Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер для использования при разработке и анализе общих и специальных технических регламентов (далее - регламент), подпадающих под действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), и направлены на написание технического регламента в статусе проекта федерального закона, как наиболее сложного варианта нормативно-правового документа.

1.2. Цель разработки этих методических рекомендаций - оказание помощи разработчикам проектов регламентов и в соответствии со статьей 3 Закона обеспечение применения единых правил установления в регламентах обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации с учетом других требований указанной статьи.

Приведенные в тексте методических рекомендаций прямые цитаты из Закона выделены курсивом с той целью, чтобы разработчик проекта регламента мог отличить обязательные требования ФЗ от комментариев, рекомендаций и предложений, подлежащих дальнейшему обсуждению и проверке на практике.

1.3. При разработке методических рекомендаций учитывалось, что такая законотворческая деятельность, как разработка и утверждение регламентов, касается вопросов безопасности государства, людей, окружающей среды, сооружений и технических систем. Поэтому особое внимание в методических рекомендациях уделено организации технического регулирования таким образом, чтобы оно основывалось на научных исследованиях, практическом опыте обеспечения безопасности всего жизненного цикла опасной продукции и других подобных объектов (в том числе международном) и не противоречило законодательству Российской Федерации.

1.4. Продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выступают в качестве объекта технического регулирования (далее - ОТР). Основным предметом регламента является установление требований, обеспечивающих безопасность всех перечисленных ОТР. Исходя из требований Закона, установление подобных требований фактически должно регламентировать две взаимосвязанные области деятельности:

содержательную (разрабатывается и обосновывается смысловая часть требований);

организационно-правовую (научно-технические документы получают форму правовых, высшим из которых является технический регламент).

1.5. В содержательной области результатом работы являются:

представление регламента, как правового акта, включающего обоснование необходимости его принятия, в т.ч. и финансово-экономическое обоснование,

описание ОТР с технической точки зрения и его представление в регламенте,

выбор и обоснование требований, обеспечивающих безопасность ОТР,

выбор и обоснование способов подтверждения соответствия установленным требованиям.

В организационно-правовой области результатом работы являются:

установление особенностей проведения контроля (надзора) за выполнением требований регламента (если это необходимо),

установление требований к переходному периоду до вступления в силу требований регламента,

оформление регламента как юридического документа,

выполнение процедуры разработки и принятия регламента.

1.6. Закон предусматривает практически полную прозрачность при подготовке проекта регламента к принятию в качестве правового документа. Это неизбежно будет способствовать придирчивому анализу проекта со стороны научных, административных и производственных организаций, ведущих специалистов в России и за рубежом. Поэтому рекомендуется параллельно разработке проекта вести такой документ, как "Пояснительная записка", в котором не только давать обоснования всем принимаемым решениям, но и предусматривать возможные возражения. Предлагаемая методика написания документа может в значительной мере облегчить и прохождение публичного обсуждения.

Вероятные позиции оппонентов могут базироваться на проблемах:

корректности идентификации ОТР;

рациональности использования альтернативных технических подходов к проблеме;

возможности решения проблемы путем принятия стандартов или методами, не требующими вмешательства государства;

установления излишних ограничений на экономическую деятельность;

гармонизации с аналогичными зарубежными или международными документами.

Могут предлагаться альтернативные подходы, например, такие как:

использование положений действующего законодательства;

применение норм и практических приемов страхования;

активизация экономических рычагов (страхование, налоги, ценовая политика и пр.);

разработка стандартов и/или других нормативно-технических документов;

внедрение образовательных программ;

ориентирование общественных организаций и формирование общественного мнения и т.п.

1.7. В настоящих методических рекомендациях применяются те же термины, которые использованы в Законе. Необходимые уточнения и комментарии к ним, а также другие понятия, использованные при написании рекомендаций, приведены в приложении N 1.