Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Учебные занятия

41. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные занятия (работы), практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа курсантов, консультации, войсковая стажировка и практика. Кроме того, дополнительно в военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета военно-учебного заведения.

42. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Проблемный характер лекции базируется на принципе проблемности знаний. Лектор создает систему проблемных ситуаций, излагает учебный материал, объясняет его, управляет процессом усвоения в виде готовых выводов или в форме постановки учебных проблем. Обучаемые усваивают знания и способы деятельности в условиях проблемных ситуаций путем восприятия объяснений лектора, их анализа.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеоматериалов, кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием средств вычислительной техники.

Лекции читаются командованием вуза, начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника военно-учебного заведения могут допускаться наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Если преподавание дисциплины осуществляется только одним преподавателем (специалистом), то он допускается к чтению лекции по данной дисциплине независимо от педагогического стажа. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики служебно-боевого применения внутренних войск МВД России могут читаться руководящим составом Главного командования, округов внутренних войск МВД России. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других высших учебных заведений, ведущие специалисты из округов внутренних войск МВД России, научных учреждений, предприятий оборонных отраслей промышленности.

43. Групповые занятия предназначены для более углубленного изучения организации, боевого применения и тактики действий воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России и иностранных армий; изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта; других теоретических положений изучаемых дисциплин, если проведение лекций по данной тематике нецелесообразно. Групповые занятия проводятся по различным дисциплинам учебного плана. Теоретическую базу их проведения составляют знания, полученные курсантами на лекциях и других занятиях.

Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы.

44. Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Подготовка курсантов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре (предметно-методической комиссией) и доводится обучающимся до проведения первых занятий по теме семинара.

Достижение целей семинара может осуществляться различными методами. Наряду с традиционным вопросно-ответным методом могут применяться дискуссии, игровые ситуации, семинары с разделением учебного отделения, взвода на оппонирующие коллективы.

На семинаре, проводимом методом дискуссии, курсантам представляется возможность свободно излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам, обосновывать и отстаивать его, критически оценивать выступления товарищей и вступать с ними в полемику, ставить перед преподавателем вопросы и требовать ответа на них.

В ходе семинара с использованием игровых ситуаций все теоретические вопросы после их обсуждения отрабатываются практически.

Семинар проводится не ранее 3 - 4 дней после завершения последнего занятия изучаемой темы. Продолжительность семинара, как правило, не менее четырех часов.

45. Лабораторные занятия (работы) имеют целью практическое освоение курсантами научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. По выполнении лабораторной работы курсанты представляют отчет и защищают его. После защиты отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения курсантов в военно-учебном заведении.

При проведении лабораторных занятий (работ) допускается разделение учебных групп на подгруппы по 12 - 15 курсантов, а для работ с вредными и опасными веществами - на подгруппы по 8 - 10 курсантов.

46. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта. Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого курсанта.

47. Групповые упражнения проводятся по тактическим и тактико-специальным дисциплинам и имеют целью приобретение курсантами практического опыта в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении подразделениями. На групповом упражнении, как правило, все курсанты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.

Групповые упражнения могут проводиться на местности, на картах, на макете местности, в классах управления боем, с применением вычислительной техники.

48. Тактические (тактико-специальные) занятия являются основой практического обучения курсантов и направлены на обучение курсантов практике организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою.

Они проводятся на местности с вооружением и военной техникой и могут быть односторонними, двусторонними, с обозначением противника, с боевой стрельбой.

На тактических (тактико-специальных) занятиях совершенствуются ранее приобретенные и прививаются новые умения и навыки по выполнению обязанностей командира в бою. Учебные вопросы на них отрабатываются последовательно в соответствии с замыслом и тактической обстановкой, по времени и в темпе, присущим характеру изучаемого вида боя, без предварительного объяснения курсантам требуемых действий. Действия противника на них обозначаются управляемыми мишенями, средствами имитации, отдельными образцами военной техники, которыми управляет помощник руководителя занятий.

49. Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер, проводятся в полевых условиях и имеют целью приобретение практического опыта или совершенствование умений и навыков курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, батальоном и им равными). Курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.

Тактические (тактико-специальные) учения в вузах проводятся по темам, охватывающим несколько видов боя на незнакомой местности в отрыве от расположения военно-учебного заведения.

Руководителями ротных тактических (тактико-специальных) учений с курсантами назначаются начальники кафедр, командиры батальонов курсантов. Руководителем ротных тактических (тактико-специальных) учений с боевой стрельбой является начальник военно-учебного заведения, а заместителями руководителя назначаются заместитель начальника военно-учебного заведения и начальники кафедр.

На тактические (тактико-специальные) учения при необходимости могут привлекаться по решению начальника военно-учебного заведения преподаватели других кафедр и офицеры служб вуза. С целью обучения курсантов способам и технике выполнения обязанностей командиров и солдат в бою, а также с целью боевого слаживания подразделений могут проводиться тактико-строевые занятия. Они проводятся односторонними, как правило, на оборудованной в инженерном отношении местности методом тренировок в составе подразделения курсантов как с материальной частью, так и без нее.

50. Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры носят комплексный характер и проводятся по важнейшим темам военно-профессиональных дисциплин с целью дать курсантам практику в самостоятельном исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя, выполнении служебно-боевых задач (боевых действий) и их всестороннем обеспечении.

Руководителями тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр являются, как правило, начальник военно-учебного заведения или его заместители.

51. Теоретические (научно-практические) конференции проводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний, выработки у курсантов навыков сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобретения опыта публичных выступлений и ведения научных дискуссий. План проведения конференции выдается преподавателям и курсантам, принимающим участие в ней, не менее чем за месяц до ее проведения.

52. Обязательным документом преподавателя на каждом проводимом учебном занятии, в том числе и на самостоятельной подготовке, является план (план-конспект) <*> его проведения. План разрабатывается преподавателем и утверждается начальником кафедры (председателем предметно-методической комиссии). При необходимости проект плана может рассматриваться на заседании кафедры (предметно-методической комиссии).

--------------------------------

<*> Далее - план.

План занятия составляется в произвольной форме. Содержание плана зависит от вида занятия, подготовленности и опыта преподавателя. При составлении плана используется методическая разработка и учитываются реальные условия проведения занятия.

Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно-методические материалы, необходимые для проведения учебных занятий, разрабатываются на кафедре, обсуждаются на заседании кафедры (предметно-методической комиссии) и утверждаются начальником кафедры.

Методическая разработка является документом кафедры (батальона), рекомендующим преподавателям (командирам подразделений) организацию и методику проведения занятий по темам дисциплины. Она разрабатывается заместителем начальника кафедры, старшим преподавателем (командиром роты, курса курсантов), имеющими опыт методической работы. Методическая разработка составляется по определенной теме исходя из общих требований педагогической науки и принятого на кафедре (в батальоне курсантов) порядка изучения данной темы.

Методическая разработка содержит следующие сведения: наименование темы, учебные цели, время на изучение, общие организационно-методические указания по изучению темы (количество занятий, время на каждое занятие, особенности организации и методики их проведения); наименование каждого занятия, его учебные цели, время, место, основные формы и методы проведения; учебно-материальное обеспечение занятий; рекомендуемую литературу, последовательный перечень учебных вопросов и методику их отработки; порядок применения объектов вооружения и военной техники, технических средств обучения и учебно-наглядных пособий; порядок подведения итогов занятий, содержание задания для самостоятельной работы курсантам. К ней могут прилагаться схемы, топографические карты с нанесенной обстановкой, таблицы, технологические (операционные) карты и другие материалы, необходимые для проведения занятий по данной теме.

Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр разрабатываются учебные тактические или тактико-специальные задачи. В военно-учебном заведении на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач, охватывающих ведение боевых действий на различных местностях, в различных условиях обстановки. Для разработки учебных задач, используемых несколькими кафедрами, может создаваться межкафедральная рабочая группа с привлечением представителей учебного отдела, а также командиров подразделений курсантов.

Все виды учебно-методических материалов хранятся на кафедре в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении по действующим учебным планам и программам.

53. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения курсантами упражнений, приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).

54. Самостоятельная работа курсантов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Обязательным компонентом самостоятельной работы курсантов является внеаудиторный практикум по иностранному языку.

Самостоятельная работа организуется командирами подразделений курсантов, обеспечивается и контролируется кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3 - 4 академических часов ежедневно. Руководитель, организующий самостоятельную работу, должен иметь утвержденный план ее проведения.

Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий, и в объеме не более 5 процентов от учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Учебный отдел военно-учебного заведения, учебная часть факультета, командование батальонов, рот (курсов) курсантов, кафедр систематически осуществляют контроль организации самостоятельной работы курсантов. Результаты контроля анализируются в роте (на курсе), батальоне (факультете) курсантов, на кафедре не реже одного раза в неделю, а в военно-учебном заведении - не реже одного раза в месяц, о чем делается запись в журнале учета учебных занятий взвода курсантов, на кафедрах и в батальонах (ротах, курсах) курсантов - в журналах учета самостоятельной подготовки курсантов, а в военно-учебном заведении издается приказ.

55. Отлично и хорошо успевающим курсантам четвертых и пятых курсов военно-учебных заведений, проявивших склонность к научному творчеству и педагогической деятельности, решением начальника военно-учебного заведения могут устанавливаться индивидуальные планы подготовки.

Обучение по индивидуальным планам является одним из направлений индивидуального обучения и высшей формой самостоятельной работы. Оно в наибольшей степени способствует овладению курсантами прочными знаниями, формированию у них самостоятельности, активности, творчества и других необходимых качеств.

Для организации обучения по индивидуальным планам учебным отделом вуза разрабатывается Положение о порядке обучения курсантов по индивидуальным планам, в котором указываются: цели и задачи обучения, порядок отбора курсантов для обучения, содержание и организация обучения, руководство и контроль за ходом обучения, учебно-материальная база для обучения.

Положение о порядке обучения курсантов по индивидуальным планам утверждается начальником военно-учебного заведения после его обсуждения на заседании ученого совета вуза.

Основными целями обучения по индивидуальным планам являются:

качественное овладение объемом знаний и навыков по установленной специальности и дополнительными, более углубленными, знаниями по выбранному направлению деятельности;

овладение современными методами и средствами научных исследований;

получение практики в самостоятельном изучении литературы, приобретении теоретических знаний и практических навыков;

раскрытие и развитие аналитического мышления и творческих способностей, творчества и инициативы;

воспитание трудолюбия и личной ответственности за качественное освоение программы подготовки, предусмотренной индивидуальным планом обучения.

Обучение курсантов по индивидуальным планам осуществляется на добровольных началах. Курсанты, изъявившие желание на такое обучение, подают по команде рапорт с указанием выбранного направления углубленной подготовки. Командование батальона (факультета) курсантов совместно с кафедрами определяет целесообразность и возможность обучения курсанта по индивидуальному плану. При положительном решении из числа профессорско-преподавательского состава кафедр подбираются руководители обучения. О допуске курсантов к обучению по индивидуальным планам объявляется приказом начальника военно-учебного заведения. Общий контроль обучения курсантов по индивидуальным планам осуществляют командиры батальонов (начальники факультетов) курсантов.

При определении количества курсантов, переводимых на такое обучение, следует исходить прежде всего из их соответствия предъявляемым требованиям, а также возможностей по обеспечению качественного руководства самостоятельной работой.

Основным документом, регламентирующим обучение курсантов, является индивидуальный план, разрабатываемый каждым из них совместно с руководителем обучения на семестр или на весь оставшийся срок обучения.

В плане целесообразно отразить обязательное выполнение отчетности, установленной действующим учебным планом и учебной программой, последовательность и сроки изучения разделов и тем дисциплин, взятых для самостоятельного освоения, в том числе дополнительных дисциплин (разделов), сроки и виды отчетности по ним, содержание и сроки проведения научных сообщений, докладов, предполагаемых публикаций по тематике выбранного направления деятельности, основные общественные поручения. Индивидуальный план подписывается курсантом и руководителем его обучения, согласовывается с командиром батальона (начальником факультета) курсантов, преподавателями дисциплин, взятых для самостоятельного изучения, и утверждается заместителем начальника военно-учебного заведения по учебной работе.

Основу содержания обучения по индивидуальным планам составляет профессиональная подготовка, предусмотренная действующими учебными планами и учебными программами по специальностям, а также углубленное изучение некоторых дисциплин в интересах целенаправленной подготовки для успешной работы по выбранному направлению деятельности в соответствии с конкретным предназначением выпускников, в том числе к научной и педагогической деятельности.

Такая подготовка может включать:

изучение 1 - 2 дополнительных дисциплин (но не более одной в семестр) или несколько дополнительных разделов дисциплин учебного плана общим объемом 80 - 100 часов в семестр. Содержание дополнительных дисциплин (разделов) разрабатывается для каждого обучаемого кафедрой и утверждается ученым советом военно-учебного заведения;

участие в научно-исследовательской, изобретательской и рационализаторской работе;

разработку рефератов, научных сообщений и докладов, публикаций в периодической печати, участие в научных конференциях и семинарах.

Обучение по индивидуальным планам строится таким образом, чтобы часть дисциплин учебного плана осваивалась совместно со всеми курсантами, а часть самостоятельно и под руководством соответствующих специалистов с обязательным посещением практических, в том числе и полевых занятий.

Руководство обучением курсантов по индивидуальным планам осуществляется руководителем, закрепленным приказом начальника военно-учебного заведения из числа опытных преподавателей. Руководитель систематически проверяет степень и качество выполнения личного плана работы курсанта, проводит разбор проделанной работы, дает консультации. В конце семестра он должен составить отзыв о работе курсанта по индивидуальному плану. Отзыв обсуждается на заседании кафедры, от которой выделен руководитель, с участием командования батальона (факультета) курсантов.

Работа курсанта признается успешной, если он все экзамены и зачеты сдал на оценку "отлично", "хорошо" или "зачтено", выполнил все основные работы, предусмотренные индивидуальным планом, не имел нарушений воинской дисциплины. При получении на экзаменах и зачетах оценки ниже "хорошо", значительном отставании в выполнении индивидуального плана, нарушении воинской дисциплины, а также в случае заявления курсанта о нежелании продолжать обучение по индивидуальному плану приказом начальника военно-учебного заведения они переводятся на обучение на общих основаниях.

На заключительном этапе изучения всей дополнительной дисциплины или ее части (раздела) проводится экзамен с целью определения теоретических знаний, практических навыков курсантов и умения применять их при решении конкретных задач.

Изучаемые дополнительные дисциплины и результаты отчетности по ним заносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, учебную карточку и хранятся в учебном отделе вуза в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении.

Формы отчетности по всем дисциплинам учебного плана для курсантов, обучающихся по индивидуальным планам, а также сроки войсковой стажировки, практики остаются такими же, как и для всех курсантов.

56. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой курсантов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, практических, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр, экзаменов (зачетов), могут проводиться групповые консультации.

Проведенные консультации должны учитываться в журналах взводов, а на кафедрах - в журналах учета служебной нагрузки научно-педагогического состава.

57. Войсковая стажировка организуется в целях приобретения курсантами опыта в исполнении должностных обязанностей по должностному предназначению. Войсковая стажировка проводится на соответствующих воинских должностях в округах и учреждениях внутренних войск МВД России. Общая продолжительность стажировок определяется учебными планами и образовательными программами.

Практика (юридическая, производственная, ремонтная) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика может проводиться в военно-учебном заведении и его структурных подразделениях, в воинских частях, организациях и учреждениях МВД России и других федеральных органов исполнительной власти.

Войсковая стажировка и практика организуются и проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России и Главного командования внутренних войск МВД России, а в случае подготовки кадров для иных федеральных органов исполнительной власти - в соответствии с их нормативными правовыми актами.

Кафедрой (кафедрами), на которую возложено руководство стажировкой (практикой), разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого курсанта. Для руководства и контроля за работой курсантов от военно-учебного заведения назначаются руководители войсковой стажировки (практики) из числа преподавателей и командиров подразделений курсантов.

За организацию и проведение войсковой стажировки (практики) отвечает начальник военно-учебного заведения, а за создание необходимых условий для ее проведения, выполнение программ и индивидуальных заданий курсантами - командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, в которых она проводится. Возложение на курсантов обязанностей, не связанных с выполнением программ войсковой стажировки (практики), не допускается.

Курсанты по окончании войсковой стажировки (практики) представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчетов проводится в военно-учебном заведении или по согласованию с Главным командованием внутренних войск непосредственно по месту проведения войсковой стажировки (практики) с участием руководителя стажировки (практики). Курсанты, не прошедшие стажировку (практику) по уважительным причинам, а также получившие при защите неудовлетворительные оценки, проходят стажировку (практику) в порядке, установленном инструкцией о проведении войсковой стажировки (практики).

Все виды учебно-методических материалов войсковых стажировок (практик) хранятся на кафедре в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении по действующим учебным планам и образовательным программам.

58. Выполнение курсовой работы (проекта, задачи) имеет целью научить курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не более двух. На курсовую работу (проект, задачу) кафедра разрабатывает задание, которое рассматривается и утверждается на заседании кафедры.

Для руководства работой курсантов назначаются руководители из числа преподавателей или научных работников, которые утверждаются на заседаниях кафедр или предметно-методических комиссий. Защита курсовой работы (проекта, задачи) курсантом производится перед комиссией кафедры при непосредственном участии руководителя работы. По результатам защиты выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки курсанты выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, установленные начальником военно-учебного заведения. Все материалы курсовых работ (проектов, задач) хранятся на кафедре в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении.

59. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки курсантов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта.

Дипломная работа представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и выполняется курсантами всех специальностей. Материалы дипломной работы оформляются в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.

Дипломный проект - это теоретическое решение конкретной задачи по специальности. Выполняется курсантами отдельных командных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы, разработанные курсантом.

Соотношение количества дипломных работ, проектов определяется начальником военно-учебного заведения. Темы дипломных работ (проектов) разрабатываются кафедрами, утверждаются на их заседаниях и выбираются курсантами самостоятельно не позднее первого месяца последнего года обучения.

Каждому курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта) из числа преподавателей, научных работников и руководящего состава военно-учебного заведения (факультета), утвержденный на заседании ученого совета вуза. Назначение руководителей приказом начальника военно-учебного заведения (факультета) и выдача курсантам заданий на разработку дипломных работ (проектов) производятся не позднее чем за три месяца до начала их разработки. При этом за одним руководителем закрепляется не более пяти курсантов. В тех случаях, когда дипломная работа (проект) выполняется в воинской части (организации), дополнительно может назначаться специалист из соответствующей воинской части (организации). По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект), в выполнении которой участвуют два и более курсанта. Для руководства комплексной дипломной работой (проектом) один из руководителей назначается старшим.

На выполнение дипломных работ (проектов) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенная работа с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждается (проходит предварительную защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект), допущенная к защите, представляется на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в государственную аттестационную комиссию военно-учебного заведения для защиты.