны могут применяться документы по стандартизации в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия.
36. Решения об установлении, изменении, прекращении зон охраны, объединенных зон охраны размещаются на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, принявших такие решения, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате документа (PDF) в срок, не превышающий 7 дней со дня вступления в силу соответствующего акта, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
37. Зоны охраны, объединенные зоны охраны объектов культурного наследия, перечисленных в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 3 настоящего Положения, установленные до 1 марта 2025 г., считаются прекратившими существование со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2024 г. N 1936 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972".
Зоны охраны, объединенные зоны охраны объектов культурного наследия, перечисленных в подпунктах "г" и "е" пункта 3 настоящего Положения, установленные до 1 марта 2025 г., считаются прекратившими существование по истечении трех лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2024 г. N 1936 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972", а в случае, если требования к осуществлению деятельности и градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места не утверждены, со дня утверждения таких требований.".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей