Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

III. Среднее общее образование

10. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ среднего общего образования, для поступающих в 10 класс определяется умениями:

10.1. Слушание

Использовать различные виды аудирования: выборочное, ознакомительное - научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем прослушанного текста - 200 - 250 слов).

10.2. Говорение

Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Участвовать в диалогическом общении объемом не менее 6 реплик (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные темы, соблюдать правила русского речевого этикета.

Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не более 150 слов.

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

10.3. Чтение

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым (объем текста для чтения - 200 - 250 слов). Выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности.

Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.

Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка. Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы.

Находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.

Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

10.4. Письмо

Передавать в письменной форме подробно и сжато содержание текстов различных функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста должен составлять не более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения - не более 250 слов).

Составлять тезисы на основе прочитанного текста, писать рецензию.

Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства объемом не менее 100 слов.

Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом не более 150 слов.

Применять правила постановки знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложениях; в сложных предложениях с разными видами связи, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании.

10.5. Лексика. Грамматика

Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.

Применять нормы построения сложносочиненных и сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений и сложных предложений с разными видами связи.

Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание.

Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.

11. Уровень знания русского языка, достаточный для освоения образовательных программ среднего общего образования, для поступающих в 11 класс определяется умениями:

11.1. Слушание

Использовать различные виды аудирования в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационно-смысловой переработки прослушанных текстов (объем прослушанного текста - 200 - 250 слов).

11.2. Говорение

Объяснять многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа. Объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Различать литературный язык и просторечие, знать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.

Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией, соблюдать правила русского речевого этикета (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7 - 8 реплик).

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

11.3. Чтение

Использовать различные виды чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов (объем текста для чтения - 200 - 250 слов).

Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно.

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.

11.4. Письмо

Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нем информации в речевой практике.

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объем сочинения - не менее 100 слов).

Соблюдать при письме нормы современного русского литературного языка, соблюдать при письме правила русского речевого этикета.

11.5. Лексика. Грамматика

Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.

Соблюдать лексические нормы.

Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Соблюдать при письме и говорении словообразовательные и морфологические нормы.