Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21.02.2025 N АПЛ25-1 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.11.2024 N АКПИ24-758, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 N 276>
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Горчаковой Е.В., Зинченко И.Н.,
с участием прокурора Слободина С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" о признании частично недействующим абзаца шестого пункта 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2024 г. по делу N АКПИ24-758, которым в удовлетворении его административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" А., Б., К., поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения представителей Правительства Российской Федерации Ш. и П. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 276) в соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) утверждены методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (далее - Методика расчета ставок пошлин на нефть сырую) и методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (далее - Методика расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти) (пункт 1).
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 30 марта 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 1 апреля 2013 г., N 13, ст. 1577.
В абзаце втором пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2024 г. N 433 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276" (далее - Постановление N 433), приведена формула (СтНП = К x Стнефть + n), согласно которой ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, предусмотренных пунктом 4 этой методики (СтНП), рассчитывается как произведение расчетного коэффициента в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов, определенного согласно приложению (К) (абзац четвертый), и ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, за исключением газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 100 1, рассчитанной в соответствии с Методикой расчета ставок пошлин на нефть сырую (Стнефть) (абзац пятый), с прибавлением коэффициента (n), применяемого в отношении товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2707 99 910 0, 2707 99 990 0, 2710 12 110 - 2710 12 250 9, 2710 12 310 0, 2710 12 411 0 - 2710 12 590 0, 2710 12 700 0, 2710 12 900 1, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, 2710 19 110 0 - 2710 19 350 0, 2710 19 421 0 - 2710 19 480 0, 2710 19 510 - 2710 19 680 9, 2710 20 110 0 - 2710 20 190 0, 2710 20 310 1 - 2710 20 390 9, 2710 91 000 0 - 2710 99 000 0, 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 0 - 2902 43 000 0 (далее в данном пункте - нефтепродукты), принимаемого со дня вступления в силу Постановления N 433 равным 0 рублей за тонну при представлении декларантом при таможенном декларировании нефтепродуктов в соответствии с таможенной процедурой экспорта выданного до 1 января 2023 г. ему или, если иное не установлено данным пунктом, лицу, заключившему до 1 января 2023 г. с декларантом договор, предметом которого является поручение на совершение сделки (сделок), в соответствии с которой нефтепродукты вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - комитент), действующего свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в соответствии с которым в 2022 году была осуществлена переработка более 1 млн. тонн нефтяного сырья, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов, либо свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, в соответствии с которым в 2022 году было использовано более 450 тыс. тонн полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), либо указанных свидетельств, выданных после 1 января 2023 г., в следующих случаях (абзац шестой): если до 1 января 2023 г. указанному декларанту или комитенту выдавались такие свидетельства, соответствующие условиям, указанным в абзаце шестом данного пункта, которые в последующем были аннулированы (абзац седьмой); если декларант владеет на праве собственности производственными мощностями, необходимыми для осуществления технологических процессов по переработке нефтяного сырья, приобретенными в 2022 году на основании договора купли-продажи имущества, заключенного по результатам проведения торгов в рамках несостоятельности (банкротства), сведения о котором указываются в декларации на товары при таможенном декларировании (абзац восьмой).
Общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" (далее также - ООО "Трансбункер-Ванино", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим абзац шестой пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, в части, устанавливающей условия применения коэффициента (n) равным 0 рублей за тонну, если в 2022 г. декларантом (комитентом) была осуществлена переработка более 1 млн. тонн нефтяного сырья либо использовано более 450 тыс. тонн полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), если такая продукция нефтехимии произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения).
По мнению ООО "Трансбункер-Ванино", в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит пункту 8 статьи 4, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", пункту 3 статьи 1, пункту 1 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Обосновывая заявленное требование, Общество указало, что имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов (первичная переработка нефти), свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, а также осуществляет переработку нефти и/или газового конденсата, в результате которой получает судовые топлива и сопутствующий продукт - прямогонный бензин (нафта), который поставляет на экспорт. В 2022 г. ООО "Трансбункер-Ванино" переработало менее 1 млн. тонн нефтяного сырья, возможностями для производства из полученного прямогонного бензина продукции нефтехимии путем химических превращений, протекающих при температуре свыше 700 градусов Цельсия, не обладает, в связи с чем будет обязано уплачивать вывозную таможенную пошлину с учетом коэффициента (n) в размере 50 000 рублей за тонну при стоимости нафты в размере 45 568 рублей за тонну. Ввиду особенностей специализации производства и географического расположения Общества утилизация полученной нафты и ее реализация на внутреннем рынке Российской Федерации невозможны, что приводит к заполнению ею всех хранилищ и невозможности дальнейшей переработки сырья.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации, поручившее представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной таможенной службе, административный иск не признало, указав, что Постановление N 276 издано в пределах его полномочий, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы Общества, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создают угрозы нарушения его прав и законных интересов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "Трансбункер-Ванино" было отказано.
Не согласившись с таким решением, административный истец подал апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение, которым требования Общества удовлетворить.
В жалобе указано на то, что суд первой инстанции не дал оценки доводам административного истца о несоответствии оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в связи с неправильным применением положений статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе были нарушены положения статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Общество также полагает, что судом не приведены правовые основания для отказа административному истцу в удовлетворении его требований.
В письменных возражениях Правительство Российской Федерации не согласилось с доводами апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех правовых обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении норм материального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения на апелляционную жалобу представителей Правительства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Согласно принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 110 Конституции Российской Федерации), а также иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их структурой и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (части 1, 2 статьи 5 приведенного федерального конституционного закона).
Аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", действовавшего на день принятия Постановления N 276.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возлагает на Правительство Российской Федерации общее руководство таможенным делом в Российской Федерации (часть 1 статьи 3) и наделяет его правом на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издавать постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования (часть 5 статьи 4).
Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот определяет Закон о таможенном тарифе (статья 1).
Согласно пункту 3 статьи 3 указанного закона ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено приведенной статьей. В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 3.1 Закона о таможенном тарифе. На отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации, за исключением товаров, указанных в статье 3.1 данного закона, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и по формулам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе закреплено, что Правительство Российской Федерации устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, а именно: Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, в которых должны учитываться средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) и средняя цена на нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 данной статьи. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, по формулам, установленным Правительством Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются на срок один календарный месяц и применяются с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанные на очередной календарный месяц, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня применения указанных ставок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и подлежат применению с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 630-ФЗ).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением N 276 утвердило Методику расчета ставок пошлин на нефть сырую и Методику расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.
Учитывая приведенные законоположения, суд первой инстанции правомерно указал в решении, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти.
Полномочия Правительства Российской Федерации на принятие Постановления N 276 подтверждены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2023 г. N АКПИ23-491.
Пункт 6.1 статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе определяет предельные размеры ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанных по формулам, установленным Правительством Российской Федерации, которые согласно пункту 6.1-1 статьи 3.1 в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о применении повышающего коэффициента при расчете ставки вывозной таможенной пошлины для отдельных категорий лиц, осуществляющих вывоз из Российской Федерации таких категорий товаров, не применяются. Указанное решение действует в течение установленного им срока.
Статьей 34 Закона о таможенном тарифе предусмотрен порядок предоставления тарифных льгот. При этом под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, пункт 3 приведенной нормы понимает предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.
Порядок предоставления тарифных льгот, установленных Законом о таможенном тарифе, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 указанного закона).
Правительство Российской Федерации, действуя в пределах имеющихся у него полномочий, определило в пункте 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, повышающий коэффициент (n), а также условия, при которых он является равным 0 рублей или 50 000 рублей за тонну.
При этом федеральный закон, который устанавливает условия, отличные от приведенных в оспариваемой норме, отсутствует.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая ООО "Трансбункер-Ванино" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания абзаца шестого пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, недействующим отсутствует.
Рассматривая и разрешая административное дело, суд первой инстанции в полной мере выяснил все обстоятельства, установленные частью 8 статьи 213 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушают.
Проанализировав данные положения с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 декабря 2000 г. N 294-О, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что действия Правительства Российской Федерации при издании оспариваемого нормативного правового акта и установлении повышающего коэффициента (n) не имеют целью поддержку крупнейшего бизнеса и дискриминацию производителей небольших объемов товаров, выработанных из нефти, а являются исключительно мерой оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленной на обеспечение экономической безопасности государства в условиях нестабильной геополитической обстановки и резких колебаний макроэкономических показателей, влияющих на производственные показатели отечественных нефтеперерабатывающих предприятий, которые могут привести к необоснованному росту оптовых цен на основные виды нефтепродуктов, рискам создания локальных дефицитов топлива и снижению усилий Правительства Российской Федерации по сдерживанию роста розничных цен на моторное топливо для конечных потребителей на уровне, близком к общей инфляции в стране, а также мерой, направленной на исключение деятельности недобросовестных участников рынка, использующих возможность за счет низких внутрироссийских цен на моторное топливо, в отношении которого производителем был возмещен демпфер, получить дополнительную и необоснованную экономическую выгоду, реализовав моторное топливо, приобретенное на внутреннем рынке, на экспорт по высоким мировым ценам.
В связи с изложенным является несостоятельным довод административного истца в апелляционной жалобе о противоречии абзаца шестого пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку полномочие Правительства Российской Федерации на принятие оспариваемого нормативного правового акта непосредственно закреплено федеральным законом.
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", установление (предоставление) правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если это допускается законодательством и обусловлено публичным интересом, например, необходимо для предоставления поддержки отдельным категориям хозяйствующих субъектов, определенным законодательством, для обеспечения социально-экономического развития региона.
Указание в апелляционной жалобе на нарушение оспариваемой нормой положений статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации не может являться основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку согласно пункту "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации проверка нормативных актов Правительства Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации полномочиями по осуществлению такой проверки не обладает.
Отсутствует противоречие абзаца шестого пункта 2 Методики расчета ставок пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и пункту 1 статьи 9 ТК ЕАЭС, так как в силу пункта 3 статьи 53 данного кодекса для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не дал оценки доводам административного истца о несоответствии оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, несостоятельна и опровергается содержанием обжалуемого решения.
Таким образом, доводы Общества о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права ошибочны.
Обоснованно установив, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в указанных им аспектах, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Трансбункер-Ванино" в удовлетворении заявленного им требования в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обжалуемое решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Ванино" - без удовлетворения.
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Е.В.ГОРЧАКОВА
И.Н.ЗИНЧЕНКО
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей