постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 марта 2025 г. N 332
1. В Положении о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 402; 2022, N 1, ст. 115; 2023, N 27, ст. 5031; 2024, N 28, ст. 4028):
а) в абзаце шестнадцатом пункта 4 слова "объектов учета в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - система учета информационных систем), положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (далее - Положение о системе учета информационных систем)" заменить словами "сведений об ИТ-активах, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - ИТ-активы), в федеральной государственной информационной системе координации информатизации в соответствии с Положением об учете ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2024 г. N 900 "О порядке учета ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления" (далее - Положение об учете ИТ-активов)";
б) абзац второй подпункта "а" пункта 9 изложить в следующей редакции:
"со сведениями об ИТ-активах, содержащихся в реестрах учета, в которых в соответствии с пунктом 14 Положения об учете ИТ-активов осуществляются регистрация и накопление данных об ИТ-активах;";
в) в пункте 18:
в подпункте "а" слова "в системе учета информационных систем сведений об объектах учета - информационных системах при подписании актов сдачи-приемки результатов поставки по государственным контрактам (отдельным этапам исполнения государственных контрактов) соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектами фонда, или подписанием" заменить словами "в соответствии с Положением об учете ИТ-активов в реестре событий с ИТ-активами сведений, отражающих события о подписании актов сдачи-приемки результатов поставки по государственным контрактам (отдельным этапам исполнения государственных контрактов) соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектами фонда, или подписании";
в подпункте "б" слова "в системе учета информационных систем сведений об объектах учета в случае принятия соответствующих решений о размещении объектов учета в системе учета информационных систем перед подписанием актов сдачи-приемки результатов поставки по государственным контрактам (отдельным этапам исполнения государственных контрактов) соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектами фонда, или подписанием" заменить словами "в соответствии с Положением об учете ИТ-активов в реестре событий с ИТ-активами сведений (в случае принятия ими решения о ведении учета ИТ-активов), отражающих события о подписании актов сдачи-приемки результатов поставки по государственным контрактам (отдельным этапам исполнения государственных контрактов) соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектами фонда, или подписании";
г) предложение второе абзаца третьего пункта 19 изложить в следующей редакции: "В случае соответствия объектов фонда указанным требованиям и условиям одновременно с размещением заказчиком по контракту (поставщиком фонда) в соответствии с Положением об учете ИТ-активов в реестре событий с ИТ-активами сведений, отражающих размещение в фонде объектов фонда в отношении ИТ-активов - информационных систем, объекты фонда подписываются в личном кабинете в системе координации усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченным лицом заказчика по контракту (поставщика фонда), ответственного за размещение объектов фонда.".
2. В требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4241; 2019, N 16, ст. 1928; 2020, N 37, ст. 5720; 2022, N 1, ст. 115; N 52, ст. 9610; 2024, N 25, ст. 3504):
а) пункт 1 после слов "государственными корпорациями," дополнить словами "иными определенными в соответствии с федеральными законами организациями,";
б) дополнить пунктом 1(2-1) следующего содержания:
"1(2-1). Мероприятия, указанные в пункте 1 настоящего документа, реализуются государственными органами, частными партнерами либо концессионерами, а также уполномоченными организациями только при условии осуществления уполномоченными органами, частными партнерами либо концессионерами и уполномоченными организациями учета системы в соответствии с Положением об учете ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2024 г. N 900 "О порядке учета ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления".".
3. В Положении о федеральной государственной информационной системе координации информатизации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1235 "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6599; 2018, N 40, ст. 6142; 2020, N 42, ст. 6612; 2021, N 31, ст. 5923; N 40, ст. 6849; 2022, N 1, ст. 115; 2023, N 36, ст. 6715; 2024, N 28, ст. 4028; N 35, ст. 5355):
а) пункт 4 дополнить подпунктом "р" следующего содержания:
"р) ведение реестра ИТ-расходов в соответствии с Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов".";
б) пункт 9 дополнить подпунктом "ж(5)" следующего содержания:
"ж(5)) сведения, предусмотренные в соответствии с Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов";";
в) пункт 11 дополнить подпунктом "и" следующего содержания:
"и) подкомиссия по ключевым проектам цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, субъекты учета, определенные Положением, указанным в подпункте "в" пункта 9 настоящего Положения, - в части информации, указанной в подпункте "ж(5)" пункта 9 настоящего Положения.".
4. Положение о Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. N 1065 "О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 38, ст. 5846), дополнить пунктом 7(1) следующего содержания:
"7(1). Полномочия подкомиссии по совершенствованию процессов предоставления государственных и муниципальных услуг и подкомиссии по ключевым проектам цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления определяются положениями об указанных подкомиссиях и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.".
5. В постановлении Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6612; 2022, N 9, ст. 1315; 2023, N 6, ст. 977; 2024, N 28, ст. 4028):
а) в наименовании слова "в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами" заменить словами ", финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов";
б) в преамбуле слова "В целях повышения эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами" исключить;
в) пункт 1 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Положение о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;";
г) в пункте 2 слова "в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами" заменить словами ", финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов";
д) пункт 3 изложить в следующей редакции:
а) президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности определяет состав федеральных органов исполнительной власти, которым следует руководствоваться в своей деятельности Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденным настоящим постановлением;
б) финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется:
соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;
государственными внебюджетными фондами в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам управления государственными внебюджетными фондами в бюджете соответствующего государственного внебюджетного фонда на руководство и управление в сфере установленных функций;
в) расходы на реализацию мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, в том числе государственных и муниципальных информационных систем, компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационно-телекоммуникационных сетей, программных и программно-технических комплексов, иных видов информационных технологий, а также отдельных программ для электронных вычислительных машин и оборудования (далее - ИТ-активы), финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:
ведение в отношении ИТ-активов учета в соответствии с Положением об учете ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2024 г. N 900 "О порядке учета ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления";
наличие отраженных в реестре ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - реестр ИТ-расходов), в порядке, определенном Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденным настоящим постановлением (далее - Положение о реестре ИТ-расходов), ИТ-расходов в отношении ИТ-активов, а также принятых подкомиссией по ключевым проектам цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности решений об одобрении ИТ-расходов в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем ИТ-активов, утверждаемым указанной подкомиссией.";
е) в абзаце втором пункта 4 слово "Положением" заменить словами "Положением о ведомственных программах цифровой трансформации";
ж) в абзацах втором и третьем пункта 5 слово "Положение" в соответствующем падеже заменить словами "Положение о ведомственных программах цифровой трансформации" в соответствующем падеже;
з) дополнить пунктами 5(1) и 5(2) следующего содержания:
"5(1). Не допускается осуществление за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов ИТ-расходов, если сведения об указанных расходах не включены в реестр ИТ-расходов в соответствии с Положением о реестре ИТ-расходов или нарушен порядок осуществления ИТ-расходов, установленный Положением о реестре ИТ-расходов.
5(2). Положения пунктов 3 и 5(1) настоящего постановления для органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации носят рекомендательный характер.";
и) дополнить Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, следующего содержания:
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 октября 2020 г. N 1646
О ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ИТ-РАСХОДОВ НА СОЗДАНИЕ,
РАЗВИТИЕ, ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ЭКСПЛУАТАЦИЮ И ВЫВОД
ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИТ-АКТИВОВ, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ (ПЛАНИРУЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ) ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и ведения реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации информационных систем, в том числе государственных и муниципальных информационных систем, компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационно-телекоммуникационных сетей, программных и программно-технических комплексов, иных видов информационных технологий, а также отдельных программ для электронных вычислительных машин и оборудования (далее - ИТ-активы), финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - реестр ИТ-расходов).
2. В настоящем Положении под ИТ-расходами понимаются расходы на реализацию следующих мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов:
а) закупка товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе закупка товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и (или) вывода из эксплуатации государственных информационных систем;
б) предоставление предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации автономным и бюджетным учреждениям, а также иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий (грантов в форме субсидий) на выполнение работ и оказание услуг в целях реализации (обеспечения реализации) отдельных мероприятий, указанных в абзаце первом настоящего пункта;
в) предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в создание, развитие, эксплуатацию и вывод из эксплуатации государственных информационных систем:
государственным корпорациям, государственным компаниям и публично-правовым компаниям в случае определения федеральными законами государственной корпорации, государственной компании и публично-правовой компании операторами указанных систем;
иным организациям, уполномоченным в соответствии федеральными законами на осуществление мероприятий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в установленных федеральными законами целях.
3. В реестр ИТ-расходов включаются сведения об ИТ-расходах на срок не менее чем один финансовый год отчетного периода, в том числе сведения об отсутствии таких расходов в указанный период, на все ИТ-активы, в отношении которых в соответствии с Положением об учете ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2024 г. N 900 "О порядке учета ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления" (далее - Положение об учете ИТ-активов), осуществляется ведение их учета (за исключением случая, когда такой ИТ-актив выведен из эксплуатации до наступления очередного финансового года).
4. Формирование и ведение в соответствии с настоящим Положением реестра ИТ-расходов, включая проверку сведений, подготовку по ним заключений, предусмотренных настоящим Положением, и представление позиций в отношении включаемых в реестр ИТ-расходов сведений, а также решений об одобрении ИТ-расходов либо их отклонении, осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации, функционирование которой осуществляется в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе координации информатизации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1235 "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации", в том числе посредством информационного взаимодействия указанной государственной информационной системы с иными государственными информационными системами, а также с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет".
При формировании и ведении реестра ИТ-расходов посредством федеральной государственной информационной системы координации информатизации обеспечиваются взаимосвязь содержащихся в нем сведений об ИТ-расходах с соответствующими параметрами государственных программ Российской Федерации, национальных проектов и их структурных элементов, а также актуализация содержащихся в реестре ИТ-расходов сведений в случае внесения изменений в указанные документы стратегического планирования Российской Федерации, а также в параметры федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в части финансового обеспечения таких ИТ-расходов.
5. В реестр ИТ-расходов не подлежат включению сведения, которые отнесены к государственной тайне и к сведениям конфиденциального характера.
6. Исключение из реестра ИТ-расходов ранее включенных в него сведений и документов об ИТ-расходах в отношении ИТ-активов осуществляется посредством присвоения Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации соответствующей реестровой записи статуса архивной:
а) в случае принятия решения о прекращении ИТ-расходов в отношении ИТ-активов;
б) в случае принятия решения о перераспределении объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение ИТ-расходов в отношении ИТ-активов, на иные ИТ-активы;
в) в случае принятия решения о выводе из эксплуатации ИТ-активов;
г) в случае принятия правовых актов, предусматривающих передачу (исключение) полномочий субъекта учета, определенного Положением об учете ИТ-активов (далее - субъект учета), по реализации им мероприятий в отношении ИТ-актива;
д) в иных случаях, определенных подкомиссией по ключевым проектам цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - подкомиссия).
7. Формирование и ведение реестра ИТ-расходов обеспечивает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое осуществляет полномочия, указанные в пункте 9 настоящего Положения.
8. В целях обеспечения формирования и ведения реестра ИТ-расходов подкомиссия:
а) рассматривает предложение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и в случае положительного решения утверждает перечень ИТ-активов, ИТ-расходы в отношении которых подлежат рассмотрению подкомиссией в порядке, определенном настоящим Положением, для их последующего осуществления за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в случае принятия подкомиссией решения об их одобрении (далее - перечень);
б) с учетом экспертных заключений Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, предусмотренных абзацем пятым подпункта "а" пункта 9 настоящего Положения, а также позиций Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, формируемых указанными министерствами в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, отраженных в реестре ИТ-расходов, рассматривает ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, и принимает решение об одобрении ИТ-расходов (в том числе решение об уменьшении или увеличении указанных расходов по результатам защиты технико-экономических обоснований ИТ-расходов) либо их отклонении, а при наличии разногласий с выводами, содержащимися в указанных заключениях, и (или) с позициями указанных министерств обеспечивает их урегулирование в ходе проведения в соответствии с настоящим Положением защиты технико-экономических обоснований ИТ-расходов;
в) утверждает не позднее 1 апреля текущего финансового года график формирования реестра ИТ-расходов на очередной финансовый год и плановый период на этапе составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренный бюджетным законодательством Российской Федерации, внесения в реестр ИТ-расходов изменений на этапе исполнения федеральных законов об указанных бюджетах (далее - график формирования реестра ИТ-расходов), в том числе устанавливает в нем сроки в соответствии настоящим Положением рассмотрения и одобрения подкомиссией проекта перечня, сроки подготовки и представления в подкомиссию Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проекта перечня, подготовки и направления субъектами учета в Министерство технико-экономических обоснований ИТ-расходов, подготовки Министерством экспертных заключений по результатам их рассмотрения, подготовки позиций Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по ИТ-расходам в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, а также представления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реестра ИТ-расходов в подкомиссию, внесения изменений в реестр ИТ-расходов на этапе исполнения указанных федеральных законов об указанных бюджетах;
г) определяет форму технико-экономического обоснования ИТ-расходов и при необходимости методические рекомендации по подготовке технико-экономических обоснований ИТ-расходов.
9. В целях формирования и ведения реестра ИТ-расходов Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) при участии центра компетенций по экспертной оценке ИТ-расходов, указанного в пункте 11 настоящего Положения:
осуществляет подготовку проекта графика формирования реестра ИТ-расходов, согласование его с Министерством финансов Российской Федерации и представление его на рассмотрение и утверждение в подкомиссию;
осуществляет проверку представляемого для включения в реестр ИТ-расходов технико-экономического обоснования ИТ-расходов в отношении ИТ-актива на предмет соблюдения требований, указанных в пункте 15 настоящего Положения, и в случае положительного результата проверки осуществляет включение указанного технико-экономического обоснования в реестр ИТ-расходов;
формирует из состава ИТ-активов, сведения о которых содержатся в реестре ИТ-расходов, в отношении ИТ-активов, по которым ранее не осуществлялись ИТ-расходы, ИТ-активов, расходы на развитие которых составляют более 100 млн. рублей в год, а также ИТ-активов, расходы на эксплуатацию которых в год составляют более 20 процентов совокупных расходов на их создание и развитие, проект перечня и представляет его на рассмотрение и утверждение в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения в подкомиссию;
осуществляет рассмотрение включенных в реестр ИТ-расходов по результатам положительного результата проверки, проведенной в соответствии с абзацем третьим настоящего подпункта, технико-экономических обоснований ИТ-расходов и подготовку экспертного заключения, содержащего выводы о целесообразности и обоснованности ИТ-расходов в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, а также выводы о целесообразности и обоснованности осуществления ИТ-расходов в предусмотренных технико-экономическими обоснованиями ИТ-расходов объемах их финансового обеспечения, и включает такое экспертное заключение в реестр ИТ-расходов;
б) предоставляет Министерству финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации доступ к реестру ИТ-расходов с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации в целях формирования позиций, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения (при наличии технической возможности доступ Министерству финансов Российской Федерации к реестру ИТ-расходов предоставляется посредством информационного взаимодействия указанной государственной информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет");
в) представляет в подкомиссию содержащиеся в реестре ИТ-расходов сведения и документы в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, для принятия подкомиссией в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 настоящего Положения решения об одобрении либо отклонении ИТ-расходов в отношении указанных ИТ-активов;
г) запрашивает при необходимости для исполнения поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, решений координационных органов, созданных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, у субъектов учета дополнительные документы и материалы, необходимые для подготовки экспертных заключений, указанных в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта;
д) осуществляет подготовку проекта формы технико-экономического обоснования ИТ-расходов и методических рекомендаций, которые предусмотрены подпунктом "г" пункта 8 настоящего Положения, и представляет их в подкомиссию на рассмотрение и одобрение.
10. Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации (в части, касающейся ИТ-расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (в части, касающейся ИТ-расходов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) осуществляют формирование позиций по ИТ-расходам в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем.
11. Центр компетенций по экспертной оценке ИТ-расходов является уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственным Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственным учреждением, осуществляющим организационно-техническое, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение формирования и ведения реестра ИТ-расходов в соответствии с настоящим Положением.
12. Субъекты учета, которыми осуществляются (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов ИТ-расходы в отношении ИТ-активов:
а) осуществляют с использованием государственной информационной системы координации информатизации подготовку и направление в соответствии с графиком формирования реестра ИТ-расходов в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации технико-экономических обоснований ИТ-расходов для осуществления их проверки и для подготовки Министерством в соответствии с настоящим Положением экспертного заключения, а также направление в Министерство иных необходимых для формирования и ведения реестра ИТ-расходов сведений и документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения;
б) осуществляют (планируют осуществлять) за счет средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, предусмотренных реестром ИТ-расходов, в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, предусмотренных реестром ИТ-расходов в отношении ИТ-активов, а в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, - в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в отношении ИТ-расходов, одобренных подкомиссией в отношении таких ИТ-активов.
13. Реестр ИТ-расходов в отношении каждого ИТ-актива содержит уникальный идентификационный номер реестровой записи и следующие сведения и документы:
а) наименование и уникальный идентификационный номер ИТ-актива, присвоенный ИТ-активу в федеральной государственной информационной системе координации информатизации, а также наименование субъекта учета;
б) информация о главном распорядителе средств федерального бюджета;
в) информация о государственной программе Российской Федерации, о национальном проекте или о направлении деятельности, не входящем в государственные программы Российской Федерации, предусматривающих мероприятия, указанные в абзаце первом пункта 2 настоящего Положения (финансовое обеспечение указанных мероприятий);
г) технико-экономическое обоснование ИТ-расходов в отношении ИТ-актива;
д) информация об объеме бюджетных ассигнований (включая информацию о статусах (этапах) и иных состояниях процессов, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок формирования указанных бюджетных ассигнований (документов, содержащих информацию о бюджетных ассигнованиях):
предусмотренных в отношении ИТ-расходов (включая сведения о соответствующих кодах классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в технико-экономических обоснованиях ИТ-расходов на очередной финансовый год (в обязательном порядке) и плановый период, предусмотренный бюджетным законодательством Российской Федерации, и за его пределами в отношении соответствующего ИТ-актива;
предусмотренных в предложениях по распределению по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснований бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности в части ИТ-актива;
предусмотренных в отношении ИТ-активов, включенных в перечень, в соответствии с решениями подкомиссии по результатам рассмотрения соответствующих технико-экономических обоснований ИТ-расходов (в случае их одобрения подкомиссией);
предусмотренных технико-экономическим обоснованием ИТ-расходов, приведенным в концепции создания государственной информационной системы в соответствии с подпунктом "е" пункта 2(1) требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", в отношении ИТ-актива, являющегося государственной информационной системой;
предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов по соответствующему коду видов расходов бюджетной классификации Российской Федерации в части ИТ-актива, предусмотренного мероприятиями ведомственных программ цифровой трансформации;
е) информация о результате проведенной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии абзацем третьим подпункта "а" пункта 9 настоящего Положения проверки технико-экономических обоснований ИТ-расходов;
ж) информация о включении ИТ-актива в состав перечня;
з) экспертное заключение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, предусмотренное абзацем пятым подпункта "а" пункта 9 настоящего Положения, на соответствующее технико-экономическое обоснование ИТ-расходов в случае, если ИТ-актив предусмотрен перечнем;
и) позиции (в случае если ИТ-актив предусмотрен перечнем) Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, подготовленные указанными министерствами в отношении ИТ-расходов в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения;
к) информация о принятых в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 настоящего Положения решениях подкомиссии об одобрении ИТ-расходов в отношении ИТ-актива либо их отклонении;
л) перечень наименований мероприятий проекта ведомственной программы цифровой трансформации (утвержденной программы цифровой трансформации), идентификационные номера указанных мероприятий, а также параметры объема бюджетных ассигнований таких мероприятий, которыми предусматриваются ИТ-расходы в соответствии с технико-экономическим обоснованием ИТ-расходов, - для субъектов учета, осуществляющих в соответствии с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", разработку и утверждение таких программ;
м) сведения об экономии при осуществлении предусматривающих ИТ-расходы закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
н) иные сведения, определяемые решением подкомиссии.
14. Для целей формирования реестра ИТ-расходов субъекты учета в обязательном порядке обеспечивают подготовку и представление в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации технико-экономических обоснований ИТ-расходов на очередной финансовый год.
15. Подготовка и представление субъектами учета в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации технико-экономических обоснований ИТ-расходов, содержащих описания решаемых проблем и описание результата реализации соответствующих мероприятий, которыми предусматриваются такие расходы, осуществляются в сроки, определенные графиком формирования реестра ИТ-расходов, по форме и с учетом методических рекомендаций, которые предусмотрены подпунктом "г" пункта 8 настоящего Положения.
В описание указанного результата в обязательном порядке включаются показатели (значения показателей), цели, которые должны быть измеримы, достижимы, актуальны, ограничены во времени, с указанием конкретных эффектов, в том числе бюджетных, социальных, экономических, обоснование требуемых объемов бюджетных ассигнований для реализации в отношении ИТ-актива мероприятий, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящего Положения, и достижения в результате их реализации значений таких показателей и целей, а также включаются измеряемые количественные и качественные показатели, позволяющие проверить соответствие фактически полученного результата его планируемым характеристикам.
16. Разработка графика формирования реестра ИТ-расходов, его формирование и внесение в него изменений при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляются с учетом сроков, определенных графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, сроков, определенных в пункте 20 настоящего Положения, а также сроков разработки и утверждения ведомственных программ цифровой трансформации, осуществляемых в соответствии с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, указанным в подпункте "л" пункта 13 настоящего Положения.
17. Сведения, включаемые в реестр ИТ-расходов, являются основанием для формирования (уточнения) главными распорядителями средств соответствующего бюджета обоснований бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в пределах, не превышающих предельные базовые бюджетные ассигнования (параметры, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов). Сведения, включенные в реестр ИТ-расходов в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, при наличии принятого подкомиссией решения, содержащего одобрение ИТ-расходов в отношении ИТ-актива, предусмотренного перечнем, являются основанием для принятия обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета в пределах параметров ИТ-расходов, предусмотренных в отношении ИТ-актива в реестре ИТ-расходов, с учетом объемов бюджетных ассигнований предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов, в том числе на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
18. Ответственные руководители цифровой трансформации субъектов учета несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту, достоверность и актуальность представляемых для формирования и ведения реестра ИТ-расходов документов и информации, соблюдение порядка и сроков их представления, определенных настоящим Положением.
19. Формирование и ведение реестра ИТ-расходов включает в себя следующие этапы, реализуемые в соответствии с утвержденным подкомиссией графиком формирования реестра ИТ-расходов:
а) направление ответственными руководителями цифровой трансформации предложений для формирования Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реестра ИТ-расходов в отношении всех ИТ-активов, в отношении которых осуществляется ведение учета в соответствии с Положением об учете ИТ-активов, с приложением технико-экономических обоснований ИТ-расходов, соответствующих требованиям, определенным пунктом 15 настоящего Положения;
б) осуществление Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии центра компетенций по экспертной оценке ИТ-расходов проверки технико-экономических обоснований ИТ-расходов на предмет соблюдения требований, установленных к технико-экономическим обоснованиям ИТ-расходов в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, и их корректировка (исправление) субъектами учета, представившими технико-экономические обоснования ИТ-расходов и не получившими положительного результата указанной проверки, с повторным направлением в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации скорректированных технико-экономических обоснований ИТ-расходов на проверку;
в) подготовка Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии центра компетенций по экспертной оценке ИТ-расходов проекта перечня и представление его в подкомиссию;
г) рассмотрение Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии центра компетенций по экспертной оценке ИТ-расходов технико-экономических обоснований ИТ-расходов в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, и осуществление в сроки, установленные графиком формирования реестра ИТ-расходов, подготовки экспертного заключения, предусмотренного абзацем пятым подпункта "а" пункта 9 настоящего Положения, содержащего выводы о целесообразности и обоснованности ИТ-расходов в отношении ИТ-актива, включение такого заключения в реестр ИТ-расходов, а также незамедлительное информирование посредством федеральной государственной информационной системы координации информатизации Министерства финансов Российской Федерации (при наличии технической возможности посредством информационного взаимодействия указанной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет"), а также Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о возможности формирования в соответствии с подпунктом "д" настоящего пункта позиций указанных министерств в отношении ИТ-расходов;
д) подготовка в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения позиций Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по ИТ-расходам в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем;
е) представление Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в подкомиссию содержащихся в реестре ИТ-расходов сведений и документов в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, для рассмотрения и одобрения (отклонения) ИТ-расходов на указанные ИТ-активы;
ж) проведение рассмотрения (защиты) на подкомиссии ИТ-расходов, сведения о которых содержатся в реестре ИТ-расходов, в отношении ИТ-активов, предусмотренных перечнем, при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в части вопросов, относящихся к сфере деятельности соответствующего министерства, центра компетенций по экспертной оценке ИТ-расходов и осуществляющего защиту на подкомиссии ИТ-расходов субъекта учета, представившего технико-экономические обоснования ИТ-расходов в отношении указанных ИТ-активов, принятие подкомиссией по результатам рассмотрения ИТ-расходов решений, указанных в подпункте "б" пункта 8 настоящего Положения, и отражение принятых подкомиссией решений в реестре ИТ-расходов.
20. Формирование в реестре ИТ-расходов сведений в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 19 настоящего Положения осуществляется:
а) в целях подготовки предложений для расчета бюджетных ассигнований, предусмотренных в отношении ИТ-расходов, - не позднее 1 апреля текущего финансового года;
б) в целях подготовки предложений по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований и предложений по выделению дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных в отношении ИТ-расходов (обоснований бюджетных ассигнований), - не позднее установленного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации срока подготовки указанных предложений.
21. Субъектами учета направляются в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сведения и документы, предусмотренные настоящим Положением, в форме электронного документа, который подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или ответственного руководителя цифровой трансформации субъектов учета.
22. Дополнительные ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, предусмотренных реестром ИТ-расходов, а также ИТ-расходы в отношении ИТ-активов, ранее не отраженные в реестре ИТ-расходов, подлежат отражению с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением, в сроки, установленные для соответствующих этапов формирования реестра ИТ-расходов, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения, определенные графиком формирования реестра ИТ-расходов или отдельными решениями подкомиссии, которыми определяются сроки этапов формирования и ведения реестра ИТ-расходов при исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе:
а) в связи с изменениями федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период или в связи с внесением изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (сводную бюджетную роспись бюджета внебюджетного фонда) и лимиты бюджетных обязательств;
б) в связи с изменением объемов бюджетных ассигнований на мероприятия государственных программ, национальных проектов, предусматривающих реализацию (финансовое обеспечение реализации) мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и (или) выводу из эксплуатации соответствующего ИТ-актива;
в) при возникновении у субъекта учета необходимости использования (перераспределения между мероприятиями ведомственной программы цифровой трансформации) средств, полученных в результате экономии при осуществлении закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
г) при возникновении необходимости изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в отношении ИТ-активов, в том числе на основании поручения или указания Президента Российской Федерации, поручения Председателя Правительства Российской Федерации или заместителей Председателя Правительства Российской Федерации;
д) в случае принятия нормативных правовых актов (внесения в них изменений), являющихся основанием реализации мероприятий, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящего Положения, и (или) нормативных правовых актов (внесения в них изменений), направленных на установление или изменение информационных технологий, реализуемых ИТ-активом.
23. В случае возникновения экономии при осуществлении предусматривающих ИТ-расходы закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд параметры указанной экономии подлежат отражению в реестре ИТ-расходов в отношении соответствующих ИТ-расходов и могут распределяться в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, по усмотрению главного распорядителя бюджетных средств для финансового обеспечения ИТ-расходов в отношении ИТ-активов, предусмотренных реестром ИТ-расходов:
а) в отношении ИТ-актива, предусмотренного перечнем, - в пределах предусмотренных на соответствующий финансовый год объемов бюджетных ассигнований в отношении ИТ-расходов, которые одобрены в отношении такого ИТ-актива подкомиссией и сведения о которых содержатся в реестре ИТ-расходов;
б) в отношении иных ИТ-активов - в объеме не более 10 процентов бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, предусмотренный в отношении ИТ-актива технико-экономическим обоснованием ИТ-расходов, прошедшим проверку Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и при условии соблюдения иных ограничений, если они установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
24. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в целях осуществления контроля достоверности и актуальности сведений, содержащихся в реестре ИТ-расходов, предоставляет посредством федеральной государственной информационной системы координации информатизации уполномоченным сотрудникам центральных аппаратов федеральных государственных органов, которым законодательством Российской Федерации установлены полномочия по осуществлению запросов и получению информации для осуществления ими в соответствующей сфере их деятельности контрольных и (или) надзорных полномочий, доступ к реестру ИТ-расходов. Доступ указанным сотрудникам к реестру ИТ-расходов предоставляется на основании письменного обращения руководителя федерального государственного органа или уполномоченного им лица в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
25. Записи реестра ИТ-расходов формируются и хранятся бессрочно, являются государственным информационным ресурсом, информация, содержащаяся в реестре ИТ-расходов, является официальной.";
к) в Положении о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденном указанным постановлением:
в пункте 2:
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"проект программы" - документ, содержащий планируемые к реализации государственным органом мероприятия, в совокупности направленные на поэтапную реализацию цифровой трансформации, включая цели и соответствующие им показатели (в том числе их значения) результативности и эффективности системы государственного управления, которые планируется достигнуть государственным органом в результате реализации таких мероприятий в очередном финансовом году и плановом периоде, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, а также сведения об источниках и объемах необходимого для этого финансового обеспечения;";
после абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"программа" - совокупность определенных, утвержденных (завизированных) ответственным руководителем цифровой трансформации государственного органа (в случае консолидированной программы - руководителем цифровой трансформации ответственного исполнителя - координатора консолидированной программы) в соответствии с настоящим Положением и предусмотренных проектом программы мероприятий, подлежащих реализации государственным органом в очередном финансовом году и плановом периоде, включая достижение целей мероприятий и соответствующих им значений показателей результативности и эффективности системы государственного управления, а также сведений об источниках и объемах финансового обеспечения таких мероприятий за счет средств соответствующего бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде;";
абзац двенадцатый дополнить словами ", термин "ИТ-расходы", используемый в настоящем Положении, применяется в том же значении, как он определен в пункте 1 Положения о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (далее - Положение о формировании и ведении реестра ИТ-расходов), термин "методическая документация", используемый в настоящем Положении, применяется в том же значении, как он определен в Положении о национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Ответственные руководители цифровой трансформации государственных органов несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность представляемых сведений и информации, соблюдение порядка и сроков их представления, определенных в настоящем Положении, в том числе разработку, согласование проектов программ, утверждение и реализацию программ (консолидированных программ), а также достижение всех предусмотренных утвержденными программами значений показателей результативности цифровой трансформации.";
пункт 6 дополнить подпунктом "а(1)" следующего содержания:
"а(1)) подкомиссия по ключевым проектам цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - подкомиссия);";
подпункты "в" и "г" пункта 7 изложить в следующей редакции:
"в) рассматривает проекты программ, а также утвержденные государственными органами программы, в том числе с учетом внесенных в программы изменений, на предмет конкретности, измеримости и соответствия предусмотренных программами показателей результативности цифровой трансформации, направленных на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и по результатам такого рассмотрения дает (при необходимости) рекомендации по доработке государственными органами проектов программ (программ) посредством внесения изменений в проекты программ (программы). Рекомендации не блокируют дальнейшего утверждения государственными органами проектов программ;
г) рассматривает итоговый отчет по результатам реализации государственными органами утвержденных в соответствии с настоящим Положением программ;";
дополнить пунктами 7(1) и 7(2) следующего содержания:
"7(1). Участниками системы управления процессами разработки и реализации программ, а также мониторинга реализации программ, указанными в подпунктах "а(1)", "б" - "д" и "ж" пункта 6 настоящего Положения, в целях разработки, согласования проектов программ и утверждения государственными органами программ, помимо полномочий, указанных в пунктах 7(2), 8, 9 и 11 настоящего Положения, осуществляются полномочия по обеспечению формирования и ведения реестра, предусмотренного Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов (далее - реестр ИТ-расходов).
7(2). Подкомиссия рассматривает не урегулированные с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разногласия (при наличии) государственных органов по проектам программ и принимает решение о возможности или невозможности согласования соответствующего проекта программы.";
в пункте 11:
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) принимают правовые акты, устанавливающие порядок организации разработки, согласования проектов программ и утверждения программ, в которых в том числе определяют заместителей руководителя государственного органа, ответственных за достижение предусмотренных утвержденной программой значений показателей результативности цифровой трансформации;";
дополнить подпунктом "б(1)" следующего содержания:
"б(1)) осуществляют на основании реестра ИТ-расходов, формирование и ведение которого осуществляются в соответствии с Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов и настоящим Положением, разработку, а также согласование с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проектов программ и направляют согласованные проекты программ в Министерство финансов Российской Федерации в составе информации об обосновании распределения планируемых бюджетных ассигнований на ИТ-расходы по соответствующему коду расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации;";
в подпункте "в" слова "разработку, согласование," исключить;
в подпункте "д" слова "и на рассмотрение и одобрение в президиум Комиссии" исключить;
подпункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) направляют проекты программ до их утверждения на рассмотрение и одобрение в президиум Комиссии в соответствии с подпунктом "в" пункта 7 настоящего Положения и осуществляют доработку проектов программ по результатам их рассмотрения в соответствии с рекомендациями президиума Комиссии (при наличии);";
подпункт "к" изложить в следующей редакции:
"к) используют федеральную государственную информационную систему координации информатизации для осуществления процессов разработки, согласования проектов программ, рассмотрения, утверждения и реализации программ, мониторинга и контроля реализации программ, формирования и представления сведений о мероприятиях по информатизации;";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Разработка и согласование с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проектов программ осуществляются государственными органами ежегодно на очередной финансовый год и плановый период, не позднее срока представления в Министерство финансов Российской Федерации предложений по распределению по соответствующим кодам расходов бюджетов Российской Федерации базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснований бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности.
Срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, устанавливается графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.
Государственный орган обеспечивает (при необходимости) уточнение показателей проекта программы, сформированного при формировании проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период (в том числе приводят в соответствие с указанными федеральными законами объемы бюджетных ассигнований на мероприятия проекта программы), после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. В этом случае проект программы подлежит повторному направлению государственным органом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на согласование, в рамках которого Министерством осуществляется согласование проекта программы только в части внесенных в проект программы изменений по уточнению показателей проекта программы.
Утверждение программы в установленном настоящим Положением порядке осуществляется государственным органом не позднее 2 недель после принятия федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период.";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Проект программы формируется в объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период:
а) на реализацию мероприятий по информатизации в отношении ИТ-активов, ИТ-расходы на которые предусмотрены реестром ИТ-расходов, формирование и ведение которого осуществляются в соответствии с Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов, и отражаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по соответствующему виду расходов бюджетной классификации Российской Федерации в предложениях по распределению по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснований бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию соответствующих государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности;
б) на реализацию мероприятий по иным видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для создания, развития или обеспечения использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе методической документации.";
пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. Проекты программ, разработка и утверждение которых осуществляются государственными внебюджетными фондами, до направления на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации также подлежат согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации (в части, касающейся Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (в части, касающейся Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
Направляемые на согласование проекты программ визируются ответственным руководителем цифровой трансформации государственного органа, а в случае разработки проекта консолидированной программы - руководителем цифровой трансформации ответственного исполнителя - координатора консолидированной программы и ответственными руководителями цифровой трансформации государственных органов, являющихся участниками консолидированной программы, или уполномоченными ими лицами.";
пункт 23 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае если по результатам проведенного обсуждения между государственным органом и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации остались неурегулированные разногласия по проекту программы, государственный орган и (или) Министерство могут инициировать рассмотрение проекта программы и неурегулированных разногласий, содержащихся в протоколе согласительного совещания, на подкомиссии в соответствии с пунктом 7(2) настоящего Положения. При принятии подкомиссией решения о возможности согласования проекта программы такой проект программы для целей настоящего Положения считается согласованным.";
пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. После согласования проекта программы с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проект программы вместе с решением по результатам согласования проекта программы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также решением подкомиссии о возможности согласования проекта программы (при наличии) вносится государственным органом на рассмотрение в президиум Комиссии.";
дополнить пунктом 24(1) следующего содержания:
"24(1). Программа формируется государственным органом на основании проекта программы при одновременном соблюдении следующих условий:
а) имеется согласование Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проекта программы, полученное в соответствии с настоящим Положением;
б) объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий проекта программы соответствуют объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год и плановый период федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов;
в) проект программы доработан в части показателей (значений показателей) мероприятий программы с учетом рекомендаций президиума Комиссии (при наличии), указанных в подпункте "в" пункта 7 настоящего Положения;
г) в утверждаемую государственным органом программу из проекта программы включаются следующие мероприятия:
мероприятия в отношении ИТ-активов, предусмотренные реестром ИТ-расходов, только при наличии в реестре ИТ-расходов сведений о принятом подкомиссией решении об одобрении ИТ-расходов в отношении соответствующего ИТ-актива, предусмотренного перечнем ИТ-активов, указанным в подпункте "а" пункта 8 Положения о формировании и ведении реестра ИТ-расходов, в пределах предусмотренных на соответствующий год объемов бюджетных ассигнований, одобренных подкомиссией, но не более таких объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных согласованным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проектом программы, на основании которого формируется утверждаемая программа;
иные мероприятия в отношении ИТ-активов, предусмотренные реестром ИТ-расходов и не включенные в перечень ИТ-активов, указанных в абзаце втором подпункта "г" настоящего пункта, сведения о которых содержатся в реестре ИТ-расходов, в пределах предусмотренных на соответствующий год объемов бюджетных ассигнований в отношении соответствующего ИТ-актива, но не более таких объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных согласованным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проектом программы, на основании которого формируется утверждаемая программа.";
в абзаце первом пункта 25 слова "При одобрении проекта программы президиумом Комиссии программа" заменить словами "Программа, соответствующая указанным в пункте 24(1) настоящего Положения условиям,";
пункт 25(1) изложить в следующей редакции:
"25(1). В случае отсутствия у государственного органа (главного распорядителя средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов) в установленный абзацем четвертым пункта 12 настоящего Положения срок утвержденной им программы формирование программы государственного органа осуществляется в течение 3 рабочих дней, следующих за днем наступления указанного срока, с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации в автоматическом режиме. В случае если указанный проект программы был представлен государственным органом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации после наступления срока, установленного абзацем четвертым пункта 12 настоящего Положения, формирование программы государственного органа с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации в автоматическом режиме осуществляется в течение 3 рабочих дней, следующих за днем представления государственным органом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проекта программы.
В случаях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в программу включаются следующие мероприятия, предусмотренные согласованным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проектом программы:
мероприятия, финансовое обеспечение которых рассчитывается в размере 100 процентов объема бюджетных ассигнований, предусмотренных мероприятиями проекта программы на исполнение обязательств по ранее заключенным государственным контрактам, в соответствии с условиями которых в отчетном финансовом году и (или) в первый год планового периода будут осуществляться поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг, необходимых для реализации мероприятий по информатизации, а также их оплата государственным органом;
мероприятия на закупку услуг связи в случае, если такие мероприятия были предусмотрены утвержденной государственным органом в предыдущем отчетном периоде и плановом периоде программой, в объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и первый год планового периода, не превышающем объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение таких мероприятий, предусмотренных на закупку услуг связи первым и вторым годами программы соответственно;
мероприятия по эксплуатации ИТ-активов:
в случае если мероприятия по эксплуатации ИТ-активов были предусмотрены программой предыдущего отчетного периода, - в объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и первый год планового периода, не превышающем объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение таких мероприятий, предусмотренных на эксплуатацию ИТ-активов первым и вторым годами программы предыдущего отчетного периода соответственно;
в случае если программой предыдущего отчетного периода были предусмотрены мероприятия по созданию и (или) развитию ИТ-активов, - в объеме бюджетных ассигнований на соответствующий год, не превышающем 20 процентов суммы совокупных затрат на создание и развитие соответствующего ИТ-актива (в этом случае положения абзаца шестого настоящего пункта не применяются).";
абзацы первый - третий пункта 27 изложить в следующей редакции:
"27. Ежегодно, после принятия соответствующих федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, сведения о мероприятиях по информатизации, для обеспечения реализации которых государственным органом осуществляются ИТ-расходы, формируются государственными органами на очередной финансовый год и плановый период и представляются не позднее срока, предусмотренного пунктом 36 настоящего Положения, в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Условиями для формирования государственным органом сведений о мероприятиях по информатизации являются:
соответствие совокупного объема бюджетных ассигнований на осуществление ИТ-расходов, предусмотренных в утвержденной программе на соответствующий год реализации указанных мероприятий по информатизации, параметрам принятых федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели с учетом утвержденных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части ИТ-расходов, отраженных по соответствующему виду расходов бюджетной классификации Российской Федерации, а также объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных реестром ИТ-расходов в отношении соответствующих ИТ-активов, на которые направлены мероприятия по информатизации;";
наименование раздела V изложить в следующей редакции:
"V. Финансирование мероприятий по информатизации,
для обеспечения реализации которых государственным органом
осуществляются за счет средств федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных фондов ИТ-расходы";
в пункте 37 слова "закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, необходимых для реализации мероприятий по информатизации," заменить словами "осуществление ИТ-расходов";
в пункте 38 слова "на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" заменить словами ", указанные в пункте 37 настоящего Положения,";
наименование раздела VI изложить в следующей редакции:
"VI. Внесение изменений в утвержденную программу";
в абзаце первом пункта 40 слово "Программа" заменить словами "Утвержденная программа";
в абзаце одиннадцатом пункта 41 слова "осуществляется закупка необходимых товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" заменить словами "осуществляются расходы, указанные в пункте 37 настоящего Положения";
в пункте 42:
слова "в программу" заменить словами "в утвержденную программу";
слова "и одобрение" исключить;
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) предусмотренных пунктами 42(1) - 42(7) настоящего Положения, при условии, что в результате внесения изменений в утвержденную программу изменение совокупного объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий год утвержденной программой, а также совокупный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий год, которые были перераспределены между мероприятиями такой программы, не превышают 20 процентов совокупного объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий год проектом программы, согласованным государственным органом с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением, и составляют не более 1 млрд. рублей;";
дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"в) включения государственными органами в утвержденную программу мероприятий, предусмотренных согласованным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проектом программы, или внесения изменений в показатели финансового обеспечения на соответствующий год реализации утвержденной программы при соблюдении условия, что объемы бюджетных ассигнований на соответствующий год реализации таких мероприятий в результате внесения изменений в утвержденную программу не превысят объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию таких мероприятий в проекте программы (в части мероприятий в отношении ИТ-активов, предусмотренных реестром ИТ-расходов, - также при выполнении условий, установленных подпунктом "г" пункта 24(1) настоящего Положения), а состав и плановые значения показателей результативности цифровой трансформации в результате реализации таких мероприятий после внесения изменений в утвержденную программу будут сопоставимы с показателями мероприятий, предусмотренных проектом программы с учетом объемов их финансового обеспечения.";
пункт 42(8) изложить в следующей редакции:
"42(8). Запросы на изменение программ не подлежат согласованию государственными органами с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в случае, когда указанные запросы на изменение программ были одновременно внесены государственными органами для их совместного рассмотрения и одобрения президиумом Комиссии со взаимосвязанными с ними запросами на изменение паспортов федеральных проектов национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" и указанные запросы на изменение паспортов федеральных проектов национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" по результатам их рассмотрения были утверждены, а запросы на изменение программ одобрены президиумом Комиссии.
Президиумом Комиссии могут определяться дополнительные случаи внесения государственными органами изменений в программы посредством формирования соответствующих запросов без необходимости их согласования государственными органами с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также без внесения запросов на изменение программ на рассмотрение президиумом Комиссии.";
в пункте 42(9):
в абзаце втором слова "и одобрение" исключить;
в абзаце шестом слова "национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" заменить словами "национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства".
6. В постановлении Правительства Российской Федерации от 1 июля 2024 г. N 900 "О порядке учета ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, N 28, ст. 4028):
а) дополнить пунктом 3(1) следующего содержания:
"3(1). Установить, что лица, определенные пунктом 1 требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", осуществляют на основании пункта 1(2-1) указанных требований в обязательном порядке в соответствии с настоящим постановлением учет государственных систем, в отношении которых ими осуществляются мероприятия по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации таких систем.";
б) в пункте 4 слова "и публично-правовым компаниям" заменить словами ", публично-правовым компаниям и иным организациям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (за исключением случаев, когда ведение учета является обязательным для целей осуществления, планирования осуществления в отношении ИТ-активов расходов за счет средств федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов),";
в) в Положении об учете ИТ-активов, используемых для осуществления деятельности по цифровой трансформации системы государственного (муниципального) управления, утвержденном указанным постановлением:
абзац десятый пункта 3 изложить в следующей редакции:
"субъекты учета" - осуществляющие размещение в федеральной государственной информационной системе координации информатизации сведений об ИТ-активах федеральные органы исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, лица, определенные пунктом 1 требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", осуществляющие мероприятия по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, иные организации, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, а также принявшие решение о размещении в указанной государственной информационной системе сведений об ИТ-активах (за исключением случаев, когда размещение в соответствии с пунктом 1(2-1) указанных требований сведений об ИТ-активах, являющихся государственными информационными системами, является обязательным), федеральные органы государственной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании;";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
а) обеспечивают ведение учета ИТ-активов, для чего осуществляют размещение сведений об ИТ-активах в федеральной государственной информационной системе координации информатизации в соответствии с настоящим Положением, методическими рекомендациями по ведению учета, стандартами учета, а также обеспечивают функционирование программных агентов в соответствии с методическими документами, указанными в пункте 20 настоящего Положения;
б) по запросам Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и центра компетенций по экспертной оценке ИТ-расходов по учету ИТ-активов представляют с использованием федеральной государственной информационной системы координации информатизации, дополнительную информацию, необходимую для исполнения поручений или указаний Президента Российской Федерации, а также поручений Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, решений координационных органов, созданных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, в рамках учета ИТ-активов, а также экспертной оценки соблюдения субъектами учета требований к ведению ими учета ИТ-активов в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 и подпунктом "б" пункта 7 настоящего Положения.".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей