I. Общая характеристика контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

I. Общая характеристика контроля (надзора) в сфере

противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, финансированию терроризма и финансированию

распространения оружия массового уничтожения в отношении

аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги

общественно значимым организациям

Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ и ФРОМУ) в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее - аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО), осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами в соответствии с пунктом 2 статьи 9.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), пунктом 1 Положения "О Федеральном казначействе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703.

Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ осуществляется в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219 (далее - Положение о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ).

Предметом контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ является соблюдение аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги ОЗО, требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).

Объектом контроля является деятельность аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги ОЗО, в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.

Федеральное казначейство осуществляет контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ посредством:

а) проведения следующих контрольных мероприятий:

- информирование контролируемого лица;

- проведение проверок соблюдения контролируемым лицом требований законодательства;

- доведение до контролируемого лица информации о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении им внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ;

б) проведения следующих профилактических мероприятий:

- анкетирование (опрос) контролируемого лица;

- обобщение правоприменительной практики и доведение ее результатов до сведения контролируемых лиц.

Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в отношении аудиторских организаций осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, который предусматривает выбор контрольных и профилактических мероприятий в зависимости от присвоенного уровня риска нарушения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.

При отнесении деятельности аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги ОЗО, к определенному уровню риска учитывается общественная значимость организаций, которым аудиторская организация оказывала услуги по проведению обязательного аудита отчетности, наличие негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации, значения индикатора риска, который присваивается деятельности аудиторской организации Росфинмониторингом, а также результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), и секторальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях ОД/ФТ.

Деятельность аудиторских организаций подлежит отнесению Федеральным казначейством к одному из следующих уровней риска несоблюдения требований законодательства:

- высокий;

- повышенный;

- умеренный;

- низкий.

В зависимости от присвоенного деятельности аудиторской организации уровня риска осуществляется выбор контрольных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством:

- для высокого уровня риска - плановая (внеплановая) проверка в виде документарной или выездной проверки;

- для повышенного уровня риска - плановая проверка в виде документарной или выездной проверки;

- для умеренного уровня риска - информирование;

- для низкого уровня риска - контрольные мероприятия не проводятся.

Оценка рисков и проведение контроля осуществляется на основании Положения о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, приказов Федерального казначейства от 25 октября 2022 г. N 28н "Об утверждении Порядка проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям" и от 13 июля 2023 г. N 13н "Об утверждении Модели оценки рисков несоблюдения аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".