Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса

III. Морально-психологическое обеспечение

образовательного процесса

77. Морально-психологическое обеспечение является одним из основных видов обеспечения образовательного процесса в военно-учебных заведениях внутренних войск МВД России и представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям, задачам, последовательности их выполнения, привлекаемым силам и средствам, проводимых начальниками высших военно-учебных заведений, их заместителями, органами по работе с личным составом, командирами подразделений по формированию морально-психологического состояния курсантов, необходимого для успешного выполнения поставленных задач.

Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса включает:

воспитательную работу;

социально-психологическую работу;

социально-правовую работу;

организационную работу по укреплению воинской дисциплины;

информационное обеспечение и культурно-досуговую работу.

Воспитательная работа представляет систему целенаправленных согласованных мероприятий, осуществляемых начальниками (командирами подразделений) военно-учебных заведений внутренних войск МВД России, органами по работе с личным составом, войсковой общественности, в целях формирования и развития у курсантов государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к внутренним войскам, их офицерскому корпусу, морально-психологических, боевых и военно-профессиональных качеств, необходимых обучающимся как офицерам и военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом; дисциплинированности, исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью.

Воспитательная работа осуществляется в системе морально-психологического обеспечения образовательного процесса по направлениям: военно-профессиональное, государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, физическое воспитание курсантов и является основным направлением морально-психологического обеспечения образовательного процесса.

Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в вузах образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, высокой степенью организации службы войск, созданием условий для успешной учебы, жизни и быта курсантов, всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием обучающихся, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением личного достоинства, прав и убеждений.

78. Воспитание курсантов базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, героической истории и традициях Российской армии и внутренних войск. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа.

В воспитательной работе с курсантами участвуют все должностные лица вуза. Преподавательский состав обеспечивает решение воспитательных задач, прежде всего личной примерностью в ходе образовательного процесса и повседневной военной службы, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера.

Кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин наряду с проведением воспитательной работы с курсантами в процессе обучения осуществляют научно-методическое обеспечение процесса воспитания, выполняют функции научно-методических центров воспитательной работы.

На них возлагается:

проведение исследований, связанных с оптимизацией условий и повышением качества воспитательной работы с курсантами;

участие в работе по привитию курсантам методических навыков воспитательной работы;

участие в обучении постоянного состава практике воспитательной работы, в подготовке межкафедральных и межвузовских мероприятий по проблемам гуманитарного образования и воспитания военных кадров.

Центрами повседневной воспитательной работы с курсантами являются подразделения курсантов. Командиры подразделений курсантов и их заместители по работе с личным составом непосредственно организуют воспитательную работу и осуществляют:

разработку плана морально-психологического обеспечения факультета (батальона) на основе комплексного плана морально-психологического обеспечения образовательного процесса на учебный год;

проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися с учетом их способностей, склонностей и увлечений;

взаимодействие по вопросам воспитания с отделом по работе с личным составом, кафедрами, группой профессионального психологического отбора вуза.

79. Морально-психологическое обеспечение в военно-учебных заведениях внутренних войск МВД России организуется и проводится под руководством его начальника в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив Министра внутренних дел Российской Федерации, главнокомандующего внутренними войсками МВД России, указаний и рекомендаций управления по воспитательной работе Главного командования внутренних войск МВД России и настоящим Положением.

Непосредственная организация и проведение мероприятий по направлениям морально-психологического обеспечения образовательного процесса возлагаются на заместителя начальника военно-учебного заведения по работе с личным составом и отдел по работе с личным составом.

80. Отдел по работе с личным составом:

разрабатывает комплексный план морально-психологического обеспечения образовательного процесса, графики контроля и участия командования, офицеров управления, научно-педагогического состава в воспитательной работе с личным составом;

организует обучение командиров (начальников) подразделений и их заместителей методике и практике воспитательной работы в ходе совещаний, инструктивно-методических занятий, командирской и общественно-государственной подготовки; руководство культурно-досуговой работой и обучением войскового актива;

изучает морально-психологическое состояние, настроения, нужды и запросы различных категорий и групп военнослужащих;

координирует работу нештатного информационно-воспитательного совета военного института;

подводит итоги воспитательной работы, обобщает и распространяет передовой опыт; разрабатывает актуальную тематику исследований по повышению эффективности воспитательной работы и определяет задачи кафедрам по их проведению;

руководит процессом привития курсантам умений и навыков организации и проведения воспитательной работы;

участвует в проведении анализа отзывов из войск о работе выпускников по воспитанию подчиненных. Результаты анализа используются для корректировки процесса воспитания;

оказывает помощь командирам и их заместителям по работе с личным составом в изучении личностных качеств подчиненных, подбору форм, методов и средств психолого-педагогического воздействия на личность;

проводит другие мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательной работы в вузе.

81. Планирование морально-психологического обеспечения образовательного процесса осуществляется: в вузе на весь период обучения, год, квартал (при необходимости - на месяц); на факультетах, кафедрах, в батальонах - на учебный год и месяц; в батальоне обеспечения учебного процесса - на месяц (по направлениям); в ротах - на месяц (по дням); на кафедрах, в отделах и службах (кроме отдела по работе с личным составом) включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений.

Выписка из текущих планов, включающая воспитательные мероприятия, проводимые с курсантами в масштабе вуза, батальона (факультета), роты (курса), составляется командиром подразделения курсантов на месяц и вывешивается в казарме (общежитии) на доске информации.

82. Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и воинской дисциплины подводятся: в вузе - за учебный год и семестр (при необходимости - ежеквартально), на кафедрах - ежемесячно и за семестр, в отделах и службах - ежемесячно, в батальонах (факультетах) - ежемесячно и за семестр, в ротах и на курсах - ежемесячно, во взводах (группах) - 2 раза в неделю, в отделениях - еженедельно.

Ученый совет вуза не реже одного раза в семестр анализирует состояние воспитательной работы и воинской дисциплины, вырабатывает предложения начальнику вуза, командирам подразделений, их заместителям по работе с личным составом, начальникам кафедр, отделов и служб по ее совершенствованию, координирует научно-методическую работу, проводимую в интересах воспитания личного состава.

Все виды материалов итогов воспитательной работы, состояния правопорядка и воинской дисциплины хранятся в подразделениях курсантов, отделе по работе с личным составом вуза в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении.