Групповые полеты

424. Групповые полеты выполняются в боевых (полетных) порядках. Выбор параметров боевого (полетного) порядка осуществляется командиром группы или старшим начальником в зависимости от характера выполняемой задачи.

425. Командир (ведущий) группы, находящийся в ее составе, под управлением которого осуществляется полет группы, отвечает за безопасное выполнение группового полета.

Заместитель командира группы назначается для повышения надежности управления группой в полете. Он принимает управление группой на себя в случае невозможности продолжения управления группой командиром (ведущим).

426. В случае выполнения дозаправки топливом в воздухе командиром группы является командир экипажа дозаправляемого воздушного судна, который принимает решение на выполнение дозаправки. Он подает команды на выдерживание режима дозаправки, разрешает экипажу воздушного судна-заправщика выполнение эволюций для выдерживания заданного маршрута и дает команду на окончание дозаправки.

427. Ведущий в полете обязан:

управлять группой по радио и эволюциями ВС от начала запуска двигателей и до заруливания на стоянку после посадки;

знать положение воздушных судов в боевом (полетном) порядке, а при визуальном контакте контролировать действия своих ведомых в процессе всего полета;

выдерживать режим полета, обеспечивающий ведомым сохранение своего места в боевом (полетном) порядке и безопасное маневрирование;

предупреждать (при необходимости) ведомых о характере предстоящего маневра, не допускать резких изменений скорости, направления и высоты полета, особенно при полете на малой (предельно малой) высоте, в стратосфере и на сверхзвуковых скоростях;

при вводе в разворот и на развороте больше внимания уделять ведомым, находящимся с внутренней стороны разворота, а при выводе из разворота - ведомым с внешней стороны разворота;

вести осмотрительность, сохранять ориентировку, принимать решения в соответствии со сложившейся воздушной и метеорологической обстановками;

повышать осмотрительность при полете на предельно малой и малой высотах, а также при пролетах аэродромов и районов с интенсивным воздушным движением;

при необходимости контролировать запросом по радио наличие топлива на воздушных судах ведомых экипажей;

назначать (при необходимости) экипаж для сопровождения вышедшего из боевого (полетного) порядка ВС;

при отказе радиостанции эволюциями ВС передать управление группой своему заместителю.

428. Ведущему группы запрещается входить в облака, предварительно не разомкнув группу (если заданием не предусмотрен полет в облаках), и выполнять полет в метеорологических условиях более сложных, чем позволяет уровень подготовки ведомых экипажей.

429. Ведомый в полете обязан:

постоянно сохранять установленные параметры боевого (полетного) порядка, непрерывно следить за ведущим (впереди летящим ВС) и не терять его из виду;

пристраивание к ведущему (впереди летящему ВС) выполнять на прямой, сначала установив заданную дистанцию на увеличенном интервале и с принижением (на предельно малых и малых высотах - с превышением), а затем - заданный интервал;

внимательно следить за командами (сигналами) ведущего и неукоснительно их выполнять;

непрерывно вести осмотрительность во избежание опасного сближения с другими воздушными судами и столкновения с препятствиями при полете на предельно малых и малых высотах;

знать и учитывать маневренные возможности ВС при полете в боевом (полетном) порядке на разных высотах;

докладывать командиру группы о всех неисправностях систем и оборудования ВС, а также в случае необходимости изменения параметров боевого (полетного) порядка;

сохранять ориентировку, докладывать командиру группы об уклонении от заданного маршрута и быть готовым в любой момент перейти на самостоятельное выполнение полета или занять место ведущего.

430. Ведомому запрещается без разрешения ведущего пристраиваться и менять место в боевом (полетном) порядке, выходить из боевого (полетного) порядка, кроме случаев, не позволяющих сохранять в нем свое место, а также вести без необходимости радиообмен.

431. При потере из виду воздушного судна ведущего (впереди летящего ВС) по причине резкого ухудшения видимости (или в облаках) ведомый обязан немедленно доложить об этом ведущему по радио с указанием своего курса, высоты полета и одновременно выполнить:

в горизонтальном полете - выдерживать прежний режим, усилить осмотрительность, отвернуть на 15 градусов во внешнюю сторону строя, пройти 1 минуту, затем взять прежний курс, по команде ведущего изменить высоту на 300 м;

на развороте - усилить осмотрительность, будучи внешним ведомым - уменьшить крен, а будучи внутренним ведомым - увеличить его, а затем выйти из боевого (полетного) порядка;

в наборе высоты, на снижении (на пикировании) - усилить осмотрительность, прекратить набор, снижение (пикирование), не изменяя направления полета.

После выполнения маневра доложить ведущему курс и высоту полета своего воздушного судна и в дальнейшем действовать по его указанию.

При потере из виду воздушного судна ведущего (впереди летящего ВС) по другим причинам (отвлечением внимания, резкий маневр ведущего и др.) ведомый обязан:

доложить ведущему по радио;

одновременно с докладом отвернуть в свободную, хорошо просматриваемую зону воздушного пространства;

доложить курс и высоту полета своего воздушного судна и действовать по указанию ведущего.

432. При полете в боевом (полетном) порядке интервал и дистанция относительно ведущего (впереди летящего) воздушного судна должны устанавливаться такими, чтобы ведомые не попадали в спутную струю и имели благоприятные условия для наблюдения за ведущим.

433. На высотах, близких к потолку воздушного судна, ведомые должны следовать с принижением относительно ведущего (впереди летящего) ВС. Принижение увеличивается с увеличением высоты полета.

434. На предельно малых и малых высотах ведомые должны следовать с превышением относительно ведущего (впереди летящего) воздушного судна. Ведущий должен обеспечить возможность безопасного маневрирования группе. При выборе превышения необходимо учитывать сектор обзора из кабины воздушного судна ведомого.

435. Количественный состав группы, которой разрешается одновременная посадка на одну ВПП днем, - звено, ночью посадка производится только одиночными экипажами.

На вертолетах одновременную посадку днем и ночью разрешается выполнять группой до эскадрильи.

436. Для управления воздушными судами в группе при ограничении радиообмена, а также при отказе радиосвязи применяются сигналы (команды), приведенные в приложениях N 9 и N 10 к настоящим Правилам.