III. Правоприменительная практика осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ
Анализ материалов проверок контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, проведенных в 2024 году Федеральным казначейством, показал, что наиболее частыми нарушениями и недостатками в деятельности аудиторских организаций в части неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:
- несоответствие Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ (далее - ПВК) требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, пункты 2 - 3, подпункт "з" пункта 7, пункт 8, подпункты "а", "б" и "в" пункта 9, пункты 11 - 13, пункт 15, пункт 17, подпункты "б" и "д" пункта 18, пункт 24, пункт 26, пункт 28, пункт 31, пункт 35, подпункт "б" пункта 40, пункт 43, пункт 45 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами";
- несоблюдение требований ПВК, ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных ПВК, в том числе в части идентификации клиентов, представителей клиентов и бенефициарных владельцев (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);
- несоблюдение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ по назначению специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по уведомлению Росфинмониторинга о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ (пункт 2.1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569 "Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569);
- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по включению сведений о представителях клиентов и бенефициарных владельцах в информационную часть формализованных электронных сообщений, направленных в Росфинмониторинг (подпункт "а" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569).
Результаты деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов по контролю (надзору) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ за 2024 год размещены на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Федерального казначейства).
Выявленные нарушения допускались аудиторскими организациями в большинстве случаев в связи с несвоевременным ознакомлением с изменениями, внесенными в нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, недостаточным знанием требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также с несвоевременным прохождением специальным должностным лицом обучения по вопросам ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Федеральным казначейством уделяется серьезное внимание соблюдению порядка выявления и фиксирования операций, соответствующих критериям и признакам необычных сделок, и информированию Росфинмониторинга о подозрительных операциях (сведения по коду 6001) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.
В 2024 году Федеральным казначейством в адрес Росфинмониторинга направлено 4 письма, содержащих сведения о неуведомлении аудиторскими организациями Росфинмониторинга при наличии любых оснований полагать, что операция или сделка либо совокупность операций и (или) сделок аудируемого лица могла или может быть осуществлена в целях ОД/ФТ, на общую сумму 12,9 млрд. рублей.
В целях повышения информированности аудиторских организаций о требованиях законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, актуальных рисках ОД/ФТ, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны аудиторских организаций при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ, на официальном сайте Федерального казначейства размещены:
- документы, регламентирующие осуществление контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ:
- перечень нормативных правовых актов и текстов нормативных правовых актов, содержащих требования, проверка соблюдения которых осуществляется в ходе контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- рекомендации аудиторским организациям в целях предотвращения совершения нарушений требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- результаты обобщения правоприменительной практики осуществления контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
- информационные письма Росфинмониторинга.
На официальном сайте Федерального казначейства и Личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга размещен Отчет о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с использованием аудиторов, подготовленный Федеральным казначейством и утвержденный протоколом заседания Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ и ФРОМУ от 23 ноября 2023 г. N 3-МВК. Оценки и данные, приведенные в указанном отчете, предназначены для понимания аудиторскими организациями угроз и уязвимостей сектора, а также степени подверженности представителей сектора рискам ОД/ФТ.
Аналогичный анализ проведен Федеральным казначейством в 2024 году по итогам деятельности аудиторских организаций за 2023 год.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей