Под процедурой идентификации понимается совокупность проводимых контролируемым лицом мероприятий по установлению сведений о контрагентах (клиентах), их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
Процедура идентификации осуществляется контролируемым лицом в отношении потенциального контрагента (клиента), с которым планируется осуществлять операции. Процедура идентификации проводится поставщиком ДМДК, скупщиком, заготовителем, комиссионером, агентом.
При сделках с физическими лицами идентификация потенциального контрагента (клиента) проводится во всех случаях, за исключением продажи в розницу ювелирных и других изделий из ДМДК физическому лицу на сумму, не превышающую 60 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентной 60 тыс. рублей за наличный расчет или 400 тыс. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентной 400 тыс. рублей, при оплате банковской картой <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 1.4-2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
При осуществлении процедуры идентификации контрагента (клиента) необходимо установить его идентификационные данные <6> и проверить:
--------------------------------
<6> Набор данных, подлежащих установлению при осуществлении процедуры идентификации, установлен требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 20 мая 2022 г. N 100.
актуальные сведения в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП);
наличие потенциального контрагента (клиента) в реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
наличие у потенциального контрагента (клиента) лицензии на осуществление деятельности по скупке ювелирных и других изделий из ДМДК и лома таких изделий, заготовке лома и отходов ДМ и продукции (изделий), содержащей ДМ, и (или) на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов ДМДК (в случае, если коды согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности содержатся в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП потенциального контрагента (клиента);
наличие потенциального контрагента (клиента) в Перечнях и (или) решениях МВК;
наличие у потенциальных контрагентов (клиентов) регистрации, места жительства, фактического места нахождения и (или) счета в банке на территории Исламской Республики Иран и (или) Корейской Народно-Демократической Республики.
При осуществлении процедуры идентификации оценивается уровень риска потенциального контрагента (клиента) на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом необычных (подозрительных) операций и принятия мер по снижению рисков совершения контрагентом (клиентом) необычных (подозрительных) операций, включенной в ПВК.
В целях определения уровня риска контролируемое лицо использует одну или совокупность следующих категорий рисков:
а) страновые риски - риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями (имеются сведения о высоком уровне коррупции либо о ненадлежащих системах ПОД/ФТ в стране, либо высокая террористическая активность, например, Кения, Боливия, Колумбия);
б) клиентские риски - риски, связанные с контрагентами (клиентами) (сложная структура собственности (например, продолжительные "цепочки" взаимозависимых учредителей - юридических лиц), непродолжительный период работы (менее 1 года с даты государственной регистрации), число сотрудников или организационная структура не соответствуют размерам или характеру деятельности контрагента (клиента) (например, у юридического лица много филиалов в разных городах при штатной численности 2 - 3 человека и др.);
в) операционные риски - риски, связанные с продукцией (например, лом и отходы ДМ), услугами (например, комиссионер), каналами поставок и операциями (сделками), совершаемыми контрагентом (клиентом) (например, трансграничные операции, операции, приводящие к возникновению крупных сумм наличности (скупка, заготовка лома ДМ), платежи, получаемые от несвязанных или неизвестных третьих сторон и др.).
Также контролируемое лицо может использовать дополнительные категории рисков.
Контролируемое лицо разрабатывает методику оценки степени (уровня) риска при приеме на обслуживание клиента и отнесения клиента к группе риска, которая позволит на основании категорий рисков производить ранжирование потенциальных контрагентов (клиентов) по следующим уровням риска: высокий, средний, низкий.
Решение об отнесении потенциального контрагента (клиента) к определенному уровню риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученных контролируемым лицом сведений о потенциальном контрагенте (клиенте), представителе потенциального контрагента (клиента), выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых потенциальным контрагентом (клиентом) либо в интересах потенциального контрагента (клиента), и носит субъективно-оценочный характер <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 15.1 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667.
В случае, если потенциальным контрагентом (клиентом) является организация, регистрация и (или) счета которой находятся в банке на территории Исламской Республики Иран и (или) Корейской Народно-Демократической Республики, то такому потенциальному контрагенту (клиенту) рекомендуется присваивать высокий уровень риска, вне зависимости от остальных категорий риска.
Если потенциальным контрагентом (клиентом) является публичное должностное лицо (может выявляться в розничной торговле), то ему рекомендуется присваивать средний уровень риска.
В случае присвоения потенциальному контрагенту (клиенту) высокого уровня риска контролируемое лицо дополнительно изучает сведения:
о деловой репутации контрагента (клиента);
об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества контрагента (клиента);
о финансовом положении контрагента (клиента).
При непредоставлении указанных сведений контролируемое лицо отказывает потенциальному контрагенту (клиенту) в заключении договора.
Решение о запросе дополнительных сведений в отношении потенциального контрагента (клиента), которому присвоен средний уровень риска, контролируемым лицом принимается самостоятельно.
В случае заключения договора с контрагентом (клиентом), которому присвоен высокий или средний уровень риска, контролируемое лицо уделяет особое внимание операциям, совершаемым с таким контрагентом (клиентом), на предмет их признания необычными (подозрительными) и информирует Росфинмониторинг.
По результатам осуществления процедуры идентификации потенциального контрагента (клиента) контролируемым лицом составляется анкета, ему присваивается определенный уровень риска и принимается решение о возможности или невозможности заключить договор. Решение об отказе в заключении договора принимает руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или специально уполномоченные ими лица (например СДЛ, руководитель филиала, бухгалтер, эксперт (в скупке), продавец в ювелирном магазине и т.д.).
На контрагента (клиента) контролируемым лицом формируется досье, в которое включается анкета и документы, полученные при осуществлении контролируемым лицом процедуры идентификации и обновлении сведений о нем. Контролируемое лицо хранит досье контрагента (клиента) не менее 5 лет со дня прекращения отношений с контрагентом (клиентом).
Контролируемое лицо обновляет информацию о контрагенте (клиенте) не реже 1 раза в 3 года (для контрагентов (клиентов), отнесенных к низкому уровню риска) или не реже 1 раза в год (для остальных контрагентов (клиентов), а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение 7 рабочих дней, следующих за днем возникновения этих сомнений.
Также необходимо обновлять информацию о контрагенте (клиенте) при наличии сведений об истечении срока действия лицензии на осуществление деятельности по скупке ювелирных и других изделий из ДМДК и лома таких изделий, заготовке лома и отходов ДМ и продукции (изделий), содержащей ДМ, и (или) на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов ДМДК, предоставленной при идентификации контрагента (клиента) <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 6 информационного письма Росфинмониторинга от 22 сентября 2021 г. N 64 "О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением поднадзорных Банку России".
При этом контролируемое лицо должно в установленные сроки обновлять полученную ранее информацию в целях своевременного выявления фактов продолжения осуществления контрагентом (клиентом) лицензируемой деятельности после истечения срока или аннулирования ранее выданной контрагенту (клиенту) лицензии.
За непроведение контролируемым лицом процедуры идентификации или ненадлежащее проведение процедуры идентификации, несвоевременное обновление сведений о контрагентах (клиентах) предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц (СДЛ или руководителя юридического лица, если не назначено СДЛ) в размере от 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей; на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) - от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей