Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Организация учебной работы

23. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности военно-учебного заведения. Она включает в себя планирование, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, а также итоговой государственной аттестации.

Учебный год в военно-учебном заведении начинается с 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. У курсантов первого курса учебный год начинается 1 августа, с ними проводится общевойсковая подготовка продолжительностью не менее одного месяца.

Общий объем учебной работы курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю, из них не менее 3 часов отводится на занятия по факультативным дисциплинам. Нагрузка курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать в среднем за период обучения 36 часов в неделю. На выпускном курсе - 30 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой стажировки и всех видов практик, установленных государственным образовательным стандартом, - не более 40 часов в неделю.

24. Начальник военно-учебного заведения и его заместители (помощники) обязаны лично участвовать в проведении всех видов учебных занятий с постоянным и переменным составом военно-учебного заведения.

Распределение часов учебной нагрузки на начальника военно-учебного заведения и его заместителей (помощников) проводится на кафедрах в начале учебного года и утверждается приказом начальника вуза. При этом общий объем учебной нагрузки на учебный год не может быть менее половины от установленной нагрузки для штатной должности преподавателя кафедры.

25. Содержание образования и организация образовательного процесса по каждой специальности, установленной для военно-учебного заведения, определяются основной профессиональной образовательной программой высшего и послевузовского профессионального образования, которая включает в себя:

государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников, которые устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, являющимися дополнением к соответствующим государственным образовательным стандартам;

учебный план, программы учебных дисциплин <*>, программы практик и стажировок.

--------------------------------

<*> Далее - учебные программы.

26. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности являются частью государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

27. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников <*> определяют военно-профессиональное предназначение офицеров - выпускников военно-учебного заведения по установленной военно-учетной специальности.

--------------------------------

<*> Далее - квалификационные требования.

Квалификационные требования, учебные планы и образовательные программы разрабатываются на каждую специальность. Председателем комиссии по их разработке является заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России. В состав комиссии включаются представители от управлений Главного командования внутренних войск МВД России, оперативно-территориальных объединений (округов, региональных управлений, региональных командований и других видов оперативно-территориальных объединений) <*> внутренних войск МВД России и представители военно-учебных заведений. Квалификационные требования, учебные планы и образовательные программы согласовываются с управлениями Главного командования внутренних войск МВД России, утверждаются главнокомандующим внутренними войсками МВД России и доводятся до военно-учебного заведения не позднее чем за один год до начала подготовки офицеров по данной специальности.

--------------------------------

<*> Далее - военный округ или округ внутренних войск МВД России.

28. Квалификационные требования, учебные планы и образовательные программы должны действовать в течение полного срока подготовки офицеров по данной специальности.

29. Учебные планы и образовательные программы определяют организацию и содержание подготовки офицеров и разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов и квалификационных требований. Они должны отвечать следующим основным требованиям:

обеспечивать качественную реализацию государственных образовательных стандартов и квалификационных требований, устанавливать оптимальный объем содержания и соответствие теоретического и практического обучения;

быть научно обоснованными, соответствовать достижениям науки и техники, предусматривать использование в образовательном процессе прогрессивных форм и методов обучения и воспитания, современной учебно-материальной базы;

предусматривать резерв времени для оперативного внесения в них необходимых уточнений;

обеспечивать высокую теоретическую, военно-профессиональную и практическую направленность обучения курсантов.

Учебные планы и образовательные программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, утверждаются главнокомандующим внутренними войсками МВД России и согласовываются с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Образовательные программы по специальности и соответствующим им специализациям могут объединяться в сборник образовательных программ.

30. Учебный план определяет:

продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий, каникулярных отпусков, разработки выпускной квалификационной работы и итоговой государственной аттестации;

перечень изучаемых учебных дисциплин, войсковых стажировок и практик, последовательность их реализации по семестрам обучения, учебное время, отводимое на изучение каждой дисциплины, его распределение по семестрам и видам учебных занятий;

формы промежуточной аттестации по каждой дисциплине, перечень выносимых на итоговую государственную аттестацию.

31. Учебный план и образовательные программы разрабатываются на каждую специальность. На те из них, по которым ведется подготовка офицеров в двух и более военно-учебных заведениях, может разрабатываться и утверждаться типовой учебный план.

Для внесения в учебный план и образовательные программы изменений и дополнений, связанных с реализацией требований Министра внутренних дел Российской Федерации и главнокомандующего внутренними войсками МВД России, а также оперативного отражения достижений военной науки, техники и передового служебно-боевого опыта войск начальнику военно-учебного заведения предоставляется право:

перераспределять время между учебными дисциплинами (в пределах данной группы учебных дисциплин), сокращать или увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до 10 процентов отведенного на нее времени;

вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время на ее изучение между семестрами (курсами), а также по темам и видам занятий в пределах 25 процентов отведенного на нее времени.

32. На основе утвержденного учебного плана в военно-учебном заведении могут разрабатываться рабочие учебные планы:

при необходимости внесения в образовательный процесс существенных изменений в пределах прав, предоставленных начальнику военно-учебного заведения;

для обеспечения перехода к обучению по новым учебным планам (могут разрабатываться для всех курсов, кроме выпускного);

в интересах учета особенностей организации и материально-технического обеспечения образовательного процесса в конкретном военно-учебном заведении (на основе утвержденного в установленном порядке типового учебного плана).

Рабочий учебный план может разрабатываться также на основе утвержденного типового учебного плана в интересах учета особенностей организации и материально-технического обеспечения учебного процесса в конкретном вузе.

Рабочие учебные планы рассматриваются ученым советом военно-учебного заведения и утверждаются начальником военно-учебного заведения.

33. На основе утвержденного учебного плана военно-учебного заведения могут разрабатываться индивидуальные планы обучения курсантов. Индивидуальные планы рассматриваются ученым советом военно-учебного заведения и утверждаются начальником военно-учебного заведения.

34. Учебная программа определяет научное содержание, объем изучаемого материала и методическое построение учебной дисциплины. Содержание и объем изучаемого материала должны соответствовать бюджету времени, отводимому на изучение учебной дисциплины. Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. По дисциплинам, общим для нескольких военно-учебных заведений, могут разрабатываться типовые учебные программы.

Учебная программа по дисциплине включает: целевую установку; организационно-методические указания; наименование разделов, тем и их краткое содержание; распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

Целевая установка учебной программы определяет конечный результат, который необходимо достигнуть при изучении данной дисциплины. В ней должно быть указано, с чем должны быть ознакомлены курсанты, что они должны изучить, знать, уметь и какие приобрести навыки в результате изучения дисциплины. Целевая установка является одновременно целевой установкой для преподавателей и обучаемых. Для преподавателей она указывает, как достичь конечных результатов, а для обучаемых - что, как и с каким уровнем освоения необходимо изучить.

Организационно-методические указания отражают роль и место данной учебной дисциплины в подготовке специалистов, особенности изучения разделов и тем, взаимосвязь с другими дисциплинами, виды контроля знаний по дисциплине и другие необходимые вопросы. В них излагаются основные рекомендации по организации и методике обучения курсантов, указываются теоретические и научные основы дисциплины, на каких знаниях, умениях и навыках курсантов базируется преподавание, какие учебные дисциплины ее обеспечивают, рассматриваются особенности организации и методики проведения различных видов занятий, отработки разделов и отдельных тем.

Разделы и темы дисциплины, их объем, направленность, содержание, логическая последовательность, взаимообусловленность и взаимосвязь должны обеспечивать заданный объем и уровень знаний, умений и навыков курсантов. Темы должны быть актуальными, а объем и содержание учебного материала в них - оптимальными и обеспечивать высокое качество подготовки курсантов. Содержание разделов и тем должно предусматривать изложение курса на уровне последних достижений науки, техники и военного дела в методически правильной последовательности, органическое сочетание теоретической и практической подготовки, выработку у курсантов умения применять теоретические знания в служебно-боевой деятельности подразделений и воинских частей внутренних войск МВД России.

Распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий должно обеспечивать выполнение государственных образовательных стандартов и квалификационных требований, целесообразное соотношение теоретического и практического обучения. На разделы и темы, которые являются определяющими при формировании военного специалиста, а также для изучения учебного материала на уровнях "знать", "уметь" и "навык" выделяется наибольшее количество учебного времени.

Достижение этих уровней обеспечивается следующими видами занятий:

ознакомление - лекциями, самостоятельными занятиями под руководством преподавателя;

знания - лекциями, семинарами, групповыми и самостоятельными занятиями под руководством преподавателя, лабораторными занятиями;

умения - всеми видами практических занятий;

навыки - практическими занятиями и тренировками.

Образовательные программы по специальности (специализации) оформляются в виде сборника программ. Учебные программы располагаются в сборнике в той же последовательности, что и дисциплины в учебном плане.

35. В целях обеспечения логической последовательности изучения учебных дисциплин, разделов и тем, а также согласования их содержания и прохождения по времени при необходимости могут разрабатываться структурно-логические схемы (сетевые графики) подготовки специалистов и структурно-логические схемы изучения дисциплин, которые используются для разработки документов планирования образовательного процесса в вузе.

36. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на основе образовательной программы и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Он конкретизирует содержание, методическое построение и организацию изучения данной учебной дисциплины.

Тематический план разрабатывается на период действий учебных планов и программ и содержит: распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий; план изучения дисциплины по видам учебных занятий с перечнем тем и учебных вопросов, указаниями по материальному обеспечению занятий, заданиями на самостоятельную подготовку; перечень учебной литературы; организационно-методические указания, взаимосвязь с другими дисциплинами.

Тематический план разрабатывается кафедрой, батальоном (факультетом) курсантов для каждой специальности (специализации) по годам обучения за весь изучаемый курс, подписывается (утверждается) начальником кафедры (факультета), командиром батальона курсантов и утверждается начальником военно-учебного заведения, его заместителем или начальником факультета (по подчиненности кафедры).

Перед очередным учебным годом в тематический план могут вноситься все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины.

Предложения по внесению изменений (дополнений) в тематический план первоначально обсуждаются на заседании кафедры, на которой преподается дисциплина, а затем обсуждаются на заседаниях ученого совета и (или) методического совета вуза.

Изменения утверждаются (подписываются) лицом, утвердившим тематический план.

При переходе к обучению курсантов по новым учебным планам и образовательным программам в тематические планы вносятся необходимые дополнения и уточнения, а при необходимости составляется отдельный тематический план (с включением в него изученного материала по данной дисциплине до введения новой образовательной программы).

37. Расписание учебных занятий является одним из основных документов, регламентирующих учебную работу вуза. Оно составляется учебным отделом военно-учебного заведения на семестр, согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр <*> и командирами подразделений курсантов, утверждается начальником военно-учебного заведения и доводится до преподавательского состава, подразделений курсантов не позднее чем за 15 дней до начала занятий. В военно-учебных заведениях, где подготовка обучаемых включает вождение боевых машин и стрельбы, допускается составление расписания учебных занятий на месяц.

--------------------------------

<*> Далее - начальники кафедр.

В расписании указываются: подразделение курсантов, учебная дисциплина, вид занятия и номер темы, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.

Исходными документами для составления расписания занятий являются: учебные планы и образовательные программы, структурно-логические схемы (сетевые графики), план-календарь основных мероприятий вуза, график-календарь учебного процесса, тематические планы изучения дисциплин и планы распределения преподавателей по батальонам (факультетам) курсантов, ротам (курсам) и учебным группам (взводам).

Расписание занятий должно удовлетворять следующим основным требованиям:

соответствовать учебному и тематическим планам по количеству учебного времени, видам и темам занятий;

строго выдерживать логическую последовательность изучения дисциплин;

соответствовать принципам научной организации труда обучаемых и профессорско-преподавательского состава;

учитывать возможности учебно-материальной базы и предусматривать ее рациональное использование.

При составлении расписания учебных занятий учебным отделом вуза учитываются:

согласование по времени изучения тем и занятий взаимосвязанных дисциплин;

последовательность в изучении взаимосвязанных дисциплин образовательной программы;

равномерное распределение в учебном году (семестре, месяце) учебных занятий по дисциплине с обязательным учетом логической последовательности изучения дисциплины;

равномерное распределение по неделям, семестрам (месяцам) сложных видов учебных занятий и контрольных мероприятий;

соблюдение рациональных временных интервалов между лекциями и семинарами, практическими занятиями и упражнениями;

целесообразное распределение в семестре (месяце) плановых часов самостоятельной работы курсантов;

соблюдение бюджета календарного времени по неделям, месяцам и семестрам;

выделение для командного, профессорско-преподавательского состава, командиров учебных подразделений дней для проведения занятий в группах командирской подготовки и методических занятий на факультетах, кафедрах и батальонах курсантов;

возможности командного, профессорско-преподавательского состава по учебной нагрузке, объему методической и научной работы;

емкость и пропускная способность учебно-материальной базы и обеспеченность техникой;

требования общевоинских уставов, наставлений, руководств, курсов стрельб, вождения и других руководящих документов;

рациональное использование времени для следования к местам занятий.

38. Расписания занятий и экзаменов составляются учебным отделом вуза, утверждаются начальником военно-учебного заведения и доводятся до преподавателей, курсантов не позднее чем за две недели до начала экзаменационной сессии.

Расписания занятий и экзаменов вывешиваются в учебном корпусе в специально отведенных местах.

Выписки из расписаний занятий и экзаменов для каждого учебного подразделения (курса, роты, батальона курсантов) выдаются в подразделения и на кафедры (факультеты).

Расписания учебных занятий и экзаменов хранятся в учебном отделе военно-учебного заведения в течение обучения данного подразделения курсантов в вузе.

39. В ротах (на курсах) курсантов лично командирами рот (курсов) составляются расписания занятий с личным составом роты (курса) на неделю, которые подписываются ими и утверждаются накануне в пятницу командиром батальона (факультета).

В расписании занятий с личным составом роты (курса) на неделю указываются: дата и дни проведения; часы проведения физических зарядок, факультативов, занятий, самостоятельных подготовок и других мероприятий согласно утвержденному распорядку дня для каждого учебного взвода (подразделения) курсантов; предметы обучения, виды занятий, номера и содержание тем занятий, учебных вопросов, номера, название и время отрабатываемых нормативов; место проведения; должностное лицо, ответственное за проведение; название руководств и пособий с указанием страниц; отметка о выполнении с датой и росписью командира подразделения курсантов.

Расписание хранится в роте (на курсе) курсантов в течение обучения данного подразделения курсантов в вузе.

40. Продолжительность всех видов учебных занятий под руководством преподавателей - не более 6 академических часов в день (кроме дней нахождения на полевых выходах, в учебном центре, стажировки, практики и при проведении других гарнизонных мероприятий), самостоятельной работы - не менее 3 - 4 академических часов. Продолжительность академического часа 45 минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 минут. Тактические, тактико-специальные, командно-штабные учения проводятся, как правило, непрерывно.