ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 декабря 2024 г. N ТН/122353/24

О ВОПРОСАХ

ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОТПУСКНЫХ ЦЕН

НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ,

ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Федеральная антимонопольная служба на основании пункта 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - Постановление N 865) в связи с поступлением обращений по вопросу изменения подходов к формированию отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ (далее - Закон N 176-ФЗ) в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), вступающих в силу с 01.01.2025, а также с учетом позиции Минфина России и ФНС России, разъясняет.

В соответствии с Постановлением N 865 организации оптовой торговли, аптечные организации, индивидуальные предприниматели и медицинские организации (далее - организации оптовой и розничной торговли) учитывают НДС в цене реализации ЖНВЛП в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации не содержит конкретизирующих положений, описывающих методику формирования отпускных цен на ЖНВЛП в зависимости от существующих систем налогообложения.

С учетом новых требований, предусмотренных в Кодексе, с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС. Поскольку такие требования предполагают ряд особенностей, организации на УСН, по мнению ФАС России, могут быть условно поделены на три категории, в т.ч. для целей определения подхода к формированию отпускной цены на ЖНВЛП.

Первая категория организаций на УСН (освобожденные от уплаты НДС). В соответствии с абзацами 3 - 5 пункта 1 статьи 145 Кодекса (в редакции Закона N 176-ФЗ) организации на УСН освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в случае непревышения соответствующего порога доходов (60 млн рублей).

В этой связи, по мнению ФАС России, для данной категории организаций на УСН порядок формирования отпускных цен на ЖНВЛП остается прежним: необходимо суммировать цену приобретения ЖНВЛП у поставщика (фактические затраты на приобретение ЖНВЛП с НДС, если он был предъявлен) и надбавку (исчисленную от фактической отпускной цены производителя без учета НДС).

Вторая категория организаций на УСН (применяющие общеустановленные ставки НДС). Применение организациями, находящимися на УСН, общеустановленных ставок НДС, по мнению ФАС России, предполагает формирование ими отпускных цен аналогично организациям, находящимся на общей системе налогообложения: необходимо суммировать цену приобретения ЖНВЛП без НДС ("входной" НДС будет принят вычету; если поставщик ЖНВЛП относится к первой категории организаций на УСН, т.е. освобожден от уплаты НДС - фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика), надбавку (исчисленную от фактической отпускной цены производителя без учета НДС) и НДС (исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки).

Третья категория организаций на УСН (применяющие "специальные" ставки НДС). В соответствии с пунктом 8 статьи 164 Кодекса (в редакции Закона N 176-ФЗ) организации, применяющие УСН, вправе производить налогообложение соответствующих операций по "специальным" ставкам НДС (5% или 7% в зависимости от дохода).

При этом с учетом положений, предусмотренных подпунктом 8 пункта 2 статьи 170 Кодекса (в редакции Закона N 176-ФЗ), при применении таких "специальных" ставок НДС у организаций отсутствует право на налоговый вычет "входного" НДС.

ФАС России полагает, что исходя из указанных правовых положений, применение "специальных" налоговых ставок предполагает формирование отпускной цены на ЖНВЛП с сочетанием двух вышеупомянутых методов формирования отпускных цен: необходимо суммировать цену приобретения ЖНВЛП у поставщика (фактические затраты на приобретение ЖНВЛП с НДС, если он был предъявлен), надбавку (исчисленную от фактической отпускной цены производителя без учета НДС) и НДС (исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки).

Примеры формирования отпускных цен на ЖНВЛП в зависимости от категории организации на УСН исходя из вышеизложенных подходов прилагаются к настоящему разъяснению.

Следует отметить, что после вступления в силу вышеупомянутых изменений в Кодекс, начиная с 01.01.2025 реализация ЖНВЛП (в части учета НДС при формировании отпускной цены) должна осуществляться с соблюдением указанных изменений, в т.ч. при реализации ЖНВЛП, приобретенных до 01.01.2025.

Обращаем внимание, что форма обязательного для реализации организациями оптовой и розничной торговли протокола согласования цен поставки на ЖНВЛП (предусмотрена Постановлением N 865) не содержит указания на каждую новую категорию организаций на УСН.

В этой связи, по мнению ФАС России, для прослеживаемости порядка формирования поставщиком отпускной цены в части учета в ней НДС с учетом новых требований Кодекса в протоколе согласования цен поставки ЖНВЛП (при условии обязательного сохранения и заполнения обязательных в соответствии с Постановлением N 865 граф):

- сведения об отпускных ценах первой категории организаций на УСН (освобожденных от уплаты НДС) заполняются как и прежде в графах "УСН" (соответственно графы 9, 14, 21 протокола);

- сведения об отпускных ценах второй и третьей категорий организаций на УСН (исчисляющих НДС по общеустановленным или специальным налоговым ставкам) заполняются в графах "с НДС" и "без НДС" (графы 10 - 11, 15 - 16, 22 протокола) с указанием на соответствующий режим налогообложения в протоколе (предлагаемый способ - в свободной форме с указанием ставки НДС в примечании).

Одновременно обращаем внимание, что разъяснения положений законодательства о налогах и сборах не относится к компетенции ФАС России.

При этом по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах целесообразно обращаться в Минфин России и ФНС России исходя из их полномочий.

Т.В.НИЖЕГОРОДЦЕВ