Практика Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам
--------------------------------
<6> Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам действует с целью контроля за обеспечением выполнения государствами-участниками их обязательств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. Российская Федерация является участником указанного международного договора в качестве государства - продолжателя Союза ССР. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам вправе принимать индивидуальные сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником положений названного Пакта на основании Факультативного протокола к Пакту от 10 декабря 2008 года. По состоянию на 1 февраля 2025 года Российская Федерация участником этого протокола не являлась.
Дело "Ж. Т., Ж. П. В., П-М. В., П-А. Л., П-Т. Ж., О. А. В., М-Л. В., Н-М. В., Л-Т. В., Ж-О. Ж., Н-А. Л., А-М. Л., М. Л., М. Л., Ж-Т. Л., В. Т. и Н-М. В. против Финляндии". Соображения Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам от 27 сентября 2024 года. Сообщение N 251/2022, 289/2022. Авторы сообщений утверждали, что выдача разрешений на реализацию проекта по разведке полезных ископаемых и на резервирование для дальнейшего использования территории на их традиционных землях без получения их свободного, предварительного и осознанного согласия на фоне продолжающегося изменения климата и совокупного эффекта других воздействующих факторов, таких как ветряные электростанции, военная деятельность и организованный групповой туризм, наносят ущерб исходным условиям для ведения общинного оленеводства и препятствуют передаче этой традиции из поколения в поколение. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам установил нарушение отдельных положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года (далее - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт).
Правовые позиции Комитета: в подпункте "а" пункта 1 статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается право всех людей следовать своей культурной традиции и выбирать свою собственную культурную самобытность, а также то, что в случае коренных народов следует принимать во внимание ценности культурной жизни, носящие сугубо общинный характер. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам напоминает также, что право на участие в культурной жизни общины включает традиционную экономическую деятельность, такую как оленеводство и рыболовство, рассматриваемую в качестве источника средств к существованию, что имеет отношение к праву на достаточный жизненный уровень. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам напоминает далее, что общинный аспект культурной жизни коренных народов, в том числе традиционная деятельность, тесно связан с их исконными землями, территориями и ресурсами и является необходимым условием их существования, благополучия и всестороннего развития. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ссылается на свои Замечания общего порядка N 21 (2009) и N 26 (2022), в которых он отмечает, что в подпункте "а" пункта 1 статьи 15 названного Пакта закреплено неотъемлемое право коренных народов на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали. В этой связи к культурным ценностям и правам коренных народов, связанным с их исконными землями и их отношением к природе, следует относиться с уважением и обеспечивать их защиту в целях недопущения деградации особого уклада жизни этих народов, включая их средства к существованию, и утраты их природных ресурсов и в конечном счете их культурной самобытности. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам отмечает, что защита исконных земель, территорий и ресурсов является необходимым условием для реализации права на достаточный жизненный уровень коренных народов, поскольку их исконные земли, территории и ресурсы являются важной основой их средств к существованию (пункт 14.2 Соображений).
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам отмечает, что признание права коренных народов на землю в качестве неотъемлемой части их права на участие в культурной жизни соответствует международной практике в области прав человека в этой сфере. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации подтвердил, что тесная связь, которую коренные народы поддерживают с землей, должна признаваться и пониматься как фундаментальная основа их культуры, духовной жизни, целостности и экономического выживания и что их связь с землей представляет собой материальный и духовный ресурс, которым они должны в полной мере пользоваться, в том числе чтобы сохранить свое культурное наследие и передать его будущим поколениям, и потому такая связь является необходимым условием для недопущения их исчезновения как народа. Комитет ООН по правам человека признал, что право собственности на исконные территории и контроль над ними имеют огромное значение для выживания коренных народов как народов и сохранения их самобытной культуры и что любой отказ в осуществлении их территориальных прав наносит ущерб ценностям, которые являются весьма символичными для представителей коренных народов, рискующих утратить свою культурную самобытность и наследие, которое должно быть передано будущим поколениям. Межамериканский суд по правам человека постановил, что культура представителей коренных народов "отражает особый образ жизни, бытия, видения и действия в мире, сформированный на основе их тесной связи со своими традиционными землями и природными ресурсами не только потому, что они являются их основным средством существования, но и потому, что они являются неотъемлемым элементом их космологии, духовности и, следовательно, культурной самобытности". Культурные права обладают межпоколенческим измерением, которое имеет основополагающее значение для культурной самобытности, выживания и жизнеспособности коренных народов (пункт 14.3 Соображений).
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам считает, что в контексте прав коренных народов в подпункте "а" пункта 1 статьи 15 Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам, рассматриваемом в совокупности со статьями 1 и 11 названного Пакта, закреплено право коренных народов на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали, а также требование к государствам-участникам принимать меры для признания и защиты прав коренных народов на владение их общинными землями, территориями и ресурсами, их освоение и использование, а также контроль над ними. Из этого следует, что государства-участники должны обеспечить эффективное участие коренных народов в процессах принятия решений, которые могут повлиять на их образ жизни, в частности на их право на землю, на основе принципа получения их свободного, предварительного и осознанного согласия, чтобы не ставить под угрозу само выживание общины и ее членов, как это закреплено в пункте 2 статьи 32 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и подтверждено в замечаниях общего порядка Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (пункт 14.5 Соображений).
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам считает, что в случае, когда права коренных народов могут быть нарушены реализацией проектов, осуществляемых на их традиционных территориях, проведенный надлежащим и эффективным образом процесс получения свободного, предварительного и осознанного согласия предполагает не только обмен информацией с коренными общинами, чьи права могут быть нарушены, и получение комментариев от нее, но и ведение интерактивного и непрерывного диалога с представительными учреждениями самих коренных народов с самого начала процесса и с использованием соответствующих их культурным традициям процедур при уважении права коренных народов влиять на результаты процессов принятия затрагивающих их решений. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам считает, что основой для процесса консультаций, направленных на получение свободного, предварительного и осознанного согласия, должны служить исследования экологических, социальных и культурных последствий, проводимые независимыми и технически компетентными организациями (пункт 14.6 Соображений).
Комитет напоминает о своем Замечании общего порядка N 20 (2009), в котором он постановил, что для ликвидации дискриминации необходимо не просто сравнивать порядок формального обращения с лицами, находящимися в аналогичных ситуациях (статья 8), а уделять достаточное внимание группам лиц, которые страдают от исторических или сохраняющихся предрассудков. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам напоминает также, что, как отметил Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, равное обращение с лицами и группами, находящимися в объективно различном положении, представляет собой дискриминацию на практике так же, как и неравное обращение с лицами, находящимися в объективно одинаковом положении. Необходимо принимать позитивные меры для предотвращения возникновения и устранения условий, которые способствуют сохранению дискриминации, и обеспечения осуществления на равной основе прав, закрепленных в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав коренных народов это требует принятия мер по юридическому признанию их прав на их традиционные земли, в том числе с использованием форм коллективной собственности, и по обеспечению защиты этих прав как важнейшего элемента права на участие в культурной жизни общины, а также по предоставлению эффективных средств правовой защиты в случае нарушения этих прав (пункт 14.10 Соображений).
Оценка Комитетом фактических обстоятельств дела: государству-участнику не удалось доказать, что в процессе выдачи разрешения на разведку и резервирование территории было надлежащим образом учтено право коренных народов на землю как часть права на участие в культурной жизни, рассматриваемого отдельно и в совокупности с правами на самоопределение и на достаточный жизненный уровень, и что не было выполнено закрепленное в международном праве в области прав человека обязательство по обеспечению их эффективного участия в этом процессе (пункт 14.8 Соображений).
Выводы Комитета: представленные факты и информация свидетельствовали о нарушении подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, рассматриваемого отдельно и в совокупности со статьей 1, пунктом 2 статьи 2 и статьей 11 названного Пакта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей