Решение Верховного Суда РФ от 07.12.2004 N ГКПИ04-1422 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 4.6, 4.7, 4.8, 4.10 Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Романенкова Н.С.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующими пунктов 4.6, 4.7, 4.8, 4.10 Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 года N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц",
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 4.6, 4.7, 4.8, 4.10 Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 г. N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц".
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и незаконно возлагают на граждан обязанность по идентификации личности при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты в обменных пунктах.
В суде заявитель Г. и его представители Усоскин С.В., Денисов А.М. поддержали заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц Банка России Названова Н.С., Пауничев А.Е., Ларина Е.Л., Юдина Г.В., Минюста России Мокрова Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения заявителя Г., его представителей Усоскина С.В., Денисова А.М., представителей заинтересованных лиц Банка России Названовой Н.С., Пауничева А.Е., Лариной Е.Л., Юдиной Г.В., Минюста России Мокровой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Центральный банк Российской Федерации 28 апреля 2004 г. утвердил Инструкцию N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц".
Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2004 г., регистрационный номер 5824 и опубликован в "Вестнике Банка России" N 33, 09.06.2004.
Глава 4 Инструкции устанавливает порядок обслуживания кассовым работником физического лица в обменном пункте.
Согласно пункту 4.6 Инструкции обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливая правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, в пункте 2 статьи 11 предусматривает, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В пункте 4.6 Инструкции предусмотрено, что обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в пункте 1 статьи 7 устанавливает обязанность для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Суд не усматривает противоречий Федерального закона с положениями статей 35 и 55 Конституции Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 1 предусматривает, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положения Инструкции об идентификации физического лица при осуществлении операций с наличной валютой в обменном пункте не ограничивают права гражданина на совершение сделки купли-продажи иностранной валюты.
Доводы заявителя о том, что обмен физическим лицом наличной иностранной валюты на наличные российские рубли, обмен физическим лицом наличных российских рублей на наличную иностранную валюту, конверсия физическим лицом одной наличной иностранной валюты в другую иностранную валюту не являются операциями с денежными средствами и не связаны с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей, являются несостоятельными.
Так, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" определяет операции с денежными средствами или иным имуществом как действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3 настоящего Закона).
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям, которые могут осуществлять кредитные организации, относит куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах (пункт 6 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а договор является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.
Не основаны на законе утверждения заявителя в судебном заседании о том, что обмен наличной иностранной валюты физическим лицом на сумму до 600000 рублей в контексте Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не признается операцией с денежными средствами или иным имуществом.
Данный Федеральный закон такого положения не содержит.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
По объяснениям представителя Банка России Лариной Е.Л., операции с денежными средствами на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, подлежат обязательному контролю.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания.
Пунктом 4.7 Инструкции определено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются:
4.7.1. Паспорт гражданина Российской Федерации - для граждан Российской Федерации.
4.7.2. Общегражданский заграничный паспорт - для граждан Российской Федерации.
4.7.3. Паспорт моряка - для граждан Российской Федерации.
4.7.4. Удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации.
4.7.5. Иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, - для граждан Российской Федерации.
4.7.6. Паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность, - для иностранных граждан.
4.7.7. Вид на жительство в Российской Федерации - для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации.
4.7.8. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, - для лиц без гражданства.
4.7.9. Разрешение на временное проживание - для лиц без гражданства.
4.7.10. Вид на жительство - для лиц без гражданства.
4.7.11. Иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, - для лиц без гражданства.
4.7.12. Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе, - для беженцев.
4.7.13. Удостоверение беженца - для беженцев.
Пункт 4.8 Инструкции предусматривает, что операции с наличной валютой и чеками могут осуществляться при предъявлении физическим лицом кассовому работнику обменного пункта водительского удостоверения.
Как пояснила суду представитель Банка России Названова Н.С., в данной норме Банк России установил упрощенную идентификацию, позволяющую осуществлять отдельные операции с наличной иностранной валютой и чеками при предъявлении физическим лицом кассовому работнику обменного пункта водительского удостоверения, когда сумма операции с денежными средствами не превышает 600000 рублей.
Заявитель не оспаривает, что предусмотренные в названных пунктах Инструкции документы в соответствии с законодательством Российской Федерации являются документами, удостоверяющими личность гражданина.
Что касается доводов заявителя о незаконности положений пунктов 4.7 и 4.8 Инструкции, т.к. они вытекают из пункта 4.6 Инструкции, предусматривающего идентификацию физического лица при осуществлении операций с наличной валютой, то мотивы, по которым суд признал соответствующим действующему законодательству данный пункт, изложены в решении выше.
В соответствии с пунктом 4.10 Инструкции началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 и 4.8 настоящей Инструкции. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками.
Доводы заявителя об оспаривании данной нормы также касаются требования об идентификации личности, по которому судом выше уже приведены мотивы, обосновывающие законность этого положения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Представители Банка России Названова Н.С., Пауничев А.Е. пояснили в суде, что в целях содействия принятию и укреплению мер, направленных на повышение эффективности предпринимаемых мер по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в 2002 - 2004 гг. Российской Федерацией ратифицированы конвенции ООН, которые содержат требования об установлении в каждом государстве-участнике всеобъемлющего внутреннего регулирования и надзора в отношении банков, основанного на требованиях в отношении идентификации личности клиента ("Конвенция против транснациональной организованной преступности" от 15 ноября 2000 г.), и требования о принятии мер, обязывающих финансовые учреждения и другие организации, участвующие в совершении финансовых операций, принимать самые эффективные из имеющихся в их распоряжении мер для идентификации их постоянных или случайных клиентов ("Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма" от 9 декабря 1999 г.).
Объяснения свидетеля Рокотова В.И. о том, что в одном из иностранных государств он обменял валюту без предъявления документа, удостоверяющего личность, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Одной из функций, возложенных на Банк России Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", является установление правил проведения банковских операций.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы Банком России в пределах компетенции и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Г. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Г. о признании недействующими пунктов 4.6, 4.7, 4.8, 4.10 Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 года N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей