Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 декабря 2024 г. N 1896

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

1. В разделе I:

а) подраздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. Среднее профессиональное образование

Образовательные программы среднего профессионального образования реализуют 3196 профессиональных образовательных организаций и 636 их филиалов, а также 376 образовательных организаций высшего образования и 445 их филиалов. Общая численность студентов, обучающихся по всем формам обучения, в 2023/24 учебном году составила 3,71 млн. человек. Программы среднего профессионального образования выбирают 60 процентов выпускников девятых классов.

На начало 2023/24 учебного года прием обучающихся составил 1,22 млн. человек. Из них 758,9 тыс. человек приняты за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по следующим отраслям:

технические науки - 53,6 процента (увеличение на 0,5 процентного пункта за последний год);

сфера услуг - 7,3 процента;

здравоохранение - 11,4 процента;

сельское хозяйство - 5,1 процента;

образование и физическая культура - 6,5 процента;

экономика и право - 18,4 процента;

искусство и культура - 4,5 процента;

реклама, делопроизводство, социальная работа - 1,7 процента.

Выпуск обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2023 году составил 818,4 тыс. человек. Уровень занятости выпускников 2022 года составил 84,5 процента.

Утверждены новые перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования. В новые перечни включено 20 новых профессий и специальностей. Утверждено 250 новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

В системе среднего профессионального образования в качестве основной формы государственной итоговой аттестации внедрен демонстрационный экзамен, который является единственным массовым объективным инструментом оценки качества практической подготовки выпускников. По итогам 2023 года аттестацию в форме демонстрационного экзамена прошли 395402 обучающихся с привлечением 16340 организаций-работодателей.

С 2023 года дан старт Всероссийскому чемпионатному движению по профессиональному мастерству.

Открываются центры опережающей профессиональной подготовки - агрегаторы образовательных ресурсов регионов, оказывающие содействие в подготовке кадров в части предложения лучших условий обучения, в подборе места обучения и преподавателей. В 2023 году общее их количество в Российской Федерации достигло 74.

В целях решения задач по достижению технологического суверенитета в рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Профессионалитет" реализуются программы дополнительного профессионального образования для педагогических работников, предусматривающие освоение технологий работы на современном оборудовании, новых знаний и умений, а также позволяющие эффективно организовать учебную деятельность обучающихся. К 2024 году обучение прошли 37702 человека. За 2022 - 2023 годы созданы 220 кластеров, включающих 925 образовательных организаций в 68 субъектах Российской Федерации на основе интеграции колледжей и предприятий.

С 1 сентября 2021 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за кураторство педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.";

б) в подразделе 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"По состоянию на 1 января 2024 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет достигла 99,81 процента, из них 99,5 процента - от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 99,5 процента для детей от 1,5 до 3 лет, 99,86 процента - от 3 до 7 лет. Численность детей дошкольного возраста, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных организациях, по состоянию на 1 января 2024 г. составила 12966 человек, из них 5704 человека - в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, в том числе 5434 человека в возрасте от 1,5 до 3 лет, 7262 человека - в возрасте от 3 до 7 лет. Вопрос обеспечения детей дошкольным образованием с учетом возрастных категорий остается актуальным в конкретных населенных пунктах отдельных субъектов Российской Федерации и будет решаться исполнительными органами субъектов Российской Федерации адресно.";

абзац второй признать утратившим силу;

абзац третий изложить в следующей редакции:

"В рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1,5 до 3 лет, которые реализуются в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в период с 2019 года до настоящего времени создано (нарастающим итогом) 245222 места, а также 18622 места в частных дошкольных образовательных организациях. Все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра, а также в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации предоставляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2023 году в образовательных организациях функционировало 13916 консультационных центров).";

в) в подразделе 3:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"На начало 2023/24 учебного года по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучались около 18 млн. человек, функционировало 38890 общеобразовательных организаций. Во вторую смену обучались 2,7 млн. человек (около 15,4 процента общего числа обучающихся), ликвидировано обучение в 3-ю смену. С 2019 года до 1 октября 2024 г. создано более 841,3 тыс. новых мест в 1400 школах, из них 298,7 тыс. мест в 631 школе - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.";

в абзаце втором:

слова ", направленная на модернизацию" заменить словом "модернизации";

слова "предусматривающая включение в нее," исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

"К 2024 году мероприятия по капитальному ремонту завершены в 4085 зданиях общеобразовательных организаций, а до конца 2026 года предполагается охватить не менее 7300 зданий, из них не менее 60 процентов - в сельской местности и малых городах.";

предложение третье абзаца четвертого после слова "путем" дополнить словами "обновления и";

в абзаце пятом:

в предложении первом слова "2022 году" заменить словами "2023 году", слова "1348506 педагогических работников" заменить словами "1,3 млн. педагогических работников", слова "1079625 - учителя" заменить словами "1,1 млн. человек - учителя";

предложение третье дополнить словами "государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования";

в абзаце шестом:

слова "Около 7,7 млн. учащихся" заменить словами "С 1 сентября 2020 г. обучающиеся";

после слов "во всех" дополнить словами "государственных и муниципальных";

абзац седьмой признать утратившим силу;

после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:

"В настоящее время в Российской Федерации сложилась целостная система процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях. Указанная система включает в себя процедуры государственной регламентации образовательной деятельности, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, систему государственной итоговой аттестации и проведение в Российской Федерации мероприятий по оценке качества образования.";

абзац девятый признать утратившим силу;

абзац десятый изложить в следующей редакции:

"Действующая система государственной итоговой аттестации позволяет школьникам в полной мере продемонстрировать свои знания по предмету. Контрольные измерительные материалы приведены в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, задания формируются с учетом федеральных основных общеобразовательных программ и направлены на проверку умения у выпускников школ формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать. Применяемые технологические решения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации, сбор и хранение данных, их информационную безопасность, а также высокий уровень объективности экзаменационных процедур. Единый государственный экзамен является наиболее технологичной формой проведения государственной итоговой аттестации, в 2024 году он прошел во всех субъектах Российской Федерации и в 54 иностранных государствах. Приняли участие 661464 человека, из них 605519 человек - выпускники 2024 года. Начиная с 2024 года для участников единого государственного экзамена предусмотрена возможность пересдачи единого государственного экзамена по одному из учебных предметов по их выбору и возможность использования результатов такой пересдачи при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования.";

г) в подразделе 4:

в абзаце первом:

предложение первое изложить в следующей редакции: "В 2023 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составил 84,31 процента.";

в предложении втором слова "в 2022/23 учебном году" заменить словами "в 2023 году", цифры "317" заменить цифрами "365", слова "61 региональном центре" заменить словами "76 региональных центрах", слова "198 центрах" заменить словами "261 центре";

в предложении третьем слова "1054,7 тыс. новых мест" заменить словами "1,2 млн. новых мест";

в предложении четвертом цифры "77" заменить цифрами "84";

предложение пятое исключить;

в предложении втором абзаца второго цифры "384503" заменить цифрами "556962";

в абзаце третьем слова "2022 году" заменить словами "2023 году", цифры "5,1" заменить цифрами "5,3";

в предложении втором абзаца четвертого слова "2022 года" заменить словами "2023 года", цифры "300" заменить цифрами "3500";

абзац пятый признать утратившим силу.

2. В разделе II:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., от 21 апреля 2021 г., от 21 февраля 2023 г. и от 29 февраля 2024 г.";

б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"все школьники Российской Федерации обеспечены равным доступом к качественному общему образованию;";

в) абзац седьмой после слов "основанной на принципах" дополнить словом "ответственности,";

г) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"формирование современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций.";

д) в абзаце одиннадцатом:

предложение второе изложить в следующей редакции: "Субсидии предоставляются при условии наличия правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.";

в предложении третьем:

после слов "федеральных проектов" дополнить словами "в составе";

слово "Образование" исключить.

3. В разделе III:

а) абзац третий изложить в следующей редакции:

"Ежегодное проведение чемпионатов по профессиональному мастерству, в том числе чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", будет способствовать эффективной профессиональной ориентации и мотивации.";

б) в абзаце шестом слова "целей Программы "Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования" заменить словами "целей Программы "Все школьники Российской Федерации обеспечены равным доступом к качественному общему образованию";

в) абзац седьмой после слов "в том числе за счет" дополнить словами "капитального ремонта,";

г) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, федеральных основных образовательных программ;";

д) после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:

"поэтапное внедрение программы просвещения родителей (законных представителей) в целях повышения их информированности о мерах государственной поддержки семей с детьми, а также в вопросах образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста;";

е) абзац десятый изложить в следующей редакции:

"совершенствование системы государственной итоговой аттестации (контрольных измерительных материалов и технологий), последовательный переход на использование российского программного обеспечения;";

ж) после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"открытие или обновление исполнительными органами субъектов Российской Федерации медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях при наличии такой потребности;";

з) в абзаце шестнадцатом слова "цели Программы "Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году" заменить словами "цели Программы "Формирование современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10 процентов педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций", слова "формирования и функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения" заменить словами "повышения квалификации";

и) предложение первое абзаца двадцатого изложить в следующей редакции: "Важнейшими приоритетами в образовании являются современная подготовка будущих педагогов и повышение престижности их профессии.";

к) абзац двадцать второй после слов "основанной на принципах" дополнить словом "ответственности,";

л) в абзаце двадцать четвертом:

слова "онлайн-уроков "Шоу профессий" и др." заменить словами "онлайн-уроков "Шоу профессий";

дополнить предложением следующего содержания: "Повышение квалификации педагогов в области профессиональной ориентации позволит привлечь большее их количество к профориентационной работе.".

4. В разделе IV:

а) в абзаце втором слова "национальной цели "возможности для самореализации и развития талантов" заменить словами "национальной цели "реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности";

б) в абзаце третьем слова "здоровье и благополучие людей" заменить словами "укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи";

в) после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

"национальной цели "комфортная и безопасная среда для жизни" - формирование и развитие инфраструктуры детства, завершение капитального ремонта зданий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций;";

г) в абзаце четвертом:

слова "национальной цели "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" заменить словами "национальной цели "устойчивая и динамичная экономика";

дополнить словами ", создание эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них";

д) абзац пятый после слов "цифровая трансформация" дополнить словами "государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".

5. В разделе V:

а) абзац третий изложить в следующей редакции:

"на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической и творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях (поправочный коэффициент равен 1,5);";

б) после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:

"на создание современной инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления путем возведения некапитальных строений, сооружений (быстровозводимых конструкций), а также при проведении капитального ремонта объектов инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления (поправочный коэффициент равен 1,5).";

в) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Правила предоставления и распределения в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по капитальным вложениям в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), капитальному ремонту объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) сохранению объектов культурного наследия" приведены в приложении N 14.";

г) дополнить абзацами следующего содержания:

"Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и оснащение ведущих общеобразовательных организаций приведены в приложении N 41.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" и на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых" приведены в приложении N 42.".

6. В приложении N 14 к указанной Программе:

а) наименование, пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КАПИТАЛЬНЫМ ВЛОЖЕНИЯМ

В ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ),

КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ) И (ИЛИ) СОХРАНЕНИЮ

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по капитальным вложениям в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), капитальному ремонту объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) сохранению объектов культурного наследия (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сфере образования, возникающих при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретении объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), капитальном ремонте государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (далее соответственно - строительство и (или) реконструкция, объекты капитального строительства, объекты недвижимого имущества, капитальный ремонт, объекты капитального ремонта).";

б) в пункте 5 слова "о строительстве и (или) реконструкции или приобретении объекта недвижимого имущества с учетом количественной оценки затрат" заменить словами "о строительстве и (или) реконструкции, капитальном ремонте, приобретении объекта недвижимого имущества, сохранении объекта культурного наследия с учетом количественной оценки затрат";

в) в пункте 6:

в абзаце первом слова "для предоставления субсидий являются" заменить словами "для предоставления субсидий на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства, и (или) приобретение объектов недвижимого имущества являются";

подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) наличие положительных заключений по результатам проверок инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), проводимых в порядке, установленном Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. N 399 "О случаях и порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";";

г) дополнить пунктами 6(1) и 6(2) следующего содержания:

"6(1). Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на капитальный ремонт объектов капитального ремонта являются:

а) наличие у субъекта Российской Федерации (муниципального образования) потребности в проведении мероприятий по капитальному ремонту объекта капитального ремонта;

б) наличие положительного заключения государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.

6(2). Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на сохранение объекта культурного наследия являются:

а) наличие у субъекта Российской Федерации (муниципального образования) потребности в проведении мероприятий по сохранению объекта культурного наследия;

б) наличие положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, а также государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости мероприятий по сохранению объекта культурного наследия.";

д) подпункты "а" и "б" пункта 7 изложить в следующей редакции:

"а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;";

е) пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.";

ж) пункты 9 и 10 признать утратившими силу;

з) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства, объектам капитального ремонта, объектам недвижимого имущества и объектам культурного наследия устанавливается соглашением в соответствии с настоящими Правилами и пунктом 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.";

и) пункт 12 признать утратившим силу;

к) в пункте 14:

в абзаце первом слова "отчет о расходах" заменить словами "отчетность об осуществлении расходов";

абзац второй признать утратившим силу;

л) пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации или иным главным распорядителем средств федерального бюджета - участником Программы путем сравнения установленного соглашением планового значения результата использования субсидии и фактически достигнутого значения результата использования субсидии - построены (реконструированы, модернизированы) объекты дополнительного, общего и среднего профессионального образования и (или) сохранены объекты общего, среднего профессионального и дополнительного образования, отнесенные к объектам культурного наследия.";

м) пункт 17 признать утратившим силу;

н) пункты 18 и 19 изложить в следующей редакции:

"18. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к субъекту Российской Федерации при невыполнении им условий соглашения, в том числе обязательств субъекта Российской Федерации, предусмотренных подпунктами "б(1)" и "в" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, установлены пунктами 16 - 18 и 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

19. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.".

7. В приложении N 32 к указанной Программе:

а) пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:

"На отдых и оздоровление приоритетно направляются дети, ранее не обеспеченные отдыхом и оздоровлением за счет субсидий.";

б) в подпункте "б" пункта 9:

слово "мероприятий" заменить словами "мероприятий (результатов)";

дополнить словами ", в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации";

в) пункт 13 дополнить предложением следующего содержания: "Допускается превышение планируемого значения результата использования субсидии в пределах количества детей, определенного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.".

8. Дополнить приложениями N 41 и 42 следующего содержания:

"Приложение N 41

к государственной программе

Российской Федерации

"Развитие образования"

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ОСНАЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и оснащение ведущих общеобразовательных организаций (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Ведущие школы", входящего в состав национального проекта "Молодежь и дети") (далее соответственно - региональные программы, региональные проекты), связанных с реализацией мероприятий по созданию ведущих общеобразовательных организаций с кампусом для проживания, в отдельных субъектах Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, объекты).

3. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

4. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (заместителей Председателя Правительства Российской Федерации) по созданию объектов. Перечень мероприятий (объектов) формируется Министерством просвещения Российской Федерации и подлежит одобрению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

5. Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие в субъекте Российской Федерации государственной программы субъекта Российской Федерации, утвержденной в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, включающей мероприятия (объекты), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (для Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области - наличие правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий (объектов), в целях софинансирования которых предоставляются субсидии);

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для их исполнения, включающем размер планируемой субсидии, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий, соглашение).

6. В целях реализации региональной программы (регионального проекта), включающей в себя мероприятия (объекты), может быть предусмотрено предоставление субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.

7. Общий размер субсидии i-му субъекту Российской Федерации (Si) определяется по формуле:

00000001.wmz

где:

n - общее количество мероприятий (объектов);

j - порядковый номер объекта i-го субъекта Российской Федерации, при этом j = 1...n;

Sij - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий (объектов);

i - порядковый номер субъекта Российской Федерации.

8. Определение размера субсидии на реализацию мероприятия (объекта) определяется в соответствии с пунктами 9 - 12 настоящих Правил.

9. При наличии положительного заключения государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объекта определение размера субсидии субъекту Российской Федерации на создание объекта (Sij1) осуществляется по формуле:

00000002.wmz

где:

Zij - стоимость строительства объекта согласно положительному заключению государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объекта;

Yi - предельный уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации.

При этом, если размер субсидии (Sij1) превышает 4 млрд. рублей, он принимается равным 4 млрд. рублей.

10. В случае отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объекта определение размера субсидии субъекту Российской Федерации на создание объекта осуществляется с применением объектов-аналогов (Sij2) по формуле:

00000003.wmz

где:

Zaij - стоимость создания объекта-аналога согласно положительному заключению государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости;

Mij - показатель мощности планируемого к созданию объекта;

Maij - показатель мощности объекта-аналога (количество мест).

В качестве объекта-аналога субъектом Российской Федерации могут быть предложены объекты аналогичной проектной мощности (допускается отклонение мощности не более 10 процентов), реализация которых осуществлялась или осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в отношении которых имеется положительное заключение государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объектов.

При этом, если размер субсидии (Sij2) превышает 4 млрд. рублей, он принимается равным 4 млрд. рублей.

11. В случае отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объекта и отсутствия объекта-аналога определение размера субсидии субъекту Российской Федерации на создание объекта (Sij3) осуществляется по формуле:

00000004.wmz

где:

НЦСij - укрупненный сметный норматив цены строительства в расчете на одно место, установленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Mij - количество новых мест в общеобразовательных организациях и иных объектов социальной инфраструктуры j-го объекта i-го субъекта Российской Федерации;

НДС - налог на добавленную стоимость.

При отсутствии в действующем сборнике нормативов цен строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации конструктива, заявленного субъектом Российской Федерации к реализации объекта, и соответствующего норматива цен строительства для расчета размера субсидии применяется наименьший по стоимости норматив цен строительства для показателей соответствующей мощности.

При этом, если размер субсидии (Sij3) превышает 4 млрд. рублей, он принимается равным 4 млрд. рублей.

12. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию региональных программ (региональных проектов), не может превышать размер расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия с учетом установленного предельного уровня софинансирования, и (или) сумму потребности в средствах федерального бюджета, заявленную субъектом Российской Федерации.

13. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" и в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

14. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации на основе достижения значения результата использования субсидии - количества созданных объектов в субъекте Российской Федерации путем реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, софинансируемых из федерального бюджета.

15. Уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительный орган субъекта Российской Федерации размещает в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчет о достижении значения результата использования субсидии.

16. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство просвещения Российской Федерации сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

17. Перечисление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

18. Субсидия, от получения которой субъект Российской Федерации отказался полностью или частично до заключения соглашения или в период его действия, подлежит перераспределению в текущем году между другими субъектами Российской Федерации, достигнувшими результатов использования субсидии в соответствии с соглашением на последнюю отчетную дату, в соответствии с настоящими Правилами.

19. Порядок и условия возврата субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств и условий, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16, 18 и 19(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

20. Освобождение субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16, 18 и 19(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, в том числе последующего возврата субсидий в доход федерального бюджета, осуществляется в соответствии с пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

21. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

22. Контроль за соблюдением субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидии осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля.

Приложение N 42

к государственной программе

Российской Федерации

"Развитие образования"

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАКТИК ПОДДЕРЖКИ

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ

ЕЖЕГОДНОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ЛУЧШИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ПРАКТИК ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА)

"РЕГИОН ДОБРЫХ ДЕЛ" И НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО

РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕГИОН ДЛЯ МОЛОДЫХ"

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" и на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых" в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов "Россия - страна возможностей", "Мы вместе (Воспитание гармонично развитой личности)", входящих в состав национального проекта "Молодежь и дети", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее соответственно - Всероссийский конкурс "Регион добрых дел", программа "Регион для молодых", расходное обязательство субъекта Российской Федерации, субсидии).

2. Результатами использования субсидии, значения которых устанавливаются в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемом между Федеральным агентством по делам молодежи и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - соглашение), являются:

а) количество реализованных практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса "Регион добрых дел", утвержденных решением экспертной комиссии по оценке заявок на участие во Всероссийском конкурсе "Регион добрых дел";

б) количество реализованных программ "Регион для молодых", утвержденных протоколом заседания экспертной комиссии по оценке заявок на участие во Всероссийском конкурсе программ "Регион для молодых".

3. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникает расходное обязательство субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой субсидии, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства по делам молодежи как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

5. Отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий осуществляется исходя из:

а) наличия в субъекте Российской Федерации утвержденных в установленном порядке паспортов региональных проектов (проектов паспортов региональных проектов), обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, указанных в пункте 1 настоящих Правил;

б) централизации закупок в соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

в) критериев, установленных положением о проведении Всероссийского конкурса программ "Регион для молодых", которое утверждает Федеральное агентство по делам молодежи;

г) критериев, установленных положением о проведении Всероссийского конкурса "Регион добрых дел", которое утверждает Федеральное агентство по делам молодежи.

6. Субъекты Российской Федерации, соответствующие критериям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, представляют в Федеральное агентство по делам молодежи заявки на участие в отборе на предоставление субсидии в порядке, установленном Федеральным агентством по делам молодежи.

7. Размер субсидии, предоставляемой i-му субъекту Российской Федерации в целях обеспечения достижения результата использования субсидии:

а) предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил (SiH), определяется по формуле:

00000005.wmz

где:

SOH - размер средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год;

Ri - коэффициент потребности i-го субъекта Российской Федерации в реализации лучших практик в сфере добровольчества (волонтерства) в соответствующем финансовом году, определяемый по формуле:

00000006.wmz

где:

Gi1 - планируемая численность граждан в очередном финансовом году, вовлеченных в волонтерскую деятельность в i-м субъекте Российской Федерации, в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации;

Gi2 - численность граждан в отчетном финансовом году, вовлеченных в волонтерскую деятельность в i-м субъекте Российской Федерации, согласно ведомственной статистике;

Li1 - численность молодежи, вовлеченной в волонтерскую деятельность в i-м субъекте Российской Федерации, согласно ведомственной статистике;

Li2 - численность молодежи в i-м субъекте Российской Федерации согласно федеральному статистическому наблюдению;

Zi - предельный уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий;

mo - число субъектов Российской Федерации - получателей субсидии в соответствующем финансовом году;

б) предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил (Sip), определяется по формуле:

00000007.wmz

где:

Sop - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год;

00000008.wmz - затраты i-го субъекта Российской Федерации на инфраструктурное обеспечение, определяемые по формуле:

00000009.wmz

где:

Mip - площадь помещений, требующая ремонта и (или) реконструкции, а также обеспечения оборудованием, в i-м субъекте Российской Федерации;

mp - число субъектов Российской Федерации - победителей Всероссийского конкурса программ "Регион для молодых";

00000010.wmz - затраты i-го субъекта Российской Федерации на содержательное и методическое обеспечение программы "Регион для молодых", определяемые по формуле:

00000011.wmz

где:

Qip - планируемый общий охват молодежи мероприятиями и проектами программы "Регион для молодых" в субъекте Российской Федерации;

Kip - планируемая численность молодежи, включенной в деятельность молодежного центра i-го субъекта Российской Федерации на системной основе;

Eip - планируемая численность сотрудников сферы молодежной политики, прошедших обучение и повышение уровня квалификации в рамках государственного социального заказа на оказание услуги по организации обучения сотрудников сферы молодежной политики;

Aip - планируемое количество методических, просветительских и образовательных мероприятий (в том числе проведение исследований и разработка методических продуктов).

8. В случае увеличения или уменьшения субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субъектам Российской Федерации на соответствующий финансовый год, после расчета размера субсидий для бюджетов субъектов Российской Федерации проводится повторный расчет размера субсидии согласно пункту 7 настоящих Правил.

9. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", заключенного в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В соглашении могут быть установлены различные уровни софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета.

10. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Федеральным агентством по делам молодежи на основании сравнения установленных в соглашении и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации значений результатов использования субсидии, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

11. Субсидия на реализацию практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса "Регион добрых дел", от получения которой субъект Российской Федерации отказался полностью или частично до заключения соглашения или в период его действия, может быть перераспределена в год предоставления субсидии в соответствии с настоящими Правилами субъектам Российской Федерации, которые отобраны в рамках Всероссийского конкурса "Регион добрых дел", в соответствии с рейтингом оценки заявок субъектов Российской Федерации на участие в отборе на предоставление субсидий в рамках Всероссийского конкурса "Регион добрых дел" (по итогам проведения очного и заочного этапов), утвержденным протоколом заседания экспертной комиссии по оценке заявок на участие во Всероссийском конкурсе "Регион добрых дел", и которые не обеспечены финансированием за счет субсидии.

Субсидия на реализацию программы "Регион для молодых", от получения которой субъект Российской Федерации отказался полностью или частично до заключения соглашения или в период его действия, может быть перераспределена в год предоставления субсидии в соответствии с настоящими Правилами субъектам Российской Федерации, которые отобраны в рамках Всероссийского конкурса программ "Регион для молодых", в соответствии с рейтингом оценки заявок субъектов Российской Федерации на участие в отборе на предоставление субсидий в рамках Всероссийского конкурса программ "Регион для молодых" (по итогам проведения очного и заочного этапов), утвержденным протоколом заседания экспертной комиссии по оценке заявок на участие во Всероссийском конкурсе программ "Регион для молодых", и которые не обеспечены финансированием за счет субсидии.

12. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, размещает в сроки и порядке, которые установлены соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчет о достижении значений результатов использования субсидии.

Субъект Российской Федерации несет ответственность за достоверность представляемых в Федеральное агентство по делам молодежи отчетных сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашениями.

13. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

14. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидий, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия возврата субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации условий, в том числе обязательств по достижению значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

15. Контроль за соблюдением субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидии осуществляется Федеральным агентством по делам молодежи, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля.".