Срок действия документа ограничен 1 марта 2031 года.

Приложение 2

к приказу АНО НАРК

от 13.02.2025 г. N 22/25-ПР

НАИМЕНОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЯ

К КВАЛИФИКАЦИЯМ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ СОВЕТОМ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ ТОРГОВОЙ, ВНЕШНЕТОРГОВОЙ

И ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Наименование квалификации: Бизнес-тренер (6-й уровень квалификации)

2. Номер квалификации: 40.25000.02

3. Уровень (подуровень) квалификации: 6

4. Область профессиональной деятельности: Сквозные виды профессиональной деятельности

5. Вид профессиональной деятельности: Осуществление деятельности по формированию умений, отработке профессиональных навыков, передаче техник и технологий для решения организационных, управленческих и маркетинговых задач предпринимательской деятельности (далее - проведение бизнес-тренингов) в коммерческих организациях различной формы собственности различных сфер деятельности, применяющих различные системы налогообложения

6. Реквизиты протокола совета об одобрении квалификации: от 05.11.2024, N 33

7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации: от 13.02.2025 г. N 22/25-ПР

8. Основание разработки квалификации:

Вид документа

Полное наименование и реквизиты документа

Профессиональный стандарт (при наличии)

"Бизнес-тренер", приказ Минтруда России от 26.08.2024 N 418н

Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии)

-

Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности

9. Трудовые функции (профессиональные задачи, обязанности) и их характеристики:

Код (при наличии профессионального стандарта)

Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности)

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Дополнительные сведения (при необходимости)

A/01.6

Планирование бизнес-тренинга

Взаимодействие с заказчиком при получении заказа для проведения бизнес-тренинга в организации с целью сбора информации о целевой аудитории, количестве участников, цели, задачах, результате, датах и формате бизнес-тренинга

Выстраивать коммуникации с руководством организации по вопросам проведения бизнес-тренинга

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренинга

Необходимые этические нормы:

- соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента);

Формировать предложение по проведению бизнес-тренинга

Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну

Проведение анализа требований (потребности) организации к проведению бизнес-тренинга на соответствующем уровне, в том числе с использованием методических рекомендаций

Проводить анализ потребностей заказчика - его целей, задач и результата, ожидаемого от бизнес-тренинга (при заказе бизнес-тренинга организацией)

- не вводить в заблуждение заказчика (клиента);

Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов)

- не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды;

Поддержание взаимодействия с заказчиками с целью увеличения продаж бизнес-тренингов

Консультировать руководителей и работников по вопросам проведения бизнес-тренинга

- не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем;

Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов)

Планирование бизнес-тренинга, определение темы, цели, задач, в том числе с использованием методических рекомендаций

Определять цели, задачи и прогнозировать результаты бизнес-тренинга для открытого бизнес-тренинга и (или) для проведения бизнес-тренинга в организации (в соответствии с требованиями заказчика)

- не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;

Основные методические и научные подходы к подготовке и проведению бизнес-тренингов

- не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам

Методические материалы и рекомендации для процессов проведения бизнес-тренингов

Применять методические рекомендации для планирования бизнес-тренинга

Основные виды бизнес-тренингов

Прогнозирование результата проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Определять цели, задачи и прогнозировать результаты бизнес-тренинга для открытого бизнес-тренинга и (или) для проведения бизнес-тренинга в организации (в соответствии с требованиями заказчика)

Технология бизнес-тренинга

Источники формирования компетенций

Особенности обучения взрослых

Техники коммуникации

Планирование материально-технического обеспечения процесса бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Планировать организационные, материально-технические и методические ресурсы для проведения бизнес-тренинга

Аккаунт-менеджмент

Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы)

Специализированное программное (компьютерное) обеспечение и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате

Осуществлять экономическое обоснование затрат на проведение бизнес-тренинга (составлять бюджет бизнес-тренинга)

Планирование методического и визуального обеспечения проведения бизнес-тренинга (методические рекомендации, рабочая тетрадь, раздаточный материал, слайд-сопровождение, подготовленные листы флипчарта)

Определять способы и варианты визуальной демонстрации информации в процессе проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

Этика делового общения

Специализированное программное обеспечение и информационные ресурсы для поиска и систематизации данных и информации

Инструменты визуализации информации

Составление (разработка) программы бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Составлять (разрабатывать) программу бизнес-тренинга по методическим рекомендациям

Использовать стратегию взаимодействия с заказчиками (внедрять систему "аккаунт-менеджмента")

Согласование программы бизнес-тренинга с заказчиком. при заказе бизнес-тренинга организацией

Использовать автоматизированные CRM-системы

Подбор информации для проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Определять и применять инструменты и методы для проведения бизнес-тренинга

Подбор техник, инструментов, методов, практических заданий для проведения бизнес-тренинга, в том числе по методическим рекомендациям

Определять и применять инструменты и методы для проведения бизнес-тренинга

Подбор учебно-методических материалов, также с применением специализированного программного обеспечения для проведения бизнес-тренинга, в том числе по методическим рекомендациям

Определять и применять инструменты и методы для проведения бизнес-тренинга

Выбор специализированного программного (компьютерного) обеспечения и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение бизнес-тренинга в дистанционном формате

Использовать специализированное программное (компьютерное) обеспечение, предназначенное для работы в дистанционном формате

Составление сценария бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Составлять (разрабатывать) сценарии бизнес-тренинга по методическим рекомендациям

Передача знаний и навыков начинающему бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при подготовке к бизнес-тренингу

Консультировать руководителей и работников по вопросам проведения бизнес-тренинга

A/02.6

Оценка уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга

Определение методов, инструментов и форм оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга в рамках заданной темы, (при заказе бизнес-тренинга организацией)

Подбирать методы, применять инструменты и формы оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов

Необходимые этические нормы:

- соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента);

Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну

Применение специализированного программного (компьютерного) обеспечения и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга в дистанционном формате

Использовать специализированное программное (компьютерное) обеспечение, предназначенное для работы в дистанционном формате

- не вводить в заблуждение заказчика (клиента);

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие заключение, исполнение, изменение и расторжение договоров

- не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды;

- не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем;

Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов)

Проведение оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга для определения последующей эффективности бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Проводить диагностику уровня профессиональных знаний и умений участников бизнес-тренинга в рамках заданной темы

- не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;

Применять методические рекомендации для оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга

Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов)

- не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам

Методические материалы и рекомендации для процессов проведения бизнес-тренингов

Проведение анализа результатов оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Исследовать уровень профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга

Методы, инструменты и формы оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов

Выявлять несоответствия между имеющимся и требуемым уровнями профессиональных знаний и умений участников бизнес-тренинга

Основы формирования компетенций или источники компетенций

Определение ключевых показателей (компетенций), на изменение которых направлен бизнес-тренинг, в том числе с использованием методических рекомендаций

Определять ключевые показатели (компетенции), на изменение которых направлен бизнес-тренинг

Особенности обучения взрослых

Специализированное программное (компьютерное) обеспечение и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате

Формирование отчета для заказчика по итогам оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга для уточнения программы бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Составлять отчет по результатам анализа оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга

Методы анализа больших данных при проведении оценки профессиональных знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов

Формировать предложения по видам и формам бизнес-тренинга в соответствии с уровнем профессиональных знаний и умений участников

Этика делового общения

Передача знаний и навыков начинающему бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведении оценки уровня знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга

Применять техники эффективной коммуникации

A/03.6

Проведение бизнес-тренинга по формированию новых знаний, умений и отработке профессиональных навыков

Подготовка технических средств, методических материалов, необходимых для проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Планировать техническое и информационное обеспечение проведения бизнес-тренинга

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов

Необходимые этические нормы:

- соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента);

Планировать проведение бизнес-тренинга

Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну

Обеспечение участников бизнес-тренинга необходимыми методическими материалами

Применять методические рекомендации для проведения бизнес-тренингов

- не вводить в заблуждение заказчика (клиента);

Проведение бизнес-тренинга согласно подготовленному сценарию по различным временным интервалам, в том числе с использованием методических рекомендаций

Применять методические рекомендации для проведения бизнес-тренингов

Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов)

- не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды;

- не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем;

Применение технических средств, программного обеспечения, необходимых при проведении бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Использовать технические средства, программное обеспечение, необходимые при проведении бизнес-тренинга

Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов)

- не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;

Санитарно-эпидемиологические требования к пространству (помещению) для проведения бизнес-тренингов

Применение специализированного программного (компьютерного) обеспечения и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение бизнес-тренингов в дистанционном формате

Использовать специализированное программное (компьютерное) обеспечение, предназначенное для работы в дистанционном формате

- не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам

Методические материалы и рекомендации для процессов проведения бизнес-тренингов

Виды технических средств для проведения бизнес-тренинга и правила их безопасной эксплуатации

Использование инструментов и методов бизнес-тренинга при проведении бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Применять техники визуальной демонстрации информации в процессе бизнес-тренинга, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

Виды и формы учебно-методического материала для проведения бизнес-тренингов

Основные методические и научные подходы к проведению бизнес-тренингов

Управление групповой динамикой (системой поведенческих и психологических процессов, происходящих внутри одной группы людей), в том числе с использованием методических рекомендаций

Применять принципы возрастной психологии при проведении бизнес-тренинга.

Техники и приемы ораторского мастерства

Создавать условия для проведения бизнес-тренинга, формировать благоприятный психологический климат в группе участников

Техники управления групповой динамикой

Техники коммуникации

Особенности обучения взрослых

Модели обратной связи

Управлять поведенческими и психологическими процессами

Технология бизнес-тренингов

Принципы и приемы публичной презентации

Управлять проблемными ситуациями и процессом взаимодействия с участниками бизнес-тренинга

Виды, способы и формы мероприятий по закреплению новых знаний, умений и навыков участников бизнес-тренингов

Проведение комплекса мероприятий по закреплению новых знаний и умений участников, полученных в процессе проведения бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Применять инструменты бизнес-тренинга для эффективного усвоения материала участниками

Этика делового общения

Применять дистанционные образовательные технологии

Специализированное программное (компьютерное) обеспечение и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате

Проведение промежуточного контроля в процессе проведения бизнес-тренинга, включая необходимые корректировки в программу тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Применять модели обучения взрослых при проведении бизнес-тренинга

Технологии дистанционного обучения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Применять метод обратной связи при проведении бизнес-тренинга

Проводить корректировку программы бизнес-тренинга

Взаимодействие с заказчиком в ходе реализации длительных бизнес-тренингов и системных программ

Применять техники эффективной коммуникации

Организовывать процесс обработки персональных данных

Передача знаний и навыков начинающему бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведении бизнес-тренинга по формированию новых знаний и умений и отработке профессиональных навыков

Применять техники эффективной коммуникации

A/04.6

Оценка эффективности бизнес-тренинга

Определение цели оценки эффективности бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Выбирать модель, способы, методы и инструменты оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие проведение бизнес-тренингов

Необходимые этические нормы:

- соблюдать конфиденциальность информации, в том числе не разглашать третьим лицам информацию, полученную от заказчика (клиента);

Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, регулирующие порядок доступа к документации, содержащей персональные данные, государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну

Применение специализированного программного (компьютерного) обеспечения и информационных ресурсов, обеспечивающих проведение оценки эффективности бизнес-тренинга в дистанционном формате

Использовать специализированное программное (компьютерное) обеспечение, предназначенное для работы в дистанционном формате

- не вводить в заблуждение заказчика (клиента);

Нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов)

- не использовать некомпетентность или состояние здоровья заказчика (клиента) с целью извлечения выгоды;

Определение модели, способов, методов и инструментов оценки эффективности бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Выбирать модель, способы, методы и инструменты оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга

- не разглашать рабочую информацию без согласования с работодателем;

Основные знания в соответствующей сфере профессиональной деятельности (по видам бизнес-тренингов)

Применять методические рекомендации для оценки эффективности бизнес-тренинга

- не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;

Методические материалы и рекомендации для процессов проведения бизнес-тренингов

Проведение сравнительного анализа запланированных и фактических результатов бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Применять способы, методы и инструменты сравнительного анализа запланированных и фактических результатов бизнес-тренинга

- не использовать методы недобросовестной конкуренции по отношению к организациям и физическим лицам

Модели, способы и инструменты оценки эффективности бизнес-тренингов

Подбор инструментов оценки полученных знаний и умений, а также анализа вовлеченности участников бизнес-тренинга и их готовности применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, в том числе с использованием методических рекомендаций

Применять инструменты оценки вовлеченности участников бизнес-тренинга и их готовности применять в профессиональной деятельности полученные знания, умения и навыки

Инструменты оценки вовлеченности участников и их готовности применять в профессиональной деятельности полученные в процессе бизнес-тренингов знания, умения и навыки

Методы анализа больших данных для оценки эффективности бизнес-тренингов

Методы оценки и измерения показателей эффективности бизнес-тренингов

Проведение оценки эффективности бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Разрабатывать критерии оценки эффективности бизнес-тренинга

Проводить расчеты оценки эффективности проведенного бизнес-тренинга

Специализированное программное (компьютерное) обеспечение и информационные ресурсы, обеспечивающие работу в дистанционном формате

Анализ результатов проведенного бизнес-тренинга, в том числе с использованием методических рекомендаций

Проводить оценку удовлетворенности, вовлеченности, готовности участников применять на практике полученные знания и умения

Техники коммуникации

Этика делового общения

Передача знаний и навыков начинающему бизнес-тренеру и осуществление координации его деятельности при проведении анализа эффективности проведенного бизнес-тренинга

Применять методические рекомендации для оценки эффективности бизнес-тренинга

Анализ соответствия результатов бизнес-тренинга требованиям заказчика (при проведении бизнес-тренинга в организации), в том числе с использованием методических рекомендаций

Проводить сравнительный анализ и оценивать соответствие результатов проведенного бизнес-тренинга требованиям и установленным критериям заказчика

Составление отчетности для заказчика, содержащей результаты эффективности бизнес-тренинга, включая рекомендации по совершенствованию знаний, умений и навыков участников бизнес-тренинга (при проведении бизнес-тренинга в организации), в том числе с использованием методических рекомендаций

Составлять отчет для заказчика с анализом эффективности проведения бизнес-тренинга и дальнейшими рекомендациями

Формировать для заказчика рекомендации по совершенствованию знаний, умений и навыков участниками бизнес-тренинга

10. Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и т.п.

Документ, цифровой ресурс

Код по документу (ресурсу)

Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса)

Бизнес-тренер

ОКЗ

2421

Аналитики систем управления и организации

ОКВЭД

82.99

Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки

ОКСО

5.37.03.01

Психология

5.37.03.02

Конфликтология

5.38.03.01

Экономика

5.38.03.02

Менеджмент

5.38.03.03

Управление персоналом

5.38.03.06

Торговое дело

5.38.03.07

Товароведение

5.42.03.01

Реклама и связи с общественностью

5.42.03.05

Медиакоммуникации

5.43.03.01

Сервис

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду код 5.43.03.02, а не 5.43.03.01.

5.43.03.01

Туризм

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду код 5.43.03.03, а не 5.43.03.01.

5.43.03.01

Гостиничное дело

11. Основные пути получения квалификации:

Формальное образование и обучение (тип образовательной программы, при необходимости - направление подготовки/специальность/профессия, срок обучения и особые требования, возможные варианты):

Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области бизнес-тренингов (по видам)

или

Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности, и дополнительное профессиональное образование в области бизнес-тренингов (по видам)

Рекомендуется один раз в два года повышение квалификации в области проведения бизнес-тренингов (по видам) по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности или соответствующему продукту

Опыт практической работы (стаж работы и особые требования (при необходимости), возможные варианты): -

Неформальное образование и самообразование (возможные варианты): -

12. Особые условия допуска к работе: -

13. Наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы (при наличии): -

14. Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по квалификации:

1) Документ, подтверждающий наличие высшего образования

2) Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования в области бизнес-тренингов (по видам)

или

1) Документ, подтверждающий наличие высшего образования (непрофильного)

2) Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки по направлению, соответствующему сфере профессиональной деятельности

3) Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования в области бизнес-тренингов (по видам)

15. Срок действия свидетельства: 3 года